7 мин.

Уловка «рокировка»

Обычно «глупым сезоном» в Формуле-1 называют период, предшествующий трансферной возне и заключение контрактов с боевыми пилотами. Название — лишь отражение сути растянутого во времени и пространстве отрезка, преисполненного слухов и домыслов относительно будущего гонщиков. Однако в восприятии вашего автора на самом деле идиотским выдался нынче не пролог, подразумевавший обсуждение трудоустройства того или иного спортсмена, а непосредственно подписная компания. Ведь подавляющее большинство дружин на осенне-зимней страде предприняли столь алогичные поступки, что стало страшно не только за будущее конюшен, но и за психическое состояние их хозяев.

«Уильямс»

Взять, к примеру, «Уильямс», в попытках догнать собственную тень всего за сезон успевший дважды добровольно прищемить себе яйца. Прошлой зимой сэр Фрэнк, без особых восторгов сведший дебет с кредитом, решил экономить на всем, что только возможно. И сразу же вычеркнул пункт о повышении зарплаты Нико Хюлькенбергу.

Понятно, что на требования агента немца Вилли Вебера согласился бы только сумасшедший. Но терпение в переговорном процессе по пересмотру соглашения перспективного проспекта проявить все-таки стоило. Как минимум потому, что эффект от подготовки квалифицированного кадра внутри конюшни трудно переоценить — кому как не людям из Гроува об этом знать. Ведь пока Нико «Франкенштейн» Росберг работал на благо британцев, лицо его «создателей» светилось радостью. А банковский счет пополнялся средствами от телевизионных прав, поскольку «золотой мальчик», выхваченный «Уильямсом» на пике карьеры в GP2, регулярно добывал очки, почет и уважение уже во взрослой серии.

Однако тратиться на Хюлькенберга и ожидать, пока клон Росберга пройдет весь путь адаптационного возмужания, «синие» не решились. Предпочли сфокусировать силы на подготовке достойной машины на ближайшие сезоны. Для чего сделали ставку на Рубенса Баррикелло (опыт по подготовке и доводке) и Пастора Мальдонадо (деньги, необходимые на апдейты). Зачем именно в этот момент затевать еще и реконструкцию технического корпуса, до сих пор остается загадкой не только для аналитика Sports.ru, но и для сотен его коллег по всему свету. Ведь пертурбации в том же отделе аэродинамики — не говоря уже о высшем техническом руководстве — автоматически превращали сезон-2011 в переходный. Так почему же не дать набраться опыта тому же Хюлькенбергу и уже вокруг него строить обновленный коллектив годом позже?.. Но, видимо, «синие» настолько ненавидят логику, что готовы ей мстить практически каждый день. И только поэтому пару недель назад выбросили из кокпита бразильского ветерана ради еще одного рента-драйвера.

Давайте не будем тешить себя надеждой: чудодейственным образом Бруно Сенна не рванет на подиум сегодня или завтра, даже будучи в кокпите «Феррари» — что уж говорить о «Уильямсе». Он имел несколько отличных возможностей закрепиться в пуле востребованных гонщиков, но все шансы растратил попусту, так и оставив после заездов годного к рассмотрению резюме. Поэтому сегодня его прежде всего стоит рассматривать как финансовый, а не спортивный актив конюшни.

Утверждение такого сомнительного гонщика в боевую обойму рядом со столь же серым Мальдонадо (венесуэлец провел год ни шатко, ни валко, но удачно защитился от критики статусом дебютанта) заставляет смотреть на руководителей «Уильямса» через пальцы «фейспалма». Во-первых, в развитии машины команда не продвинулась — достаточно перечитать летние интервью Баррикелло. Во-вторых, лидер, вокруг которого есть смысл строить команду, не нашелся. Хуже того, конюшня даже не пыталась привлечь спортсменов, способных справиться с этой ролью. В-третьих, коллектив отказался от услуг человека в кокпите, хотя бы отдаленно понимавшего, что и как работает не так — и умевшего это сказать на понятном инженерам языке. Наконец, перетряхнув технические департаменты, команда поставила новых людей перед необходимостью строить болид-2012 с чистого листа. «Для кого? Для чего?» — КВН-овские вопросы грозят превратить весь сезон «синих» в клуб веселых и находчивых.

«Лотус»

«Лотус» тоже особым умом и сообразительностью не отличился. Нет, с приглашением Кими Райкконена все понятно: если ставка Эрика Булье сыграет, менеджер как минимум на тон заставит снизить звучащую в его адрес критику. Кроме того, если в команде подсуетятся, то успеют снять достаточные дивиденды от сотрудничества с финном еще до того, как его потенциальные результаты огорчат потенциальных рекламодателей и маркетинговых партнеров. Другое дело, если Айсмен повторит судьбу Михаэля Шумахера — и выпадет в осадок, в том числе на фоне напарника. Исходя из данного контекста, сохранение Виталия Петрова в обойме было бы на порядок более разумным. Здесь и к месту «отмазка» о проведенных россиянином 38 Гран-при в составе «Лотуса», и о навыках, почерпнутых от сотрудничества с Робертом Кубицей, и история «мы его на помойке нашли — от очистков очистили — в «королевские гонки» привели — топ-пилотом сделали» на подмену неудавшейся легенде о возвращении чемпиона…

Однако Булье пошел на поводу у собственных деловых интересов, предпочтя пусть далекому от уровня топ-пилота уроженцу Выборга собственного протеже Ромена Грожана. Сказать по правде, это лобби из разряда «шило на мыло», ведь если Райкконен сдуется еще до второй волны обновлений болида, «Лотус» рискует быть съеденным той же «Форс-Индией». Особенно в контексте отмены системы дорожного просвета и укрепления линейки пилотов «силовиков». Ведь без главного технического козыря за какие-то два месяца, оставшихся до старта, коллективу из Энстоуна будет крайне сложно изыскать внутренние резервы для выхода уровень топ-3. А с хандрящим, к примеру, из-за работы шин первым пилотом так и вовсе нереально. Ведь за семь полноценных уик-эндов в элитном классе Грожан вряд ли освоил технику работы по сбору, обработке и применению информации в боевых условиях, когда именно от твоего решения зависит политика и перспективы конюшни на конкретно взятом этапе. И даже два суммарных года тестерства этого не изменят.

Понятное дело, что при шедшем ударными темпами на поправку Роберте Кубице ни Петрову, ни Грожану место боевого пилота в «Лотусе» не светило бы. Но очередной перелом поляка неожиданно предоставил Булье карт-бланш на выбор напарника для Кими. Вот здесь-то и возникает вопрос, почему менеджер так слепо пошел на поводу у собственных интересов. Привлечь к сотрудничеству того же Баррикелло (к слову, собравшего неплохой спонсорский пакет) или Ярно Трулли, выгодно обменяв того на Петрова с сохранением опции на обратную рокировку — отличный кадровый ход. Ведь тогда даже запрет на инновацию Эллисона не виделся бы фатальным: два «зубра» «королевских гонок» в работе рука об руку наверняка нашли бы выходы из тупиковой ситуации скорее, нежели та пара, что готовится приступить к работе в Энстоуне сейчас…

И, да, еще одна маленькая ремарка не в пользу Грожана. В начале 2011-го его брали в команду на роль тест-пилота вместе с еще четырьмя коллегами по цеху — уже упоминавшимися Сенной, Хо-Пин Туном, Файрузом Фаузи и Яном Харузом. Даже в соперничестве с этими парнями француз не стал лидером.

И другие…

К слову, колоссальная польза от присутствия ветерана в команде, не имеющей конкурентоспособной базовой модели болида, просто обязана удержать Тони Фернандеса от увольнения Трулли. Понятное дело, что «Катерхэм» в ближайший сезон связывает большие надежды исключительно с Хейкки Ковалайненом. Это подтверждают зимние отзывы о финне техперсонала и стремление руководства любой ценой сохранить пилота в составе. Следовательно, парню нужен не конкурент, а напарник, способный трудиться на общее благо и при случае играть роль Санчо Пансы — пока в Норфолке (скоро – в Лифилде) не до внутрикомандной борьбы. Приглашение амбициозных пилотов, жаждущих самоутвердиться в «Ф-1» или вернуться туда на уровень выше, камерную атмосферу «Катерхэма» убьет. А замена одного ветерана другим вряд ли окажется ощутимо эффективной (разве только в кокпит не сядет Ник Хайдфельд). Другими словами, если боссы «Катерхэма» решатся отказать итальянцу ради Петрова, то в накладе окажутся все. К обозначенным минусам команды добавится персональный негатив россиянина: он вновь перекочует в разряд рента-драйверов, от ярлыка которого так старательно избавлялся последний год.

Что же до аутсайдеров, то после подписания «Хиспанией» Педро де ла Росы затеплилась надежда, что хоть в одной команде-нефаворите взялись за ум. Однако отправка в свободное плавание Витантонио Лиуцци, который вроде как и имеет контракт, но в то же время теперь на должности не состоит, показало наличие разрухи и в пиренейских головах. Естественно, когда у команды нет бюджета, говорить о кооперации с толковыми пилотами не приходится. Но ведь даже у «ХРТ» под Новый год имелся выбор на рынке свободных агентов: одних экзотических парней типа китайцев-малайцев набиралось полдесятка — не говоря уже об индийцах, уверяющих, что владеют навыками левитации вместе с машиной. Да и призрак Адриана Сутиля не стоит недооценивать: если немца не упекут за решетку, он способен подарить вывести на биржу еще кого-либо из нынешних гонщиков. В общем, только бегай по агентам, собирай сведения да соизмеряй аппетиты. Однако любящая аббревиатуры «ХРТ» с решением не торопится, оставляя напротив имени второго пилота в официальной заявке столь же нелепые, как и сама команда, буквы «х.з.».