13 мин.

Роберто Фирмино: путь форварда Ливерпуля от бедности к роли звезды Энфилда

Дом Фирмино в детстве (справа, окрашен в белый) теперь магазин хот-догов. Вдалеке можно увидеть Эстадио Рэй Пеле

Перевод текста BBC Sport in Brazil. Фотографии взяты из оригинала.

Гигантские пальмы склоняются над бирюзовой водой, высоченные гостиницы мерцают на солнце, шикарные пляжные рестораны, в которых подают лобстера и дорогие напитки - легко понять почему Масейо, столица штата Алагоас, известен как бразильские Карибы.

Тем не менее, как и во многих городах неразвитого северо-востока страны, эта фотография-открытка рассказывает только часть истории, только поверхностный образ крупного города зависимого от туризма. Пройти всего несколько кварталов вглубь и совершенно иной Масейо предстанет перед глазами; место, которое регулярно попадает в списки самых жестоких в Бразилии.

Именно здесь, среди ковра мусора, грязных канав и хибар, начал свой путь робкий мальчик с вечной улыбкой на лице; путь от улиц до Сборной, из Алагоаса до Энфилда.

Роберто Фирмино Барбоса де Оливейра родился 2 октября 1991 года в Трапиче да Барра, бедном районе, стесненном с одной стороны загрязненным озером и бедными фавелами с другой. В доме своей юности он погружался в какофонию, исходящую из 20-тысячника Эстадио Рэй Пеле. Совершенно очевидно, что футбол всегда был у него в голове.

Тот дом в Трапиче недавно был отремонтирован и превратился в магазин хот-догов, но торцевая стена еще осталась. Ржавые металлические ограждения с защитой от перелезания все еще там, им продолжают доверять оборону дома от грабителей. Раньше они выполняли еще одну функцию - не выпускать решительного мальчика из дома.

 

Друг детства Бруно Барбоса дос Сантос играл в футбол против Фирмино на PlayStation 2. Фирмино (на фото), который обычно играл за Коринтианс, всегда выигрывал.

"Здесь всегда была жестокость и мама Роберто всегда защищала его," - говорит Бруно Барбоса дос Сантос, друг детства Фирмино. "Он был голодным до футбола, но его часто не выпускали из дома, поэтому он перепрыгивал через стену, чтобы сыграть с нами на улице. Однажды он упал и пришлось накладывать швы на колено. У него все еще есть тот шрам".

Остальные друзья вспоминают как бросали камни на крышу дома Фирмино, чтобы заманить его на игру, или как тренер в первой команде Фламенгиньо ставил лестницу, чтобы звезде команды было проще выбраться из дома. Даже когда он играл против детей старше на 6 лет, Фирмино был на уровень выше.

"Мама Роберто беспокоилась, что из-за такого района он вырастет бандитом, но он никогда об этом не думал," - говорит другой старый друг Дедеу, которые до сих пор там живет.

"Он был тихим и робким - он просто улыбался - но сходил с ума по футболу. Даже когда у него не было мяча, он набивал апельсин. Его мечтой было стать профессионалом, но там, где мы живем, очень трудно добиться такого. Поэтому я очень счастлив за него. Он заслуживает своего успеха".

Поговорите с любым, кто знает Фирмино или его родителей, Мариана Сисера и Жозе Кордейро, и чувства будут одинаковыми. Именно одно португальское слово постоянно приходит в голову: "humilde". Скромный. Целеустремленная семья, которая заработала на свой выход из бедности.

Чтобы убежать от своей беспокоящейся мамы, Фирмино перепрыгивал через заднюю стену дома. Иногда тренер подносил лестницу, чтобы облегчить жизнь для своего звездного игрока.

Жозе был уличным торговцем, продавал воду в бутылках из сумки-холодильника на входе на музыкальные представления и футбольные матчи. Это был единственный источник дохода семьи и Роберто помогал, собирая деньги и отдавая сдачу. Но когда отец боролся, чтобы прокормить семью, у сына была великая цель.

"Он всегда был хорошим мальчиком, всегда думал о других," - говорит Бруно, который и сейчас на связи с форвардом Ливерпуля по WhatsApp. "Даже сейчас он помог моей бабушке; подарил ей коляску, когда она перенесла инсульт."

"Его мечтой было увезти мать, отца и сестру отсюда".

Поверните направо в начале улицы детства Фирмино, пройдите минуту и дойдете до бетонной минифутбольной площадки, разметка на которой сделана из грязи и мусора. Именно здесь Фирмино оттачивал свои умения, тренировал переступы и улучшал дриблинг.

"Он смотрел на Роналдиньо Гаучо и Роналдо по телевизору и хотел быть как они," - говорит Дедеу. "Он говорил об умениях Роналдиньо, но, мужик, у него они тоже были. Он всегда был намного лучше других. Он был потрясающий. Он так хорошо владел мячом, что иногда мы падали на задницы".

Маленькая площадка находится на входе в Эскола Эстадуал Профессор Таркизио де Жезус, школа, в которую Фирмино пошел в возрасте 7 лет. Табличка на двери директора гласит: "Начни с того, что необходимо; затем делай, что возможно; и вдруг ты делаешь невозможное". Ари Сантьяго улыбается, когда читает это. Бывший агент административной поддержки (социальный работник? - прим. пер.), ему приписывается организация школьной футбольной команды. Подталкивая школьников мечтать о большом, он не мог представить, что один из учеников дойдет до того, что будет играть за сборную Бразилии.

 

Ари Сантьяго. Табличка на двери гласит: "Начни с того, что необходимо; затем делай, что возможно; и вдруг ты делаешь невозможное".

"Одной из причин почему я создал команду было то, что по приезду из отпуска в один год я узнал о смерти трёх учеников," - вспоминает он. "В то время здесь была очень развита преступность и смерть тех ребят сделала мне очень больно. Я думал: "Ну, нам нужно показать этим детишкам что-то иное, чем насилие, иначе и они завязнут в ней".

Школьная команда не только хорошо повлияла на поведение учеников, которые могли быть исключены, но и дала Сантьяго причину поговорить с талантливым 14-летним парнем, известным как лучший игрок школы. Фирмино уже подписал юношеский контракт с местной сильной Clube de Regatas Brasil (CRB), и поэтому не мог играть в соревнованиях за другую команду. Тем не менее, ему разрешили тренироваться и играть в товарищеских матчах за школьную команду.

"Он был очень тихим мальчиком, очень спокойным, но всегда просил мяч," - говорит Сантьяго. "Я помню, что мячи можно было давать детям только в определенное время, но он приходил ко мне, улыбался и изображал мяч руками. Иногда я отдавал, иногда нет. Тяжело было сказать нет такой улыбке".

Когда жребий схлестнул школьную команду с CRB в четвертьфинале местного чемпионата, Фирмино дерзко посоветовал своему учителю принести сумку, чтобы унести все забитые им голы. И, естественно, он выполнил обещание, забив гол в победном матче 8:0. "На следующий день я был у себя в кабинете, когда он пришел в школе," - вспоминает Сантьяго. "Он прошел мимо смеясь, но ничего не сказал. Затем он вернулся, улыбнулся еще шире и опять ушел. Это был его способ выразить себя - через свою улыбку".

Фирмино изначально пошел в Эскола Эстадуал Профессор Таркизио де Жезус в возрасте 7 лет и учительница по религиоведению, Жильвания Диас да Сильва, вспоминает его как "веселого, улыбчивого мальчика, которому был интересен лишь футбол".

Ранее в том же году, когда Фирмино ходил на просмотр в CRB, его мама пошла вместе с ним, заинтригованная слухами от соседей, что футбольные умения сына могут быть билетом ее семьи из Трапиче. У тренера юношеской команды Гильерме Фариаса заняло лишь несколько минут дял понимания, что этот нескладный мальчик в потрепанных бутсах достоин контракта.

"Что сразу привлекло мое внимание - это качество его игры," - говорит Фариас, чья гостиная полна трофеев и подписанных футболок бывших игроков, включая 3-х кратного победителя Лиги Чемпионов Пепе. "Роберто был тихим, но необыкновенно бил по мячу. Я вывел его на поле и спустя 3 розыгрыша я остановил его и сказал: "Готовь бумаги, будешь играть за нас".

Денег было немного, но с помощью Фариаса и клубного зубного врача, Марселлуса Портелла, Фирмино 2 года ездил по северо-востоку Бразилии, играя в юношеских чемпионатах на позиции оттянутого опорного полузащитника, часто в одной команде с будущим нападающим Реал Сосьедад, Виллианом Жозе. В какой то момент он сел на 120-часовой маршрут на автобусе до Сан-Пауло на национальный чемпионат; его ноги болели, но энтузиазм никогда не затухал. "Я тренировал много талантливых ребят," - говорит Фариас, "но ни один не показал столько преданности как Роберто".

 

Гильерме Фариас тренировал Фирмино на протяжении 2-х лет в CRB и сказал, что он всегда играл чисто, "не как Пепе, который был всегда агрессивным". Фариас также работал с Виллианом Жозе (Реал Сосьедад) и Отавио (Бордо).

Портелла, который позже стал советником и агентом Фирмино, добавляет: "Роберто всегда был позитивным и преданным. Я никогда не встречал таких игроков, как он. Я раньше говорил: "Однажды вы увидите этого мальчика в сборной Бразилии". Все говорили, что этот доктор сумасшедший, тем не менее, сегодня - вон же он. Я заткнул рты многим людям."

Сразу после 16-го дня рождения Фирмино Портелла связал тренера юношеской команды CRB Тониньо Алмейда с Лучиано "Билу" Лопесом, полузащитником из Алагоаса, который завершал карьеру на юго-востоке Бразилии. Алмейда отправил DVD-кассету с игрой своей драгоценной собственности и Билу был впечатлен динамикой Фирмино "даже на плохих полях Масейо". Он помог организовать просмотр в Сан-Пауло, у королей, чемпионов высшего дивизиона и его бывшей команды - Фигейренсе.

На протяжении двух недель в Сан-Пауло Фирмино почти не видел мяча и не поступало никаких предложений. Он уехал расстроенным, но спокойным, в южный штат Санта Катарина. На этот раз, несмотря на неопределенность среди тренеров Фигейренсе из-за его молчаливости, когда мяч попадался к нему, он позволял своим ногам говорить все слова.

"Роберто приехал на просмотр в середине 2008 года," - вспоминает Эмерсон Мария, тренер Фигейренсе U17. "Обычно просмотры длятся максимум 1 месяц, но в зависимости от игрока они могут закончиться раньше: 2 недели, 10 дней и т. д.

"Просмотр Роберто длился всего 30 минут - он был исключительным. Он практически не ошибался, показал потрясающие технические качества, и в довершение ко всему забил 2 гола через себя. В последствии все говорили про него и я понял, что у нас в руках очень особенный игрок".

Мария тут же поменял позицию Фирмино на поле, подвинув его ближе к атаке. Скучая по родине, но с дьявольским упорством вытягивая всё из возможностей, молодой и подающий надежды человек оставался на связи с друзьями в Масейо посредством социальных сетей Orkut и MSN Messenger; он говорил, что вернется только тогда, когда добьется успеха. Тем не менее, его робость оставалась беспокойством. Мария называл его "Альберто" и никто даже не пытался его поправить.

Билу, который позже стал шафером на свадьбе Фирмино, вспоминает: "Вскоре после того, как я отвез Роберто в Фигейренсе, мне позвонил координатор базы, спрашивая не немой ли он, потому что игрок был таким тихим. Я позвонил ему и сказал: "Роберто, ты должен говорить, проси мяч, говори с персоналом". Он ничего не сказал, просто посмеялся".

Пока его голос был тихим, шум вокруг него становился все громче. В 2009 году перед своей первой игрой за Фигейренсе его пригласили на просмотр в Марсель.Но его поездка на юг Франции включала остановку в Испании и дела пошли наперекосяк. Несмотря на то, что Фирмино лишь делал пересадку, иммиграционная служба в аэропорту Мадрид-Барахас обвинило его в попытке пересечь границу страны без предварительных документов и его депортировали в слезах.

По прилету обратно в Бразилию Фирмино встретил Мария, который тут же поднял 17-летнему настроение, напомнив ему, что Кафу прошел через такие же разочарования в начале своей карьеры перед тем, как в качестве капитана привести сборную Бразилии к триумфу на Чемпионате Мира. Спустя месяц он снова полетел в Марсель, на этот раз прямым рейсом. но французский клуб отказался платить 1 млн евро отступных. "Учитывая то, чего он добился с тех пор, это было ошибкой с нашей стороны," - признается Жан-Филипп Дюран в 2018, бывший главный скаут Марселя.

 

Фирмино позирует с бывшим одноклассником и одноклубником по Фламенгиньо Лусиальдо да Силва Алмейда во время визита в Трапиче в 2018 году; он пожертвовал 500 корзин с едой, снеками и игрушками для школьников.

Три недели спустя свой 18-ый день рождения, он сделал свой профессиональный дебют в мешковатой черно-белой форме Фигейренсе под номером 16. 13 месяцев спустя его назовут Самым Многообещающим Игроком Серии В, после того как он помог своему клубу попасть в высший дивизион. К концу декабря 2010 года несмотря на внимание скаутов Арсенала и ПСВ Эйндховен, он подписал контракт в Хоффенхаймом за 4 млн евро.

Смена солнечного света Санта Катарины на снег юго-запада Германии стало вызовом, но как всегда говорили его тренеры, целеустремленность Фирмино выделяет его. После пары лет акклиматизации его назвали Прорывом Года в Бундеслиге. Когда Ливерпуль выиграл конкуренцию у Манчестер Юнайтед и Манчестер Сити, чтобы подписать его за 29 млн фунтов в июле 2015 года, он уже стал полноценным игроком сборной. "Когда он уезжал, мы смеялись в одном глазу, в другом плакали," - сказал в 2018 году в интервью World Soccer Александер Розен, спортивный директор Хоффенхайма.

С тех пор карьера Фирмина становилась только круче. За последние 12 месяцев он выиграл Лигу Чемпионов, Копа Америка, и, кажется, поднимет трофей английском Премьер-лиги в этом сезоне. В августе он стал первым бразильцем, который забил 50 голов в высшем дивизионе Англии и в декабре забил единственный гол Ливерпуля в победном финале Клубного Чемпионата Мира против чемпионов Южной Америки, Фламенго.

Тем не менее, мальчик, который воспользовался щедростью остальных в свои ранние годы, никогда не забывал свои корни. В июле 2018 года, сразу после того, как стал всего лишь третьим мужчиной из Алагоаса, который сыграл на Чемпионате Мира, он вернулся в свою школу в Трапиче и привез 500 корзин с едой для местных семей, игрушками и батутом для детей. Будь это пожертвование в 60 тыс. фунтов для оплаты медицинских счетов семьи, финансовые вклады на счет больницы в Санта Катарина или покупка пива для 200 незнакомцев в одном из его любимых ресторанов в Масейо, всем кажется, что у каждого есть история о нем и его добросердечии.

Несмотря на это, остается чувство, что Фирмино не полностью ценят у себя на родине. Возможно, говорят его друзья и бывшие тренеры, это потому, что он никогда не играл за традиционные сильные команды в Сан-Пауло или Рио-де-Жанейро. Даже в Музее Спорта на Эстадио Рэй Пеле среди бронзовых бюстов алагоанских героев Марио Загалло и Дидой нет ничего, что могло бы чествовать суперзвезду, который буквально родился на этой же улице.

Предсказуемо, такие чувства не особо распространились на улицы Масейо. Здесь, среди гигантских пальм и высоченных отелей или загрязнения и отходов, Фирмино остается скромным непрославленным героем. Серхио Арауйо, ремонтник мобильных телефонов рядом с пляжем Понта Верде, лучше всего сказал про это:

"Роберто - сейчас лучший бразильский игрок в мире," - говорит он. "Он бы никогда этого не произнес, но я позволю это себе: Неймар ему даже в подмётки не годится".

Перевод текста BBC Sport in Brazil. Фотографии взяты из оригинала.