Реклама 18+
Реклама 18+
Блог На максимальной скорости

История McLaren. Часть 6: 2013-2019. «Падение»

Этот текст представляет собой заключительную часть истории команды McLaren. Предыдущие части вы можете найти в конце статьи по ссылкам. Эти шесть статей были представлены в журналах F1 Racing UK прошлого и этого года. Надеюсь, что каждый из читателей нашел для себя что-то интересное в этих текстах :)

 

Это не то, чем должно закончиться описание великолепной истории команды McLaren. Но реальность жестока. Эта глава - первая в серии из шести частей, в которой нет ни одной победы команды в Гран-При, не говоря уже о борьбе за титул. Это печальная история о команде, находящейся в упадке, об упущенных возможностях, а также об окончательном уходе человека, который стал частью некоторых величайших событий в истории спорта. Но является ли это также возможным окончанием для одной из величайших эпопей Формулы 1? Это никому неизвестно.

Еще десять лет назад никто не мог бы предсказать, насколько затяжным будет падение McLaren. В начале 2009 года молодая звезда команды Льюис Хэмилтон был на вершине мира после завоевания своего первого чемпионского титула. Конечно, ему помогла удача в истории с Тимо Глоком, но после всего, что команда пережила, это не было лишним. McLaren прошла через свою самую темную главу в истории, сравнимую с той, что случилась после смерти Брюса почти 40 лет назад. Шпионский скандал в 2007 году, ошеломляющий штраф в размере 100 миллионов долларов от мстительного президента автомобильной федерации, дальнейшие финансовые потери от унизительной дисквалификации в чемпионате и «душевные раны» от неспокойного года партнерства Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона...Рон Деннис и его команда смоли пройти через все это.

Перес присоединился к McLren в 2013 году, но едва ли его время в команде можно назвать счастливым

 

Тем не менее, к 2013 году команда сбилась с пути, и даже шесть лет спустя так и не оправилась. Хэмилтон, разочарованный отсутствием результатов, ушел в конце 2012 года, решив начать сотрудничество с знакомыми лицами в Mercedes. Это будет лучшее решение в его жизни. В McLaren двигатели с трехлучевой звездой на борту все еще стояли на машинах, но не более того. Процесс их отдаления друг от друга был в самом разгаре. Деннис ушел из команды в начале 2009 года, но все еще сохранял контроль и организовал компанию McLaren Automotive, которая специализировалась на дорожных автомобилях. Для наблюдателей со стороны Деннис показал, что передал управление Мартину Уитмаршу, который возглавил команду в Формуле 1. Реальность заключалась в том, что усилившееся давление на него, как изнутри команды, так и  непосредственно со стороны Макса Мосли, заставило его отойти в сторону. Но к разочарованию Уитмарша Деннис продолжал активно вести себя за его спиной. Едва ли помогло и то, что команда перестала строить конкурентоспособные машины.

Дженсон Баттон вышел из трехлетнего периода в качестве напарника Хэмилтона с лучшей репутацией, и теперь он должен был использовать весь свой огромный опыт, чтобы вести команду в 2013 году. К нему присоединился мексиканец Серхио Перес из Sauber, который, казалось, был готов воспользоваться своим шансом в топ-команде. Но время McLaren ушло. Теперь это уже была не топ-команда. Баттон финишировал в сезоне девятым с лучшим результатом 4 место в Бразилии, а Перес по итогам чемпионата стал 12-м (он закончил предыдущий сезон в Sauber на два места выше).

Казалось, Булье идеально подходил команде

 

McLaren не только не выиграла ни одной гонки впервые с 2006 года, но и гонщик команды не смог попасть на подиум впервые с 1980 года. Вдобавок, Себастьян Феттель и Red Bull (кто бы думал, команда, принадлежащая компании по производству энергетических напитков) завоевали четыре чемпионских титула подряд под управлением, кого же еще, Эдриана Ньюи. Когда-то он работал в McLaren, а сейчас наслаждался вновь обретенной свободой в команде, которая дала ему возможности, а не стала связывать по рукам и ногам. Бывшие работодатели Ньюи оказались на пятом месте в Кубке конструкторов с отставанием в 474 очка от лидеров. Но худшее было впереди. После ухода Vodafone в конце 2013 года следующий сезон стал первым в коммерческой эре, когда у команды не было титульного спонсора. И до сих пор это так.

В итоге, именно Уитмарш заплатил за все провалы. При нем McLaren вернула себе спокойствие, команда получила порядочного, рассудительного человека, которому совет директоров, в котором доминировала бахрейнская холдинговая компания Mumtalakat, мог доверять. Но в Ф1 учитываются только результаты. Деннис воспользовался этой возможностью и убедил совет директоров, что он должен снова получить контроль над командой. Помогло то, что Формула 1 серьезно изменилась к тому времени с момента его отставки за пять лет до этого. При Жане Тодте неприязнь Мосли и FIA по отношению к McLaren (и особенно к Деннису) стала историей. Для Денниса стало безопасно вернуться в команду, но Уитмарш все же заслуживал лучшего.

Vodafone покинула команду, а нового титульного спонсора у нее так и не появилось

 

Не то чтобы результаты улучшились. Первым шагом Денниса было привлечение Эрика Булье к управлению командой. Француз заработал репутацию в то время, когда он был руководителем Lotus (ныне Renault). Он, казалось, был человеком, который сможет провести команду через начало турбоэры в 2014 году. В том году McLaren имела в своем распоряжении тот же 1,6-литровый гибридный турбодвигатель, который позволил Хэмилтону завоевать второй титул чемпиона мира. Mercedes же поднял планку качества на такой уровень, что Ferrari и Renault оставалось только с завистью смотреть на их успехи. Для Баттона и его нового партнера по команде Кевина Магнуссена все начиналось хорошо: сын одного из бывших гонщиков McLaren Яна Магнуссена приехал вторым в Австралии, Дженсон же занял третью ступень подиума (после дисквалификации Даниэля Рикьярдо). Но этим все и ограничилось. К концу сезона Баттон был восьмым в чемпионате, а Магнуссен – 11-м. McLaren снова стала пятой в командном зачете.

Мик Джаггер однажды сказал: «Вы не можете просто заново разогреть суфле». Правда в том, что вы можете, как до сих пор пытаются доказать Rolling Stones, но вкус редко бывает так же хорош. Деннис и McLaren на этот раз едва ли могли разжечь огонь, даже пытаясь возродить знаменитое партнерство с известным мотористом.

Воссоединение McLaren и Honda в 2015 году вызвало сильную ностальгию по эпохе Проста и Сенны в конце 1980-х годов. Тогда то партнерство стало легендарным, и теперь две великие гоночные компании снова объединили свои усилия с целью написания новой истории.

Воссоединение McLaren и Honda не стало счастливым

 

И в довершение всего Фернандо Алонсо вернулся в McLaren! Мало того, он вернулся в команду Рона Денниса, человека, которого он презирал в те ужасные месяцы 2007 года, и которому угрожал шантажом. Как это вообще произошло?

А если точнее, почему? Ответ был прост: потому что оба нуждались друг в друге, особенно в случае Алонсо. В период между 2007 и 2015 годами карьера испанца сильно изменилась, поскольку его два титула Renault в 2005-2006 годах уже стали историей. Шпионский скандал ударил по Алонсо так же сильно, как и по McLaren, а, возможно, даже сильнее.

После этого он отправился зализывать раны в Renault на два года, в течение которых он был замешан в еще одном скандале, связанным с Гран-При Сингапура 2008 года. Ferrari сделали ему предложение на 2010 год, что могло позволить перезапустить карьеру. И хотя его репутация бесстрашного воина была восстановлена ​​в течение его пяти насыщенных сезонов в красном комбинезоне, его наследие в Маранелло – два упущенных в самом конце титула. К 2014 году его терпение закончилось. Ferrari же на его место взяли четырехкратного чемпиона мира в составе Red Bull Себастьяна Феттеля, чтобы начать все сначала в 2015. Алонсо – по мнению многих лучший и всесторонне развитый гонщик Формулы-1 своего поколения – остался ни с чем. Red Bull не хотели брать его. Они знали его репутацию. Mercedes тоже не стали бы его приглашать, ведь он был замешан в шпионском скандале 2007, и так просто забыть об этом было нельзя. Несмотря на весь свой блеск, Алонсо был признан бракованным товаром или, точнее, «токсичным» активом.

Кто бы мог подумать тогда: Алонсо и Деннис снова вместе

 

Забавно, как обстоятельства и отчаяние могут заставить отложить в сторону прошлые обиды (вряд ли Алонсо и Деннис все забыли). Но сенсационное воссоединение в McLaren, несомненно, рассыпалось бы раньше без Булье, который служил буфером между двумя взрывными силами. Тем не менее, то, как Алонсо продержался целых четыре года, примечательно в контексте его репутации. Его терпение вновь подвергалось испытаниям.

Но великий воин, казалось, чуть ли не упивался своей трагедией, как Дон Кихот и ветряные мельницы, когда он сражался за маленькие очки. За три года катастрофического партнерства McLaren с Honda три пятых места были слабым утешением. Но это не имело значения. За эти годы он смог еще сильнее укрепиться в статусе бойца и одного из быстрейших гонщиков в паддоке, но и без ложки дегтя не обошлось. Сравнение его Honda V6 с двигателем GP2 по радио на домашней трассе Honda в Сузуке, в любом случае, было разрушительным для его отношений с еще одной компанией. Вот и еще один автопроизводитель, который поклялся «больше никогда». Опять же, можем ли мы действительно винить Алонсо? Разочарование, когда Хэмилтон вновь и вновь выигрывал титулы, должно быть, было запредельным.

Кевин Магнуссен (слева) провел лишь один сезон в команде

 

Тем временем, вдали от трасс, Деннис боролся за то, чтобы вернуть контроль над своей старой империей. Попытки выкупить акции у бахрейнцев не увенчались успехом, а его дружба с товарищем по акционерному делу Мансуром Оджеем разрушилась из-за личных трений, и возврата назад не было. Оджей и бахрейнские акционеры оттеснили его. К концу 2016 года, когда партнерство с Honda начало окончательно разрушаться, Деннис оказался на грани ухода из Формулы 1. К лету 2017 года он ушел в отставку, оставив McLaren и оборвав некогда неразрывную связь. Это выглядело печально. Он проиграл, и падение было шекспировским по своим масштабам и горечи.

На его место пришел амбициозный американский маркетолог, чтобы возродить былую славу, сознательно отделяя компанию от эпохи Денниса: индекс MCL появился взамен MP4, вернулись старые цвета, McLaren вернулась в Инди-500...

Зак Браун не просто пытается отвлечь внимание от проблем команды в Ф1. Команда живет в изменяющемся мире, в котором уверенность в своей уникальности в F1 уже не звучит правдоподобно. Браун, неудавшийся гонщик и добившийся успеха в качестве «охотнка за спонсорами», даже угрожал уходом из Формулы 1, если владельцы чемпионата не решат проблемы финансового неравенства, заложенные Берни Экклстоуном и Максом Мосли.

Зак Браун пытается вернуть команду на вершину, а Алонсо, оставаясь частью McLaren, ищет себя за пределами Формулы 1

 

И как бы богохульно это ни звучало для команды, уступающей только Ferrari в плане успеха, можно утверждать, что McLaren больше не нуждается в Формуле 1, даже несмотря на то, что компания была рождена, по сути, именно там. Подразделение дорожных машин, которое создал Деннис, развивается так хорошо, что может стать его самым значительным и долговечным наследием за почти 40 лет, которые он провел в McLaren. Компания производит ряд дорожных автомобилей, которые становятся все более и более популярными. За пределами Формулы 1 McLaren теперь равна Ferrari, а, может, даже превосходит итальянскую компанию. И это весьма примечательно.

Дальнейшее распространение технологий и знаний за пределы автоспорта укрепляет славу McLaren как великой британской истории успеха (неизбежно финансируемой за счет иностранных инвестиций). И теперь, когда это повествование заканчивается, остаются вопросы: есть ли впереди новые захватывающие главы о приключениях команды в Формуле 1, которые еще предстоит написать? Или команда находится на грани того, что когда-то было просто немыслимо? Неужели действительно уже виден конец для одной из величайших историй в Формуле 1? Если нет, то прорыв, в котором так отчаянно нуждается команда, должен превзойти многие достижения последних 55 лет.

 

«Жизнь измеряется достижениями, а не только прожитыми годами», - сказал Брюс много лет назад. Его компания смогла воплотить его самые смелые мечты. Но кто знает, чего бы он смог добиться сам…

Это перевод статьи журнала F1Racing за май 2019 года.

Фото: F1Racing

Предыдущие эпизоды:

Часть 1: 1964-1970. «Летающий Киви»

Часть 2: 1970-1980. «Жизнь после Брюса»

Часть 3. 1981-1987. «Эра Рона начинается»

Часть 4: 1988-2001. «Прост против Сенны»

Часть 5: 2002-2012. «Отзвуки былых побед»

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья
Реклама 18+