8 мин.

Павел ТАБАКОВ: «Хорошо, что команда возродилась»

Одна из главных живых легенд нашего клуба осенью старалась не пропускать ни одного матча «Лады-Тольятти» на стадионе «Торпедо». По его словам, традицию нарушать этой весной он тоже не намерен. Павел Табаков рассказал о былых временах, своей нынешней работе и секрете успеха подопечных Игоря Кечаева.

табаков

ПОД КРЫЛОМ «АКАДЕМИИ»

Павел Владимирович, после завершения своей профессиональной карьеры чем занялись?

На протяжении одного года я тренировал «Ладу-2», которая играла на области, и вот уже в течение трех лет занимаюсь селекционной работой в «Академии имени Юрия Коноплева».

Почему пошли тренировать команду СКП в 2010-м?

Все равно это необходимый опыт тренерской работы, даже несмотря на то, что команда выступала в областном чемпионате. Да, и сам я был играющим тренером. В «Академии» у меня была одного рода работа, а здесь я еще играю в футбол – приобретал ценный на тот момент опыт в тренерской работе.

Планируете в будущем получить более высокую тренерскую категорию и всерьез заняться тренерской профессией?

Такие мысли, безусловно, есть. Вопрос - получится ли это все осуществить. Конечно, хотелось бы потренировать кого-то – даже детей. Трудно сейчас загадывать на будущее, но желание потренировать большое.

Не тяжела ли работа селекционера? Ведь им приходится постоянно находиться в разъездах в поисках юных дарований.

Это тоже часть работы, которая дает мне дополнительные навыки. Ведь они также очень необходимы, и род деятельности связан с футболом. Уже разобрался, как все устроено в этой системе. Тренировать намного интереснее, чем заниматься селекцией. Однако и искать таланты мне нравится – все ж таки, какой никакой опыт.

Вашей целью стоит поиск детей определенного возраста или этот критерий не имеет особого значения?

В основном, мы приглашаем в «Академию» мальчиков с 12 лет. Поэтому ездил и просматривал детей того возраста, который был необходим команде. Все зависело от необходимости школы в ребятах того или иного возраста. Ищем игроков, еще не успевших дойти до команд-мастеров.

Как лично на Вас сказалось сокращение финансирования «Академии» и снятие профессиональной команды с первенства второго дивизиона?

Я думаю, что для «Академии» это, конечно, минус, ведь все-таки ребята должны к чему-то стремиться. Большое дело было, когда свои воспитанники проходили обкатку в командах второй и третьей лиги. А сейчас такой возможности у школы нет.

ПРЕМЬЕР-ЛИГА. ЧЕСНАКАС. ЦСКА.

С клубом Вы одногодки – оба родились в 1970 году. Вы успели пережить и счастливые моменты из истории команды, и те, которые, наверное, вспоминаете с горечью или с чувством упущенных возможностей. Что особенно отложилось в памяти помимо двух сезонов в вышке?

Да, были и хорошие года и неудачные, но и ведь гладко вся карьера не может пройти. 1993 год, когда мы вышли в высшую лигу, был особенно значим, в частности, для города, так как для Тольятти это было сделано впервые. Но были и тяжелые времена, тот же 1994 год, потому что для меня это был первый год в премьер-лиге. В 1996-м мы снова попали в элиту. А вот, к примеру, 1997 год был удачным и неудачным одновременно: после первого круга мы очутились очень низко в турнирной таблице, но благодаря качественной селекции во второй половине команда набрала хороший ход. В карьере были, как и в обычной жизни, спады и подъемы.

Держите ли связь с Вашими одногодками - с теми, с кем пробивались в большой футбол?

Да, дружим, общаемся с ребятами. С кем-то чаще получается видеться, с кем-то реже, ведь с того момента прошло уже тридцать лет. Поддерживаю связь с Вадиком Малышевым, с Андреем Козловым, Валерой Кокошко, Сашей Бандяевым,Тимуром Харузаевым, Олегом Богдановым – со всеми видимся. Конечно, пересекаюсь больше с Вадимом, Андреем и Олегом, но и с остальными пытаюсь общаться.

С их судьбами не знакомы? Чем они сейчас занимаются?

С теми, кого часто вижу, делимся новостями, через друг друга узнаем, как складывается жизнь ребят. Вот еще два или три раза в год встречаемся с Тимуром Харузаевым.

С кем Вы больше всего сдружились за все время выступлений за команду? Кого можете назвать самым верным приятелем?

Я надеюсь, у меня со всеми были и есть хорошие отношения, поэтому выделять кого-то не имеет смысла. И с бывшими одноклубниками из «КАМАЗа» ездим куда-то вместе.

В начале девяностых Вы играли с Сергеем Чеснакасом в одной команде. Он забивал очень много мячей. За счет чего ему это удавалось? Он Вам секрет не раскрывал?

Даже когда мы разговариваем между собой - с ребятами или тренерами, я всегда ставлю в пример Сергея. Он забивал – почему он забивал? Потому что усердно тренировался. Иногда видишь, как молодежь бьет, и вроде вот ты уже забиваешь гол, на момент расслабляешься и упускаешь возможность. А он старался на тренировках забивать каждый мяч. И после тренировок оставался, то есть для него это было целью – девизом – забить любой мяч. Наверное, секрет такой результативности как раз и заключается в том, что он подходил к этому делу очень серьезно.

Почему, когда команда выиграла турнир в первой лиге в сезоне 1993, Владимира Евсюкова сместили с поста главного тренера, а половину состава и вовсе поменяли для высшей лиги?

Мне сложно об этом говорить. Наверное, это было решение руководства. Мое личное мнение такое: костяк хотя бы в десять человек нужно было оставлять, а не менять всех, кроме четырех футболистов. Но опять же это решение наших руководителей.

Что, по вашему мнению, оба раза помешало команде задержаться в высшей лиге?

табаков

Вспоминая 1994 год – это первый год в высшей лиге, хочу отметить, что тех людей, которые завоевали путевку в элиту можно было оставить. Все таки думаю, раз команда заняла первое место в чемпионате, значит люди там были, как минимум, неплохого уровня. Поэтому, считаю, что ошибка была именно в этом, что были предприняты такие меры, касаемые больших видоизменений в составе.

Вам поступало много предложений из клубов премьер-лиги? Ведь большую часть карьеры вы провели в Тольятти, с небольшими отлучками в Куйбышев и Набережные Челны.

Конечно, предложения были. Мне говорили, что какие-то люди приезжали, специально просматривали. На то время, может быть, в московские клубы я не подходил. А так, были команды, которые приглашали меня в высшую лигу, но каждый раз что-то не получалось. Было много нюансов. Если говорить про московские клубы, то это было в 1990 году, когда я приехал увольняться из вооруженных сил, был вызов в ЦСКА. Наверное, время уже прошло, сейчас задумываешься об этом, может быть, по-другому могло все сложиться, если бы я поехал туда.

Чувствуете, что в 2009-м году сказали свое последнее слово в футболе?

С одной стороны я мог еще поиграть в футбол, но с другой закончить годом раньше годом позже разницы особой не было. Даже в 2008-м мне дали немного поиграть во втором круге. Рано или поздно было нужно дать дорогу молодежи. Силенки были, где-то на область поиграешь, за ветеранов. Можно сказать, что, в принципе, силы были, но так сложилось.

Тяжело ли Вам далось тогда решение закончить с игровой карьерой?

Это было непростым решением – никому не хочется заканчивать, но это неизбежно. Я не скажу, что это прямо тяжело, ведь я остался в клубной системе, получил тренерский опыт, работая с молодыми ребятами. Ко всему привыкаешь.

Как Вы считаете, расформирования клуба в 2009-м году можно было избежать?

Все на тот момент зависело от финансирования, участия спонсора. Насколько я знаю, что, в основном, тогда деньги выделялись заводом, и он решал – нужна ему городская команда или нет. Хорошо, что команда снова организовалась – это большой плюс. Жалко, что «Академии» больше нет, так как школа у них хорошая. Даже сейчас в «Ладе-Тольятти» несколько ребят оттуда.

КИРОВ ПОБЕЖДАТЬ!

Раньше Имуллина и Аксьоненко не замечали? Не общались?

В «Академии», конечно, смотрел – и даже не раз. Школу они оба прошли хорошую, значит, потеряться, как минимум, не должны. Также слышал, что на турецком сборе ребята хорошо себя проявили.

Под конец своей игровой карьеры Вам довелось выступать под руководством Игоря Кечаева – тогда еще молодого по тренерским меркам тренера. Он был на год младше Вас. Как находили общий язык с наставником?

Проблем никаких не было в этом плане. Во многом, я являлся связующим пунктом между футболистами и тренерским штабом.

Что можете отметить в его тренерском подходе?

Он никогда не стоит на месте и быстро прогрессирует. Растет в тренерском плане, и эта его отличительная черта помогает ему. Игорь Леонидович следит за всеми нововведениями в футболе, постоянно проходит различные стажировки – это правильный подход к тренерскому ремеслу.

Следите за нынешней игрой «Лады-Тольятти»?

Да, если в это время нахожусь в городе, никогда игры не пропускаю.

Как думаете чего ребятам сейчас не хватает? Все-таки раньше и время было другое и люди другие...

Ну, это жизнь. В «Ладе» сейчас играют практически все местные воспитанники, что откладывает отпечаток на игру команды. Есть, правда, несколько приезжих игроков, но они уже для клуба практически родными стали, так как не первый год выступают в Тольятти: в 2009-м играли, также воспитанники «Академии» присутствуют.

Ваш сын занимается футболом?

Да. Старший тоже занимался футболом, но сейчас уже не профессионально: был и в «Ладе», и в «Академии». Ведь раньше в эту школу зачисляли всех подряд и только потом отсеивали. Младший играл за СДЮСШОР, сейчас в «Академии» занимается. А старший сын на области бегает то за «Искру», то вот сейчас за команду СКП в зимнем чемпионате города. Не получилось у него профессиональной карьеры, посмотрим, что выйдет из младшего. У него все еще впереди.