7 мин.

Нико Росберг vs Дженсон Баттон

Одним из основных вопросов философии Формулы-1 остаётся спор между экспертами и болельщиками, кто же на самом деле из пилотов лучше другого и наоборот? Сравнивать времена некорректно; машины у всех разные; возраст, бывает влияет, на мотивацию и реакцию; болиды не подходят стилю пилотажа, или гонщику просто не везёт.

Но все-таки существуют объективные показатели, которые нельзя не считать предметом для исследования и единственным способом анализа. К примеру: сравнить двух пилотов по трем показателям примерно одной эпохи между собой, которые были напарниками два и более сезона или у них был один и тот же напарник хотя бы один чемпионат у каждого. 

Тогда пропадает конфликт эпохи, невезение и другие вышеуказанные факторы, ведь период более чем достаточный, чтобы сделать вывод. В данном блоге я постараюсь сравнить пилотов между собой по трем показателям: квалификационный счет, обгон напарника в гонке при обоюдном финише и количество очков, взятое каждым из них за тот или иной период. Начнем с Нико Росберга и Дженсона Баттона.

Оба - однократные чемпионы мира, представители одного десятилетия. Нико на 6 лет помладше британца, и настолько же позже дебютировал в Формуле-1. И немец, и Баттон - чемпионы мира не в молодом, скажем так, возрасте: Росберг стал чемпионом в 30 лет, Дженсон - в 29. У обоих в напарниках был Льюис Хэмильтон, что станет главным критерием сравнения обоих пилотов.

Говоря о сухих фактах, то Нико Росберг превосходит своего оппонента в количестве побед, подиумов, поулов. Это объяснимо тем, что потомственный чемпион выступал в Мерседесе, а Дженсон Баттон лишь полсезона 2009 года в своем распоряжении имел лучший автомобиль чемпионата. 

Итак, Дженсон выступал со своим именитым соотечественником в МакЛарене в период с 2010 по 2012 гг, находясь в статусе действующего чемпиона мира и одного из лучших наряду с напарником пилотом в Ф-1. Росберг же по бэкграунду находился в тени своего давнего друга в 2013 году, но как только наступила гибридная эра, Нико стал главным соперником Льюиса. Всего с Хэмильтоном немец провел 4 сезона (2013-2016). 

Сравнение Баттона и Хэмильтона:

2010: действующий тогда чемпион проиграл в квалификациях 6:13, а при обоюдных финишах лишь в четырех случаях из 13 оказывался впереди. Очков пятикратный чемпион набрал больше на 26: 240 против 214 у Дженса. Как итог, довольно уверенная, но без большого преимущества победа Льюиса Хэмильтона.

2011: в тот год Баттон стал вице-чемпионом, уступив лишь Себастьяну Феттелю, который растерзал тогда абсолютно всех. Но по субботам Дженсон все равно проиграл напарнику 7:12, а по воскресеньям опережал его столько же, сколько и сам Хэмильтон. Очков, как уже понятно, Баттон набрал больше. Аж на 43... 270:227 в пользу старшего англичанина. Можно  считать, что по совокупности чемпион мира 2009 года с трудом выиграл у лучшего образца 2008-го. 

2012: в последний год сотрудничества с Льюисом Дженсон проиграл из 20 квалификаций 15, а в гонках картина между двумя земляками одинакова по сравнению с 2010-ым (Льюис 9:4). По очкам практически равенство: 188 - у Баттона, лишь на два больше у Хэмильтона.

Баттон vs Хэмильтон: 

Квалификации: 18/40 в пользу Льюиса

Гонки: 13/23 в пользу Льюиса

Очки: 672/657 в пользу Дженсона 

Итог: Льюис Хэмильтон по факту одержал победу во всех трех сезонах по квалификациям; два года оказывался лучше в гонках, однажды выступая по этому показателю наравне и провалил по очкам лишь один 2011-ый, что отразилось на общую сумму очков. 

Волевая победа Льюиса Хэмильтона по совокупности показателей.

Сравнение Росберга и Хэмильтона:

2013: недооценённый Нико Росберг, что только-только уверенно расправился с лучшим, но несколько престарелым, пилотом всех времён и народов, в своей команде проиграл по квалификациям своему другу детства со счётом 8:11, но в гонках 8 раз опережал напарника при 15 обоюдных финишах. Очков однако немец набрал на 18 меньше (171:189 в пользу Хэмильтона)

2014: получив в свое распоряжение чемпионскую машину, борьба перешла на новый уровень, и в субботу Росберг уже оказался сильнее 12:7, но в гонках, как правило, отсиживался на 2 месте и лишь четырежды опередил британца, когда как тот 10 раз оказывался выше в протоколе. Как вы помните, Льюис тогда стал чемпионом, набрав 384 очка против 317 у Нико. Вынося за скобки двойные очки за Абу-Даби Хэмильтон набрал на 42 очка больше (359:317)

2015: помимо Льюиса тогда Росберг стал мишенью и для Себастьяна Феттеля из Феррари. Росберг проиграл по квалификациям со счетом 7:12, в гонках - 6:10, лишь в концовке вынося демотивированного партнера по команде. Очков у немца было 322, на 59 меньше, чем у британца.

2016: задав тон победам еще в 2015-ом, Росберг продолжил свое шествие и в чемпионском сезоне, однако некоторым образом повторилась ситуация 2014 года, когда немец уступал в гонках и в квалификациях. По субботам Нико был быстрее в 9 случаях из 21, а при 19 обоюдных финишах Росберг выиграет также в девяти Гран-При. Очков однократный чемпион мира набрал на 5 больше, чем у напарника.

Росберг vs Хэмильтон:

Квалификации: 36/42 в пользу Льюиса

Гонки: 27/37 в пользу Льюиса

Очки: 1195/1334 в пользу Льюиса

Итог: Льюис Хэмильтон по всем статьям немного переиграл своего бывшего напарника, однако Нико удалось выиграть однажды сезон по квалификациям, лучше смотреться в гонках и выиграть один титул. Впрочем, нас интересует вопрос как на фоне Хэмильтона смотрелись Баттон и Росберг. 

Росберг:

Квалификации: из 78 выиграл 36 (46%)

Гонки: из 64 выиграл 27 (42%)

Очки: из 2529 очков Мерседеса за 4 года заработал 1195 (47%)

Баттон: 

Квалификации: из 58 выиграл 18 (31%)

Гонки: из 36 выиграл 13 (36%)

Очки: из 1329 очков МакЛарена за 3 года заработал 672 (50,56%)

Исходя из анализа, можно сделать вывод о том, что Нико Росберг, выступая совместно с Льюисом Хэмильтоном, выглядел на фоне британца куда лучше чем Дженсон Баттон, выступая с многократным чемпионом. В квалификациях Нико почти не уступал Льюису, что не удавалось никому из его напарников; в гонках практически аналогичная ситуация. Единственный критерий, который говорит за Баттона, - количество очков, но без двух вышеуказанных факторов, опередить своего напарника по итогу чемпионата. Итоговый гандикап Дженса объясняется великолепным сезоном 2011 года в его исполнении и, возможно, одним из самых неудачных у Льюиса.

Итог: если представить, что Нико Росберг и Дженсон Баттон выступали бы в одной команде на одинаковых машинах, находясь в том же возрасте, что они соседствовали с Льюисом Хэмильтоном, то волевую победу в этой внутрикомандной борьбе одержал бы Росберг. Но вполне допускаю, что из трех сезонов один мог бы выиграть Баттон.

Рейтинг пилотов (на будущее):

  1. Льюис Хэмильтон

  2. Нико Росберг

  3. Дженсон Баттон