4 мин.

Не моего масштаба. В чём проблемы спортивного вещания «НТВ-Плюс»

Олимпийский канал "НТВ-Плюс" получил много положительных отзывов по ходу Игр в Сочи, но делать такие проекты регулярно спортивная редакция "НТВ-Плюс" не в состоянии.

Увидев вчера вечером новость о реплике Георгия Черданцева на радио “Спорт FM”, в которой говорится о том, что у спортивной редакции телекомпании "НТВ-Плюс" проблемы с финансированием вплоть до необходимости появления какого-то “мецената”, я немного смутился. Там было написано, что, мол, Паралимпиада - “лебединая песня” спортредакции "НТВ-Плюс"? Паралимпиада? Так они её не показывают вообще.

В общем, я внимательно прослушал тот самый эфир (а это был эфир программы Нобеля Арустамяна “Про и контра” на “Спорт FM” от 7 марта) и тот самый его отрезок, где Черданцев говорит о своей телекомпании. Скорее всего, основной смысл его реплики в том, что без пресловутой “помощи мецената” компания не может постоянно работать на том уровне, на котором “НТВ-Плюс” отработал 17 дней на Олимпиаде в Сочи. И кстати, именно освещение Олимпиады, а не Паралимпиады, Черданцев назвал “лебединой песней” спортивной редакции.

Тем не менее, фраза: “со спортивным телевидением могут возникнуть определённые напряги” действительно прозвучала. И чуть позже мы узнали очень важные подробности того, почему это вдруг Георгий заговорил про возможные проблемы спорта на Плюсе. Подробности, после которых мне вспомнился один недавний твит другого комментатора “НТВ-Плюс” - Александра Шмурнова:

"У каждого журналистского сообщества есть три стадии. Проект, Расцвет и Упадок. Последняя всегда связана с "эффективными менеджерами".

Честно говоря, поначалу я его не понял, но теперь всё встало на свои места. Судя по всему, источником беспокойств служит произошедшая в прошлом году смена руководства “НТВ-Плюс”. Это - часть общей тенденций смены топ-менеджмента в холдинге “Газпром-медиа”, в который входит и Плюс, и подконтрольных ему компаниях. Так вот, у этого руководства, по словам Черданцева, “есть свое видение того, в каком направлении нужно развивать компанию”.

То, что в последние годы “НТВ-Плюс” на спортивное вещание денег не так много - не новость. И пару лет назад, в промежутке, когда компания не показывала АПЛ, даже начала прослеживаться тенденция уменьшения количества имеющихся у компании прав. Но потом эту тенденцию замечать перестали. А всё потому, что на главном фронте работ спортивной редакции - футбольном - дела наладились. “Газпром” активно начал заниматься футбольным спонсорством, и это отразилось и на телекомпании, которая в 2013-м вернула себе Английскую премьер-лигу и до конца сезона 2014/2015 будет показывать четыре футбольных топ-чемпионата и еврокубки (хотя, например, матчи сборных, и в частности чемпионаты Европы и мира, так и не показываются).

Но если отбросить футбол, ситуация, в общем-то, так и не изменилась: компания так и не поборолась за права на НБА и НХЛ и потеряла права сначала на теннисные турниры WTA, а с недавнего времени - и на турниры ATP. Тем самым практически обессмыслено существование отдельных каналов про баскетбол и про теннис.

И теперь, видимо, компанию ждут новые сокращения, хотя, казалось бы, в том же нефутбольном сегменте ну что ещё сокращать. Увы, история с “НТВ-Плюс” - ярчайший пример того, что в современных условиях развивать платное спортивное телевидение в России крайне непросто. Наши зрители не в состоянии платить за абонентскую плату такие деньги, которые платят в Европе и которые позволяют местным телекомпаниям окупать свою деятельность. Мы в нашем блоге как-то уже писали на эту тему. К слову, в связи с этим Плюс в прошлом году провёл откровенно демпинговое перепакетирование имеющихся на платформе каналов, благодаря которому теперь за 300 рублей в месяц можно смотреть почти все вещающие в России спортивные каналы.

Но в случае с “НТВ-Плюс” помимо причин объективных есть и субъективные. У нас есть два свежих примера: один - с освещением Плюсом Олимпиады, другой - с переформатированием канала “Наш футбол”. И тот, и другой - примеры спортивного телевидения, за которое хочется платить. К сожалению, в основном про спортивное вещание “НТВ-Плюс” такого сказать нельзя: застрявшая в начале нулевых графика (приятные исключения - всё та же Олимпиада и шоу “Английский акцент”) и однообразная аналитика не заставляют отдавать небольшие по меркам спортивного ТВ 300 рублей в месяц за их каналы. Тут, как мне кажется, даже проблема пиратства вторична, хотя и её тоже не стоит забывать.

Очень жаль, что из-за всего этого высококлассный журналистский коллектив спортивной редакции “НТВ-Плюс” так и не может получить достойный инструментарий. Плюсу действительно нужен “меценат”. Хотя нет - не “меценат”. Лучше сказать - инвестор. Который сможет вложить в спортивное вещание, чтобы оно выглядело современным не только в полвторого ночи во время обзоров еврокубков. И который при этом будет готов несколько лет ждать хоть какой-то отдачи.

Реклама 18+

Но это если в целом. Что же будет подразумеваться под нынешними "напрягами" - сокращение количества спортивных каналов с 10 до, например, 8, или же что-то больше - пока неизвестно.

Квази, ах! Как канал «Наш футбол» менял руководителей

Facebook.com/Telekanal.Sports - страничка блога о спортивном телевидении на фейсбуке