8 мин.

«Во время трансляций я комментаторов не слушаю – выключаю звук»

Шамиль Тарпищев отвечает на вопросы читателей «Спорт сегодня» и рассказывает о турне Серебряной салатницы по России, ценах на билеты, телекомментаторах и австрийском гражданстве Николая Давыденко.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, будет ли в этом году демонстрироваться Серебряная салатница, выигранная в финале прошлогоднего Кубка Дэвиса, в городах России? Если да, то где можно узнать маршрут кубка и дату демонстрации его в определенном городе? (rus1an 14.05, 08:19)

Ответ: Она уже демонстрируется. Была в Подольске, Москве, Тольятти. На прошлой недели в Сочи, на днях в Рязани. В ближайшую субботу в Брянске будет. Потом, скорее всего, в Астане. За три летних месяца точно будет в Новосибирске, Тюмени, Саранске, Пензе, Казане. Но, к сожалению, точный график путешествия Серебряной салатницы я назвать не могу. Заявки поступают из очень многих городов, и, по возможности, мы все их выполним. Но ведь желательно, чтобы ее показывали не какие-то посторонние люди, поэтому и график поездок очень плавающий: когда я или кто-нибудь из ребят свободен, тогда и едем.

В: Будет ли в Москве школа, где дети могли бы совмещать учебу с серьезными занятиями теннисом? (грибник 13.05, 19:57)

О: Это больной вопрос. Я не так давно ставил его перед префектурой Центрального округа, чтобы сделать теннис профилирующим предметом в некоторых школах. Пока ясности нет. Главная трудность в реализации идеи общеобразовательного тенниса состоит в том, что нужно создавать отдельную программу обучения практически под каждого ученика – поскольку график разъездов и выступлений у всех разный, то и подход нужен индивидуальный. А в последнее время, на волне успехов нашего тенниса, уже иностранцы хотят приезжать к нам учиться. И эта задача кажется еще более сложной и требующей огромных сил для выполнения. Но мы постараемся ее решить. Я собираюсь создать систему академий международного уровня, первая из которых будет скоро построена в Новоголицыно.

В: Сколько в среднем требуется денег для того, чтобы дочь (5 лет) начала серьезно заниматься теннисом и продолжала это делать до тех пор, пока сможет нормально выступать на профессиональном уровне. И как лучше это сделать (в какую школу отправить, к какому тренеру и т.д.)Я понимаю, что у каждого человека разные способности и т.д. Но все же прошу «усреднить» данные. (barsakz 13.05, 22:35)

О: До девяти лет, если ребенок тренируется в России, вопросы финансирования будут касаться только экипировки и других внутренних расходов. Здесь все индивидуально. А вот дальше, если видны способности, надо вкладывать деньги. Если заниматься профессионально, то до 14 лет расходы на обучение и поездки составят где-то 50 тысяч долларов в год у девочек и 70 – у ребят.

При этом я посоветую до 12 лет не рваться ни в какие зарубежные академии, а тренироваться на родине. С 12 до 14 лет можно уже эпизодически пользоваться услугами хороших академий в Мюнхене, Валенсии, Барселоне. В США ехать не советую – уровень почти тот же, а по деньгам получится на порядок выше. Из российских школ могу посоветовать спартаковскую на Ширяевом поле. Сафин, Курникова, Мыскина, Южный и Дементьева – все они начинали там. Школу сестер Гранатуровых в Лужниках. В Подольске неплохая школа.

В: Развивается ли сейчас в сфере тенниса спортивный менеджмент? Я бы очень хотела связать с этим свою жизнь, но не уверена, что в будущем эта сфера будет так же развита у нас, как в других странах. И где бы вы посоветовали получить образование по этой специальности? (Aleksandra 14.05, 01:11)

О: В этой области в нашей стране дефицит специалистов, поэтому не раздумывая связывайте с ней свою карьеру, будете востребованы. В Подсосенском переулке у Курского вокзала есть московский университет «Туро» , который выдает международные дипломы. Я предварительно разговаривал с владельцами, и у них есть желание очень скоро открыть там направление спортивного менеджмента.

В: Влияет ли Федерация тенниса России на уровень цен на билеты матчей Кубка Дэвиса? Дело в том, что если сравнить с европейскими ценами на билеты, даже турниров серии «Мастерс», то они в среднем в 2-3 раза ниже, чем в России. И рядовой болельщик не может себе позволить поболеть за страну, увидеть любимых спортсменов, которые сами не раз говорили о важности поддержки трибун. (Alexsa 14.05, 17:42)

О: Вы ошибаетесь. Если взять мировой уровень, то в России одни из самых дешевых билетов. И у нас очень широкий спектр цен – от 100 рублей до 1500 долларов, и при этом разные цены для иностранцев и своих. Даже если сравнивать с ценами у спекулянтов, то они будут примерно равны европейским, но никак не выше.

В: Не хочу обижать Боровского и Каливода, этих почтенных и заслуженных людей, но не пора ли подобрать им замену из школы комментаторов, которая есть в России? Ведь это позор и удар по имиджу тенниса, когда комментатор забывает в конце гейма маленький счет, путается с произношением фамилий, не говоря уже о статистике выступлений игроков? Если можно, скажите, что вы об этом думаете. Реально ли повлиять каким-то образом на ситуацию? (new yellow ball 17.05, 10:36)

О: На личности переходить не буду, но в целом с вами согласен. Во время трансляций я комментаторов, за редким исключением, не слушаю – либо выключаю звук, либо просто не слышу, что они говорят. В моем понимании, комментатор должен вести репортаж с позиции игроков и сюжета матча. А у нас главная тема – это то, что происходит вокруг, бульварная хроника. Поэтому теряется нить, вертикаль игры. Так происходит оттого, что большинство комментаторов не знают теннис изнутри и иногда не понимают происходящее на корте, а говорить ведь что-то надо.

Я этот вопрос не раз обсуждал с руководителями телеканалов. Это очень непростой вопрос. Даже бывшим теннисистам, которые приходят на телевидение, трудно быстро адаптироваться к новой работе, не успевают они за игрой – момент уже давно прошел, а объяснение его только начинается. Думаю, ситуация не быстро, но изменится. Сейчас на телевидении много молодежи, которая поиграла на высоком уровне и через несколько лет, набравшись опыта, на радость нам всем станет профессиональна и в этом деле.

В: Ваше отношение к «договорным» матчам в теннисе? Как с этим бороться? Насколько важна профессиональная этика в таком индивидуалистском виде спорта, как теннис? (Superalex, 13.05 15:20, Funk_Doctor_Spock 13.05, 15:34)

О: Ваш пример с Давыденко и Щукиным мне кажется несостоятельным, потому что подобные маленькие сенсации в теннисе случаются каждый день, и если их объяснять «договором», теннис как вид спорта давно бы изжил себя.

Я вообще считаю, что в теннисе договорные матчи исключены. Многие годы существует профсоюз игроков, который очень ревностно отстаивает этику и традиции тенниса. Приведу пример. В 1973 году 93 ведущих теннисиста мира при поддержке ATP бойкотировали такой солидный турнир как Уимблдон в знак протеста против решения Международной федерации тенниса временно отстранить от участия в официальных турнирах югослава Ники Пилича. И подобных примеров немало.

В: Проясните пожалуйста ситуацию с Дашей Шараповой – двоюродной сестрой Марии Шараповой, которая собирается выступать за Белоруссию. Что же получается – Маша играет за Россию, а ее сестра за другую страну? (GriSHA 14.05, 21:40)

О: Честно говоря, я первый раз слышу, что она будет играть за Белоруссию. Такой информации у меня нет. Но даже если это так, мы никому не станем навязывать выступление за сборную России. В первую очередь родители и сама теннисистка должны сделать выбор. По возможностям она очень неплохая девочка, но говорить о чем-то большем пока рано.

В: Р.М. Загайнов готовит спортивных психологов целенаправленно для сборной России. Будут ли они работать с вами? Вам когда-либо доводилось работать с психологом? Нужно ли это? (Psy 13.05, 14:52)

О: Конечно, нужно. Роль психолога невероятно важна для любого спортсмена, а для теннисистов, большинство которых – эгоцентрики, особенно. Однако нахождение контакта между психологом и его подопечным – штука очень непростая. У нас было много подобных опытов, в том числе и сотрудничества с Загайновым, но в большинстве случаев они не дали ожидаемого результата. Причин много. Главное здесь, как мне кажется, чтобы спортсмен сам шел к психологу, как к своему наставнику, хотел его помощи, тогда возможен результат. Чаще же получается, что психолог навязывает себя, свое мнение, которое спортсмен не разделяет и получается еще хуже, чем было.

В: Пользуетесь ли Вы татарским языком и где (семья?) и знают ли его Марат с Динарой? (goolia, 19.05 00:09)

О: В семье разговариваем по-русски, но и по-татарски я при случае могу объясниться. Когда был маленький, уезжал к бабушке в деревню, а она по-русски практически не разговаривала, и татарскому я научился у нее. Понимаю, правда, лучше, чем говорю. Марат свой родной язык знает совсем немного и практически не говорит на нем, так же как и Динара. Это вполне объяснимо, так как они не находятся в располагающей к этому среде.

В: Какую роль в вашей жизни, в том числе теннисной, сыграл Борис Ельцин? (izmail 16.05, 00:45)

О: Я нисколько не хочу умалять заслуг Бориса Николаевича в деле развития российского тенниса, но сошлись в свое время мы по человеческим мотивам, и для меня его роль как близкого друга будет самой важной. Большинство людей знали его как политика, но насколько великой души это был человек, к сожалению, знали немногие.

В: Можете ли вы как-нибудь прокомментировать информацию о смене гражданства Николаем Давыденко? (VMAtm 23.05, 01:29, Vanesa 23.05, 11:09)

О: Если у него останется российский паспорт, то ничего плохого в этом не вижу, это личное дело человека. А разговоры о выступлении за сборную Австрии считаю несостоятельными, пока сам теннисист не скажет мне о таком желании.

P.S. Всем огромное спасибо за благодарности. Постараемся и впредь радовать вас победами.