9 мин.

4-4-2 как базовая схема. Риск оправдывает себя?

Месяц назад мы писали о перепадах в выступлениях «Спартака». Красно-белые демонстрировали проблески качественной игры, но глобально – проваливались.

Низшая точка «Спартака» в первой части сезона – октябрь. Достаточно увидеть разницу забитых и пропущенных мячей (-7), чтобы понять, насколько тяжёлый период переживала команда.

Что изменилось к зимней паузе?

В начале сезона Кубок был отдушиной на фоне неудач в чемпионате. Теперь – наоборот.

Матч с «Оренбургом» – в топе худших по сезону: ужасен от начала до конца. Выезд в Грозный – где-то рядом, так как моментов почти не было. Остальные поединки выделяются скорее положительно.

Свой лучший футбол в ноябре «Спартак» показал в домашней встрече против «Ростова». Красно-белые доминировали [в атаке] по всем основным показателям. Статистику подпортили лишь последние 10 минут, когда гости организовали финальный штурм. В матче с «Крыльями» – идентичный сюжет, но ошибки справлены: третий гол успокоил игру.

С «Краснодаром» и «Балтикой» получился открытый футбол с кучей моментов в обе стороны и разным результатом. В заснеженном Калининграде москвичи продемонстрировали хорошую реализацию, а соперник свои шансы не использовал. Дома с «быками» – обратная картина. Ещё и пропустили после рикошета.

Дерби с «Локо» – яркий образец смелого футбола от команды Абаскаля. Красно-белые провели в меньшинстве больше часа и всё равно пытались действовать первым номером. «Спартак» имел перевес не только по владению мячом, но и по территории: 30 % действий на чужой трети поля.

Проблемы «Спартака» в созидании зрели ещё с лета. В октябре забито всего 4 гола в 5 официальных матчах. Если учесть, что один из них – результат выдающихся индивидуальных действий Промеса, всё совсем грустно.

Таким образом, помимо латания дыр в обороне, перед заключительным отрезком первой части сезона, тренерский штаб искал способы улучшить игру команды впереди.

Идеи Абаскаля в атаке

Испанец приучил болельщиков к постоянным кадровым изменениям. Переход на 4-4-2 тоже поначалу казался чем-то вроде временной меры.

Однако если вынести за скобки вынужденные перестановки, то к декабрю и стартовый состав «Спартака» и тактическая схема, приобрели вполне осознанные очертания.

Размен «восьмёрки» на Зиньковского

После октябрьской паузы на матчи сборных главный тренер отказался от модуля 4-3-3. Теперь в середине поля верховодит пара Литвинов – Пруцев, а вакантное место занял Зиньковский. Антон вернулся на родную позицию – левый вингер. Зина обладает правильным набором навыков. Для него естественно взаимодействовать с партнёрами в финальной трети или продвигать мяч на более ранних стадиях атаки. Он умеет обострять и самостоятельно. В трёх первых матчах в старте («Нижний», «Факел», «Локомотив») именно Антон становился лидером команды по количеству ударов.

«Я чаще располагаюсь широко на фланге, на бровке, люблю получать мяч в ноги. При этом у нас есть Квинси, который тоже любит смещаться налево. Так что адресат у меня чаще всего именно он. Когда он приходит на мою позицию, то я убегаю в центр. То есть мы не дублируем друг друга, а меняемся, дополняем. Конечно, Промес чаще настроен на удар, он в большей степени форвард. А моя основная функция — обыграть, создать момент для кого-то, сделать голевую или предголевую передачу», – Антон Зиньковский

Футбольные качества Квинси и раньше предполагали активные перемещения по всему фронту. Он всё так же любит стартовать и слева и искать пространство. Наличие рядом ещё одного индивидуально сильного игрока создаёт дополнительную нагрузку для соперников, а это – преимущество для ловкого и расторопного голландца.

«Моя позиция на поле? У меня есть свобода действий в атаке, я использую свои сильные стороны, мне это нравится», – Квинси Промес

Таким образом, появление Зиньковского на левом фланге никак не сказалось на возможностях Промеса. Голландец остаётся главным действующим лицом красно-белых в финальной трети. 

Перемены на флангах

Имея сильную атакующую связку на левом краю, Абаскаль внёс коррективы в оборонительную линию – вернул в основу более заточенного на разрушение Рябчука. Тем временем справа Хлусевич выигрывает конкуренцию у Денисов. Получился своеобразный противовес. Красно-белые перегружают левый край. Правый – остаётся под изоляции. Это хорошая среда для подключений Хлуса, имеющего опыт игры в атаке.

Рябчук грубо ошибался против «Оренбурга» и «Ахмата», а заключительный в году матч пропустил из-за травмы. Впрочем, это совсем не означает, что Абаскаль откажется от идеи.

Ещё одно соперничество – Медина против Бонгонды – пока с преимуществом парагвайца. Осенью игра Тео откровенно разладилась. В первых турах вингер просто разрывал соперников за счёт скиллов. Сейчас – почти не обыгрывает один на один и редко бьёт по воротам. Хесус тоже не блещет. Правда, немного продуктивнее в командной игре. 

Соболев или Игнатов?

СМИ в красках развивали тему конфликта Соболева и Абаскаля. Испанец не первый тренер «Спартака», кто отправляет Александра на скамейку запасных на продолжительное время (несколько игр подряд). Тедеско и особенно Паоло Ваноли действовали куда жёстче. При итальянце весной 2022-го нападающий просидел на лавке целый месяц, выходя лишь в самой концовке. Есть и более прозаичное объяснение «ссылки» Соболя – конкуренция.

Игнатов подкупает работоспособностью и самоотдачей – важнейшие качества в прессинге – краеугольном камне системы. Михаил может ошибаться, но в его игре почти нет пауз. Он поддерживает динамику, что для «ртутного» спартаковского нападения просто необходимо. Игнатов прибавил в результативности: сейчас полузащитник третий в команде по системе гол + пас (3 + 4). Для сравнения – столько же было за весь прошлый сезон.

По футбольным качествам Соболев сильнее, но продолжает оставаться нестабильным. Что странного, если при таком раскладе он иногда оказывается в запасе?

Структурные проблемы в обороне

Временами «Спартак» может демонстрировать футбол, максимально близкий к тому, что хочет видеть главный тренер. По крайней мере, стилистически:

– Контроль мяча

– Эффективный прессинг

– Быстрая доставка в финальную треть

– Хорошая реализация

Всё это даже приносит результат. Пример – домашние игры с «Ростовом» и «Крыльями», когда спартаковцы деклассировали оппонентов в первом тайме.

Главное вопрос: возможно ли провести в режиме доминирования весь матч? Тут ответ скорее отрицательный.

«Спартак» не любит защищаться долго и близко к (в) своей штрафной. Трудности в позиционной обороне обостряются под давлением. Соперник просто начинает действовать более вертикально, через длинные передачи. Забросы в сторону больших нападающих с последующей борьбой за отскоки стали главным источником остроты у наших ворот.

Есть сложности, напрямую вытекающие из расположения игроков в схеме 4-4-2.

«Спартак» обороняется слишком узко: один край свободен, поэтому сложности создаёт обычный длинный перевод.

Бабич и Рябчук вне кадра. Зобнин не успевает накрыть соперника – передача прошла. Перед Тодоровичем гектар свободного пространства. Да, если бы Рябчук встретил его нормально, опасной атаки бы не получилось. С другой стороны, ситуация один в один в защите – всегда огромный риск.

Переводы на фланг – не единственная потенциальная проблема. Если наш прессинг не сработал, отыгранными могут оказаться трое: пара нападающих + «выдернувшийся» вперёд полузащитник. Итог: у соперника прекрасный плацдарм для атаки через центр, даже без описанных выше фланговых «перегрузов».

Можно эффективно защищаться и в 4-4-2. Пример – первая версия «Атлетико» Диего Симеоне. Мадридцы не оставляли пространства между линиями и душили соперников прессингом. Для такого футбола требуется идеальная слаженность и огромная самоотдача.

Есть ли прогресс?

Красно-белые вышли из пике, но по содержанию всё по-прежнему нестабильно.

«Спартак» прибавил в атаке: возросло количество ударов и их острота. А главное – реализация моментов. До собственных летних перфомансов подопечным Абаскаля далеко. Зато впервые с августа мы забиваем хоть немного выше ожидаемого: 10 голов (с игры) при 9,55 xG.

Ситуация в обороне остаётся печальной. Да, пропустили меньше и количество допущенных ударов из штрафной тоже снизилось. Вот только соперник имел больше явных шансов для взятия ворот (NPxGa). Спартаковцы защищаются чуть более организованно, но почти в каждой игре допускают грубые промахи, что приводит к ударам с большим «весом».

Ситуацию неоднократно спасал Максименко. В матчах против «Балтики» и «Крыльев» Александр не пропустил ни разу при 3,66 NPxGa (в сумме). Круто, когда вратарь тащит в режиме супермена. Только это бывает далеко не всегда.

«Спартаку» прошлого сезона не хватало баланса. Абаскаль вроде бы планировал исправить ситуацию. Однако больше времени потратил на преобразования в передней линии. Команда менялась прямо по ходу сезона. В итоге, красно-белые просели как атаке, так и в обороне.

Хочется верить, что пик кризиса позади. К зиме игра немного стабилизировалась. Как и раньше, «Спартак» может «выезжать» благодаря атаке, но даже в хороших матчах уязвим для любого соперника.

Фактически испанец вернулся к тому, с чего начинал, когда только принял команду. Есть сильные футболисты. Есть чёткие принципы игры и базовая схема (теперь другая). Есть и преимущества и недостатки, с которыми нужно работать. Что будет перевешивать – посмотрим весной. 

Фото: официальный сайт «Спартака»/официальный сайт РПЛ