9 мин.

«Спартак» проводит очень плохой сезон. Ваноли в начале пути

С новым тренером красно-белые все еще во второй восьмерке...

Трудно найти более сложную задачу, чем принять такую команду, как «Спартак» по ходу чемпионата. При Федуне клуб традиционно чередует хорошие сезоны с откровенно провальными. С июня прошлого года команда пребывает в состоянии турбулентности. Два месяца работы с новым тренером не дают ощутимого эффекта.

*без учета матча с «Кубанью»

Качество игры, как и результаты, пока на прежнем уровне. Традиционно слишком многое зависит от реализации моментов. У красно-белых этот компонент особенно нестабилен и напоминает движение по синусоиде. Осенью было неплохо. Сейчас – наблюдаем движение в низшей точке. С игры в чемпионате красно-белые забили всего 3 гола (при 4,61 xG).

Что делает Ваноли?

Новая старая схема

Все успехи «Спартака» при Тедеско связаны со схемой с тремя центральными защитниками (в разных ее вариациях). После ухода немца красно-белые вернулись к давно забытой 4-2-3-1. Витория пытался перестроить игру команды, но быстро потерпел неудачу. Все, что было дальше – судорожные попытки удержать «Спартак» на плаву путем метаний между разными тактическими вариантами. Осенью красно-белые снова начали прессинговать по конспектам Тедеско. Это дало эффект в атаке. Обратной стороной медали смелой игры стали провалы в обороне. Результат – поражения от «Лестера» (3:4) и «Зенита» (1:7). Первую часть сезона Руй заканчивал в оборонительном варианте 4-2-3-1, с Кофрие в роли правого защитника и постоянными лонгболлами на Соболева. Примитивный стиль вкупе с отличной игрой Селихова дал «Спартаку» больше надежности. Победы над «Наполи» и «Легией» принесли Виторию славу «хорошего мужика» и путевку в плей-офф Лиги Европы.

Ваноли начал с перезагрузки. Красно-белые как будто вернулись на два года назад. Как и Тедеско в 2020-м, в качестве базовой итальянец видит схему с 3 ЦЗ.

На сборах тренерский штаб попеременно использовал 3-1-4-2 и 3-4-3. В спаррингах шло хорошо, но в первой же официальной игре «Спартак» потерпел неудачу. На фоне команд РПЛ видно, что для 3-1-4-2 команде не хватает креативных игроков в средней линии. Против ЦСКА лучшие моменты были у центральных полузащитников («восьмерок») – Зобнина и Мартинса – от которых требовалось много участвовать в атаках. Этой паре (особенно Зобнину) не хватало тонкости в завершающей стадии.

Решением стал переход на схему 3-4-3 с Промесом и Бакаевом в роли инсайдов. Сейчас этот вариант – базовый.

Быстрые атаки и прессинг

Быстрые выходы со своей половины поля – сильная сторона спартаковцев на протяжении последних сезонов. Так было при Тедеско и Витории. Скорее всего, мы наблюдаем еще старые наработки.

Команда Ваноли чередует периоды владения и быстрые выпады на чужую половину.

Красно-белые включают давление на чужой половине, стараясь перекрыть максимальное количество направлений для передач. Когда один из крайних ЦЗ (Кофрие, Джикия) смещается на фланг обороны, латераль уходит прессинговать соперника в средний линии. Николсон, Бакаев и Промес берут на себя пару ЦЗ и крайнего защитника. Пока у «Спартака» плохо с позиционкой, такие ситуации – ключ к моментам. Основная идея – поймать соперника в момент потери (после прессинга или неудачного выноса) и развернуть атаку в нужном направлении.

Наиболее яркий пример успеха в быстрых атаках – матч с «Динамо».

Результативному касанию Николсона предшествовали всего три передачи (Айртон – Мартинс – Промес) + удар Бакаева. От штрафной до штрафной мяч двигался 8 секунд. Вторая голевая атака получилась  менее подготовленной. Длинный пас Айртона не был адресным. Зато Квинси забрал подбор после ошибки защитника.

Позиционные атаки красно-белые чаще начинают через правый фланг (Кофрие). Дальше транзитом через других защитников и среднюю линию мяч следует в левую часть поля к Айртону или напрямую к Промесу. Именно Квинси – главный адресат для передач на чужой половине. У Бакаева свободная роль, склонность к индивидуальным действиям и желание использовать свободное пространство. Однако именно Зелимхан больше всех напрямую взаимодействует с Николсоном.

Таким образом, вырисовывается определенная система. С одной стороны, это хорошо. Футболисты понимают задачи и знают маневры друг друга. С другой – не очень. Соперники изучают «Спартак». Красно-белым нужно разнообразие и нестандартные действия.

Провалы в обороне

Если рассматривать показатели допущенных ожидаемых голов без учета пенальти (NPxGa), то у «Спартака»  4-я оборона в лиге. Меньше моментов у своих ворот позволяют создавать только «Зенит», «Динамо» и «Краснодар». При этом красно-белые пропустили уже 31 гол (при 20,55 NPxGa).

Одна из причин – уязвимость в переходных фазах. Это связано не только с эпизодами прессинга. Дело в структуре.

Умяров располагается на одной линии с Жиго. Мартинсу трудно перековать свободные зоны в середине. Нередко на помощь люксембуржцу вылетал Жиго. Рейды француза эффектны, но почти всегда – всегда рискованное предприятие. Поскольку баланса «Спартаку» по-прежнему не хватает, проблемы в подобных ситуациях могут возникать и дальше.

Отдельная проблема – стандартные положения. Странно, когда футболисты не знают, как действовать на стандартах или бегут помогать партнерам, бросая своего прямого оппонента. В момент подачи, закончившейся голом Юлдошева (матч с «Нижним»), красно-белые имеют в штрафной численное преимущество (6 vs. 4).

Матч-менеджмент Ваноли

Пока итальянец может рассчитывать, в основном, на удачный стартовый план. Для нового проекта такая ситуация – не редкость. Но ставки растут быстро, когда ты в «Спартаке».

Итальянец потихоньку начинает чувствовать свою новую команду. У Паоло появляются неплохие решения для стартового состава. Основная в контрольных матчах связка Мартинс – Зобнин не оправдала себя. Сейчас их одновременное появление – редкость. Николсон и Бакаева начинали матч с ЦСКА на скамейке. Сейчас – выходят с первых минут и приносят пользу.

С умением повлиять на ход матча дела у тренера обстоят хуже. В каждой игре Ваноли проводит по три-четыре замены. Очень редко кому-то удается усилить игру команды, выйдя со скамейки. Можно выделить Литвинова, отлично отыгравшего второй тайм против «Динамо», и Мозеса, подменявшего травмированного Айртона. В Нижнем «Спартак» впервые при итальянце смотрелся во втором тайме лучше, чем в первом. Однако пока такие примеры выглядят исключениями на фоне неудачных замен.

Герои и неудачники

Спартаковцы адаптируются к требованиям нового главного тренера. Кое-кто проявил себя ярче – со знаком плюс или минус.

Николсон. 5 матчей – 4 гола. Ямаец ворвался в русский футбол хет-триком «Кубани», забил победный мяч «Динамо». Переоценивать первые успехи неправильно. Накидать авоську аутсайдеру ФНЛ и регулярно забивать командам высшей лиги – разные вещи. И все равно результат примечательный. Предшественникам и нынешним партнерам Шамара по атаке потребовалось гораздо больше матчей, чтобы забить 4 гола.

Бакаев. Ваноли ставит «Спартаку» вертикальный футбол. На свободном пространстве Зелимхану проще демонстрировать свои лучшие качества. Партнеры умышленно создают ему изоляции 1-в-1 на фланге. Это помогает создавать почву для острых моментов. Однако положение Баки в команде нестабильное. Как правило, Ваноли заменяет его примерно на 70-й минуте. Странное решение, учитывая отсутствие альтернативы.

Промес. Квинси делится мячом с партнерами и реже идет в обводку. В молодости он был постоянно нацелен на удар. И сейчас бывает такое, но все же чаще Промес выбирает для атаки «подходящий момент». Иногда голландцу не хватает хладнокровия, но действия более зрелые, полезные для команды. В контратакующем футболе он еще покажет себя как бомбардир. Главное, чтобы не подводила реализация.

Ларссон. В футбольном плане Джордан по-прежнему мертв. 2 удара и 1 передача под удар (за 53 минуты) в РПЛ в 2022 году – все, что нужно знать об игре шведа. Терпение кончается и у лояльного к Ларссону Ваноли. Против «Нижнего Новгорода» нападающий не вышел даже на замену.

Зобнин. В прежние сезоны у Романа бывали неудачные периоды. Обычно они были связаны с его неправильным использованием: на позиции под нападающим или в качестве разгонщика атак. Увы, сейчас Зобнин регрессирует. Он сдал в плане отбора и продвижения мяча на дриблинге. Еще хуже, что в каждом матче полузащитник совершает ошибки, совсем не свойственные игрокам такого уровня.

Соболев. С момента рестарта сезона Александр провел на поле 76 минут (в сумме). И, да, он не выходил на поле даже против «Кубани». Причина на поверхности – Николсон в отличной форме. Пока Соболев может рассчитывать на несколько минут в концовках.

 

При Ваноли «Спартак» понятен относительно своей структуры и базовых принципов:

  • Знакомая схема с тремя ЦЗ;

  • Быстрые атаки;

  • Эпизоды высокого прессинга

На данном этапе их можно рассматривать как плюс. Большинство футболистов текущего состава играли в такой футбол еще при Тедеско.

Разница – в деталях. А они, как известно, и определяют результат. «Спартак» выдает неплохие отрезки в атаке, но проваливается в обороне. Актуальнейшая задача для тренерского штаба на ближайшее время – поиск баланса.

Ваноли много говорит о психологии. В этом аспекте команде тоже нужно прибавлять. При более-менее равном ходе игры, плохом судействе, собственных ошибках на первый план должны выходить морально-волевые качества. Именно за счет них удается превратить «положительные моменты» в нужный результат.

Фото: официальный сайт «Спартака»