2 мин.

Два венгра лишись золота ОИ-2004: оба сдавали чужие биоматериалы с помощью спрятанного в анусе резервуара

Метатель молота Адриан Аннуш и его товарищ по сборной, специализировавшийся на метании дисков, Роберт Фазекаш были дисквалифицированы за допинг. Но попались спортсмены по-разному.

Первым своего олимпийского золота лишился Фазекаш. Его пробу даже не пришлось проверять. Когда венгр наполнял предназначенный для него контейнер мочой, к нему заглянул допинг-офицер. И всё бы ничего, только к моча, которая предназначалась для теста, была из пакета. Представители допинг-контроля поразились. Впоследствии оказалось, что венгр использовал крайне продуманную схему: этот самый пакетик с чистым биоматериалом обычно был спрятан его анусе, откуда выходила тоненькая трубочка, обвивавшая пояс спортсмена и крепившаяся к нижней части полового органа. Выглядел этот процесс ровно как настоящее мочеиспускание. Но в тот «золотой» день у Роберта сложилось не всё. Подача нужной жидкости дала сбой, и Фазекашу не оставалось ничего, кроме «ручного» переливания. Венгр был отстранён на два года.

Роберт Фазекаш

Его сокомандник Адриан Аннуш, который в 2004 был главным претендентом на олимпийское золото, никого своей победой не удивил. Пиршествовала вся Венгрия. Имели право: все допинг-пробы Аннуша были отрицательными. Сам венгр принял решение завершить карьеру, чем сильно удивил своих болельщиков: ему было всего 29 лет — центральная фаза спортивного цикла жизни метателей.

Адриан Аннуш

Перепроверять спортсменов на предмет употребления запрещенных препаратов тогда было не принято, да и особой нужды в этом вроде как не было. Но эпизод с Фазекашем всё изменил. МОК потребовал срочного повтора допинг-тестирования для всех венгерских спортсменов. Аннуш, который в тот момент направлялся домой, не вышел на связь с допинг-офицерами и, соответственно, не сдал пробу. Такое поведение — уже гарант дисквалификации со всеми сопутствующими лишениями наград. Но МОК пошёл дальше. Эксперты перепроверили сданные Адрианом материалы, и, как оказалось, ни одна из проб ему не принадлежала: в контейнерах была моча двух разных людей. Догадки Олимпийского комитета подтвердились.

Всё это выглядит нелепо, учитывая, что Аннуш имел, быть может, и размытые, но возможности остаться со своей медалью. Он как минимум мог не убегать и сдать пробу, а в случае положительного результата сказать, что препараты были приняты уже после Игр. Но это всё рассуждения о небывалом. Андриан — не олимпийский чемпион. И о той олимпиаде ему не напоминает даже медаль, которую у него, в отличие от также дисквалифицированной с афинской Олимпиады толкательницы ядра Ирины Коржаненко, забрали.