Спорт без смысла
Блог

Почему «Ред Булл» не покинет «Формулу-1»

Неудачи последних месяцев заставили руководство «Ред Булл» заговорить об уходе из «Формулы-1». Дмитрий Агапов разбирается, насколько реальна эта угроза.

Еще недавно они — триумфаторы, настоящая машина по добыванию побед. А сегодня концерн «Ред Булл» уже подумывает об уходе из «королевских гонок». Неужели лишь из-за не слишком успешного прошлого сезона и одной неудачной гонки в Австралии? А может, это все-таки дешевый блеф, скопированный у бывшего президента «Феррари» Луки ди Монтеземоло? Или за информационными провокациями от Марко и Хорнера скрывается нечто большее?

«Ред Булл» вряд ли куда-то уйдет

«Ред Булл» – это не только производитель энергетических напитков, но и спонсор и организатор многочисленных спортивных соревнований в автоспорте, велоспорте, сноубординге и мотоспорте. Компания также владеет четырьмя одноименными футбольными клубами в Австрии, США, Бразилии и Германии. Достаточно сказать, что годовой оборот «газировщиков» составляет более четырех миллиардов долларов. Поэтому сложно представить, что команду «Формулы-1», на короткое время переставшую приносить прибыль, вдруг решат закрыть высшие чины руководства «Ред Булл».

Впрочем, потеря самоокупаемости — палка о двух концах. Австрийская конюшня по-прежнему тратит баснословные деньги на сезон, но получает немало прибыли. В такие сложные финансовые времена для «Формулы-1» лишь «Ред Булл», «Феррари», «Макларен» и примкнувший к ним недавно «Мерседес» могут рассчитывать на то, чтобы свести баланс доходов и расходов к подобающим цифрам. По данным на 2013 год, «Ред Булл» потратил порядка 372 млн долларов на чемпионский сезон, однако все равно умудрился заработать на 8 млн больше. На сезон-2015, по предварительным оценкам, у австрийцев выделено около 400 млн, однако велика вероятность, что часть денег оставят на 2016 год, дабы не устремляться в бесперспективную погоню за «Мерседесом».

Сейчас нельзя сказать, что у команды серьезные финансовые трудности. Производитель энергетических напитков, годами оставлявший позади «Феррари» и «Макларен», в коммерческом отношении в свое время превзошел все ожидания, и сейчас по-прежнему получает прибыль.

Консультант «Ред Булл», доктор Марко, заявляет, что если конюшня захочет уйти, никакие договоры согласия, подписанные до 2020 года, ее не остановят. А как насчет ежегодного бонуса от ФОМ за участие «Ред Булл» в «королевских гонках»? По предварительным данным, команда Хорнера получает порядка 70 млн долларов просто так. Фактически, держатели коммерческих прав на «Формулу-1» платят конюшне просто за то, что она есть. Кто же откажется от бесплатного куска огромного пирога?

В «Ред Булл» идет перестройка

Как я уже писал ранее, в команде полным ходом идет реструктуризация. Старые кадры ушли, а новые пока не приносят желаемого успеха. «Ред Булл» существенно сэкономил на зарплате Квята, однако упустил опытного и (пока) более успешного пилота. Кроме того, в отделе инженеров с уходом Питера Продрому состоялись серьезные перестановки, а тот факт, что Эдриана Ньюи попросили активнее включиться в работу, говорит о том, что процесс перестройки пошел не слишком гладко. На Гран-при Австралии «Ред Булл» пришлось бороться с собственной младшей командой, выступающей на аналогичных моторах. О сражении с «Уильямсом» и вырвавшейся вперед «Феррари» пока даже речи не идет.

Понятно, что после четырех чемпионских титулов спад был неминуем. И это прекрасно понимают и в руководстве. Перестройка началась не стихийно, она ведется системно и осмысленно. В конечном счете, к 2017-2018 году в команде должно сложиться новое амбициозное звено инженеров и пилотов, не пресытившееся успехами прошлых лет. А пока конюшня попросту не в состоянии бороться за титулы — такие периоды бывают у любого спортивного коллектива, их нужно просто пережить.

Основная проблема – «Рено». Французы поставляют самый маломощный, самый ненадежный и самый дорогой двигатель в пелотоне. Что с этим собираются делать Матешиц и Хорнер? Вариантов у команды, говоря честно, не так уж много.

1. Продать «Торо Россо»

В «Рено» задумались о возвращении заводской команды и ищут подходящих кандидатов на покупку. У «Заубера» и «Форс-Индии» огромные долги, а у «Лотуса» заметно ослабевшая инфраструктура. Наиболее адекватный вариант – «Торо Россо». Младшая команда «Ред Булл» строит новую базу и постепенно прибирает к рукам все больше ресурсов.

В случае продажи «младобыков» коллектив Хорнера остается с «Рено» до конца 2016 года. При этом раскол между французами и австрийцами практически неминуем. «Торо Россо» получит заводской статус, а старшая команда вновь опустится в ранг клиентской конюшни. Это, конечно, противоречит начатому в прошлом году сближению между компаиями. Кроме того, продажа «Торо Россо» фактически означает ликвидацию молодежной программы в «Формуле-1», так как «Рено» наверняка поставит жесткие условия относительно выбора гонщиков.

В целом, подобный вариант Хорнер и компания могут рассматривать только в двух случаях: либо коллективу неожиданно потребуются деньги, либо у команды Матешица уже есть «запасной аэродром», а точнее — запасной моторист.

2. Сменить поставщика моторов

Если и менять производителя силовых установок, то на кого, и, главное, когда? Новые технические правила могут внедрить уже в 2017 году, а это значит, что пелотон снова перемешается. Кто получит преимущество в новых условиях?

Естественно, в ранге сильных останется «Мерседес». Двигатели, скорее всего, снова будут турбированными, более мощными, но с отличиями от нынешних силовых установок. В последние годы немцы традиционно выпускают лучшие моторы, и нет никаких оснований считать, что Штутгарт внезапно провалится. Но ни «Мерседес», ни тем более «Феррари» не планируют поставлять фирменные двигатели прямым конкурентам.

С «Хондой» ситуация более запутанная. Если Рон Деннис вовремя не найдет деньги, японцы приберут к рукам большинство акций «Макларена» и тем самым начнут определять политику Уокинга в отношении других команд. Но для начала «Хонда» должна построить беспроблемный мощный двигатель на уровне «Мерседеса», ведь только в этом случае к восточным мотористам потянутся клиенты. И все равно шансов на то, клиенты японцев будут получать такие же двигатели, как у «Макларена», мягко говоря, немного.

Что же делать «Ред Булл»? Есть довольно экзотичный вариант — найти моториста за пределами «Формулы-1». Но кто решится на такой риск? Слухи долгое время связывают австрийцев с «Ауди» и «Фольксвагеном», но строить моторы с нуля, к тому же, во время очередной смены регламента — то еще удовольствие. Есть риск повторить печальный опыт «Хонды» и не только не улучшить, а даже усугубить и без того неприятную ситуацию.

3. Начать разрабатывать двигатели самостоятельно

Заняться производством собственных двигателей — вариант самонадеянный. Одно дело строить шасси, коробку передач, совсем другое — разработка двигателя внутреннего сгорания. В данный момент у «Ред Булл» нет опыта, необходимых технологий, людских ресурсов, а уж какие инвестиции потребуются для создания турбомотора — и не сосчитать. К тому же риск провалиться и оказаться в еще более худшем положении, чем сейчас, слишком велик.

4. Продолжить сотрудничество с «Рено», но...

...держать туз в рукаве. Сейчас у «Ред Булл» нет возможности сменить поставщика моторов или перейти на собственные двигатели. Наиболее оптимальный вариант — дать «Рено» еще один шанс и дождаться смены регламента в 2017 году. Но сидеть сложа руки тоже не стоит. Во-первых, необходимо выбить из смены правил именно то, что нужно «Рено». В прошлый раз французы активнее других выступали за переход на турбомоторы, но провалились по всем показателям. На этот раз в Вири просто обязаны лучше рассчитать оптимальные характеристики новой силовой установки.

А «Ред Булл», тем временем, втайне может начать разрабатывать свою концепцию двигателя. Последние слухи из паддока намекают, что австрийцы как раз этим и занялись. Якобы уже в сентябре на базе «Ред Булл» построят динамометрические стенды для тестирования моторов. Не мешало бы начать, наконец, проводить наступательную кадровую политику и перехватывать лучших специалистов у конкурентов. В моторостроительном отделе «Мерседеса» начались сокращения — почему бы не пригласить пару-тройку достойных инженеров в качестве консультантов?

5. Ликвидировать проект «Ред Булл»

Теоретически у Матешица и Марко есть совсем фантастический способ покончить с командой «Ред Булл». Auto Motor und Sport недавно сообщил, что в коллективе подумывают о выкупе коммерческих прав на «Формулу-1» и о работе с чемпионатом в качестве промоутера. Естественно, если при этом остаться в качестве команды, возникнет неизбежное недопонимание с другими конюшнями, поэтому оба гоночных коллектива следует ликвидировать. «Торо Россо» можно будет продать «Рено», а на «Ред Булл» при желании тоже найдутся покупатели. Из-за Договора согласия Матешиц не может просто так закрыть формульный проект – обеим командам нужно найти нового владельца.

Учитывая, что Кристиан Хорнер — один из потенциальных будущих сменщиков Берни Экклстоуна, версия с покупкой прав не выглядит совсем конспирологической. Матешиц — будущий обладатель коммерческих прав на «Формулу-1», а Хорнер — его верный промоутер. Неплохая комбинация, не так ли?

Такой вариант возможен, если руководству команды действительно наскучило участвовать в гонках и в «Ред Булл» хотят заняться чем-то более глобальным. Между прочим, промоутерство и владение коммерческими правами на «Формулу-1» приносят куда больший доход, чем выигранные гонки и чемпионские титулы. Впрочем, стоит напомнить, что пока все это – не более чем слухи. К тому же, вряд ли нынешние соперники австрийской конюшни будут довольны новыми кандидатурами в руководстве «королевских гонок».

Фото: Fotobank/Getty Images/Vladimir Rys Photography, Robert Cianflone; REUTERS/Jason Reed

12 комментариев

Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Статья, достойная бумаги, спасибо. Приятно читать такое здесь.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Брандл на днях писал в тви, что 16 числа топ-команды подтвердили, что остаются в Ф1 до 2020 года в обмен на щедрые промоутерские и телевизионные отчисления. Он особо подчеркнул, что "в том числе Ред Булл".
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
Возможно, действительно поднадоело. Хотя сомневаюсь, что уйдёт.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ Merzus
Ему очень повезло дважды: вообще попасть в Формулу, и попасть в команду с топ бюджетом. И в РБ он попал только благодаря тому, что команда на спаде.
не поспоришь с этим,конечно.но тут речь именно о ЕГО надеждах...
0
0
0
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пользователь заблокирован
квяту не повезло
Ему очень повезло дважды: вообще попасть в Формулу, и попасть в команду с топ бюджетом.
И в РБ он попал только благодаря тому, что команда на спаде.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
квяту не повезло
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ [torturing_you]
в корне не верно. удачное развитие карьеры Квята напрямую зависит от самого Квята. его задача - давать адекватный перфоманс в любых обстоятельствах. Апокалиптические заявления о состоянии двигателей Рено слышатся не первый сезон, что, однако, не помешало его коллеге забрать несколько подиумов, включая победы, а считать, что этот двигатель будет лихорадить весь сезон - несколько глупо. у Квята сейчас две ролевых модели - Риккьярдо, выигрывавший на проблемной машине, и Хюлькенберг, регулярно работающий с проблемными машинами, но зарабатывающий очки, и в результате высоко котирующийся. если он пойдёт по их стопам - развитие карьеры у него получится хорошим.
Чтобы давать какой-то результат, надо чтобы машина Даниила доезжала, хотя- бы до старта.
По вашему, "давать адекватный перфоманс в любых обстоятельствах", это как, пешком или на попутках?)))
+7
0
+7
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Ответ лоцман
Похоже, Квяту рассчитывать на удачное развитие карьеры, не приходится.
в корне не верно. удачное развитие карьеры Квята напрямую зависит от самого Квята. его задача - давать адекватный перфоманс в любых обстоятельствах. Апокалиптические заявления о состоянии двигателей Рено слышатся не первый сезон, что, однако, не помешало его коллеге забрать несколько подиумов, включая победы, а считать, что этот двигатель будет лихорадить весь сезон - несколько глупо.
у Квята сейчас две ролевых модели - Риккьярдо, выигрывавший на проблемной машине, и Хюлькенберг, регулярно работающий с проблемными машинами, но зарабатывающий очки, и в результате высоко котирующийся. если он пойдёт по их стопам - развитие карьеры у него получится хорошим.
+7
-1
+6
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Уйдёт - не уйдёт...
Всё это уже тыщщу раз перемусолено. Захочет - уйдёт.
Имхую, варианты и другие найдутся, если что...
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
А почему это двигатели Рено - самые дорогие? Писали ведь, что Ред Булл получает движки на халяву, то ли за счет статуса "заводской команды", то ли за титульное спонсорство Инфинити. Может быть, наоборот, проблемы реношников возникли из-за недостаточного финансирования: в отличие от мерса, который имеет много клиентов, их работа не окупается, так как реальным клиентом осталась Торо Россо.
0
-2
-2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Не хря Феттель ушел.
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Похоже, Квяту рассчитывать на удачное развитие карьеры, не приходится.
+5
-3
+2
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий