4 мин.

В 1995 году Алексей Яшин был в шаге от перехода в Детройт в обмен на Айзермана

Середина 90-х. В Детройте появляется идея обменять капитана Стива Айзермана, с которым команда в будущем трижды выиграет Кубок Стэнли, на центрфорварда из Оттавы Алексея Яшина, чью карьеру в НХЛ зачастую вспоминают по забастовке и выкупу многомиллионного контракта. Звучит как бред сумасшедшего фаната. Но это была реальная ситуация, которая едва не изменила историю НХЛ. Давайте разберёмся, как Яшин мог оказаться на «Джо Луис Арена» и почему этого не случилось.

Лето 1995 года. Детройт Ред Уингз - сильная команда, но уже 40 лет не добиралась до Кубка Стэнли. После многолетних неудач в плей-офф они доходят до финала и всухую уступают Нью-Джерси в серии. Болельщики разочарованы. Скотти Боумэн ищет способ освежить кровь команды. И тут взгляд падает на 21-летнего Алексея Яшина из Оттавы - второго пика драфта 1992 года.

Но Яшин не просто очередной молодой талант. Он набирает почти очко за игру в слабейшей команде лиги, при этом габаритный технарь с прекрасным броском и контролем шайбы. Боумен всегда любил умных и рослых игроков. В Оттаве, несмотря на невысокий уровень партнёров, Яшин превосходно играл в большинстве и набирал почти треть очков за сезон при розыгрыше лишнего. Россиянин виделся как хокккеист, который может довести шайбу от своей зоны до чужой и отдать передачу или бросить, а так же стать машиной по производству очков в неравных составах. Потенциальная игра в одной команде с Сергеем Фёдоровым казалась прекрасным способом обновить центральную ось двумя звёздами на годы вперёд.

Стиву Айзерману было уже 30. Да, он уже набрал более тысячи очков в регулярном чемпионате, но за это время Детройт лишь раз добрался до финала Кубка Стэнли и ещё раз - до финала конференции. Некоторые, включая часть прессы и любителей хоккея, считали Стива слишком мягким и неподходящим для решающих матчей; его видят некубковым игроком, который лишь набивает статистику в регулярке. К тому же в последнем чемпионате Айзерман набрал скромные для себя 12+26 в 47 матчах. В заявку сборной на Кубках Канады 1987 и 1991 годов Айзерман не попал. Таким образом, неудивительно, что находились те, кто считал, что лучшие дни канадца постепенно остаются позади.

Red Wings Rookie Rewind: Steve Yzerman - by Matthew Zator
Стив Айзерман в 1995 году

То есть в моменте подобная сделка для Детройта вполне могла восприниматься не как замена капитану, а как апрегрейд ростера: более молодой, сильный физически, голодный до побед игрок с потенциалом стать MVP НХЛ (что почти произошло и в реальности, когда в 1999 году Яшин стал вторым в голосовании за Харт Трофи).

А что же Оттава? К тому времени это всё ещё молодая франшиза, для неё строят новую арену и мечтают о суперзвезде, которая благодаря громкому имени привлечёт внимание болельщиков и медиа по всей Северной Америке. А кто подойдёт для этого лучше, чем Айзерман, который в школьные годы жил в пригороде Оттавы и начал там заниматься хоккеем? К тому же Яшин был недоволен своим контрактом. 

Итак, менеджеры команды звонят друг другу и начинают обсуждать обмен. По одной версии, Детройт отдать за Яшина только одного Айзермана. По другой, предлагает генменеджеру «Сенаторов» Ренди Секстону Айзермана плюс Мартина Лапойнта и Рэя Шеппарда. Переговоры доходят до владельцев, и сделка выходит на финишную прямую, но в последний момент срывается. Что произошло? Есть три версии. По одной, владелец Детройта Майк Илич относился к Айзерману как к сыну и не смог отпустить его из команды. По другой версии, Оттава в итоге сама отказалась, посчитав предложение недостаточным, несмотря на заинтересованность клуба из Мичигана. А по информации Кевина Пола Дюпона из Boston Globe, «Сенаторы» были в списке команд, куда Айзерман категорически не хотел переходить, и он угрожал не приезжать в Оттаву, если его обменяют.

Что могло бы случиться, если бы обмен произошёл? Представьте Яшина в Детройте конца 90-х: с русской пятёркой, Лидстрёмом, Шэнахэном и Боумэном у руля. Яшин, с его габаритами и техникой, идеально вписался бы в ту команду и мог набирать 100+ очков, оставшись в памяти как один из топ-5 россиян в НХЛ, а не как бастующий игрок с пустой трофейной полкой.

В итоге Айзерман остался, адаптрировал свою игру, и Детройт стал династией. Яшин же блеснул в Оттаве и довел клуб до второго места в конференции, но потом забастовал и отправился в еще один почти безнадёжный на тот момент клуб - «Айлендерс» - на рекордный контракт.