7 мин.

Многоликость трансферного бюджета или как потратить более 143 млн и остаться в прибыли

Трансферный бюджет - одно из самых таинственных понятий футбольных финансов. Перед открытием трансферного окна руководители клубов, обозреватели, комментаторы, фанаты - все свободно жонглируют цифрами бюджетов, не обременяя уточнением что же конкретно имеется ввиду. Текст ниже доказывает, что у этого понятия может быть до 10 разных значений, поэтому к заявлениям "Президент клуба утвердил бюджет на летнее усиление состава в объеме 200 млн" нужно относиться с долей скептицизма.

Текст ниже - перевод серии твитов Swiss Ramble - ведущего специалиста в футбольных финансах и популярного блогера.

В конце прошлого сезона медиа уверенно сообщали, что трансферный бюджет Арсенала на летнее усиление составит всего 45 млн фунтов по причине очередного непопадания в Лигу Чемпионов. По факту клуб потратил более 100 млн. Давайте разберемся как такое возможно.

Надо сказать, клуб никогда официально не подтверждал эти слухи. "Абсолютно бесполезно публично обсуждать сколько денег мы можем потратить для усиления. Мы никогда не делали подобных заявлений" - утверждал СЕО Арсенала Винай Венкатешам.

За лето 2019 года Арсенал приобрел игроков на 143 млн (+8 млн возможных бонусов). Это покупки Пепе (72), Салиба (27), Тирни (25), Давида Луиза (8), Мартинелли (6) и Себальоса (годовая аренда за 5 млн).

В то же время клуб продал игроков на 64 млн: Ивоби (34), Белик (10), Косельны (5) и Оспина (3). 12 млн было выручено за выпускников академии и бонус от повторной продажи Беннасера в Милан.

Отметим: мы не гарантируем абсолютную точность трансфертных сумм, но для целей нашего анализа они вполне сгодятся.

На самый популярный вопрос - "сколько клуб может потратить в этом году?" - практически невозможно точно ответить, так как не существует конкретного понятия "трансферный бюджет". Ниже мы рассмотрим 10 возможных определений этого понятия.

Валовые (gross) и чистые (net) покупки

Наиболее интуитивно понятное определение бюджета - сумма трансферных цен футболистов, вне зависимости в каком периоде они будут выплачены. Вроде просто, но даже здесь есть нюанс - в трансферную сумму обычно не включают бонусы. По этому показателю Арсенал потратил от 135 до 143 млн.

Вычитаем из этого показателя общую сумму продаж футболистов за этот же период - получаем чистое сальдо. По этому показателю Арсенал потратил чистыми 78 - 79 млн (опять же, в зависимости от включения бонусов).

Валовый (gross) и чистый (net) отток наличности

Трансферы Пепе и Салиба, как известно, были оформлены в кредит - то есть не все 72 млн были выплачены при переходе. По слухам оба платежа были разбиты на 5 лет. Всего этим летом Арсенал заплатил 46 млн. Отметим схожесть этой суммы с "трансферным бюджетом", о котором говорили прошлой весной.

Реклама 18+

Аналогично предыдущему показателю - считаем разницу между притоками и оттоками наличности: из 64 млн продаж Арсенал получил 23.5 млн. То есть, чистый отток наличных средств этим летом составил всего 22.5 млн (46 - 23.5)

Платежи за футболистов в рассрочку - давно устоявшаяся практика на футбольном рынке. Для понимания масштабов: в конце сезона 2017/18 клубы АПЛ были должны около 1.5 млрд фунтов по уже состоявшимся трансферам, а лидировал по этому показателю Манчестер Юнайтед с предстоящими платежами на 258 млн фунтов.

На практике продающие клубы получают большинство трансферных сумм в момент продажи - они просто продают права на неполученные деньги посредникам (факторинг) за умеренную плату (как правило, 3-7 процентов от суммы долга).

Общая стоимость - трансфер и платежка

Зарплата футболистов - второй весомый фактор их стоимости для клуба (после трансферной суммы). Следующие показатели объединяют эти элементы в один.

По моим оценкам, за это лето Арсенал увеличил фонд зарплат на 500 тыс фунтов, что в годовом выражении будет около 26 млн. Умножив на длину каждого контракта получим общее обязательство по зарплате на 92.8 млн.

Вместе с тем, около 700 тысяч были убраны из фонда зарплат за счет продаж и ухода свободных агентов - это дает 37.7 млн в год. Несмотря на то, что Рэмси, Уэлбек, Чех и Лихштайнер ушли бесплатно, они облегчили платежную ведомость на 21 млн.

Объединив валовый отток наличности в первый год и увеличение платежки, получим трансферный бюджет в объеме 71.7 млн (46 + 25.7). Но если посчитать чистый отток наличности (т.е. за минусом полученный денег в первый год и экономии зарплат), то получится что Арсенал заплатит всего 10.5 млн (22.5 + 26 - 38).

Если же посмотреть на общие совокупные расходы (на период подписанных контрактов), получится, что за лето Арсенал получил обязательств на сумму 236 млн (143 млн трансферов + 93 млн платежка), которая, впрочем, будет частично компенсирована продажами и уменьшением платежки.

И последний, самый сложный показатель - бухгалтерская прибыль / убыток от трансферов. Как мы уже выяснили, покупки футболистов признаются в расходах равномерно по годам контракта, тогда как прибыль / убыток от продажи - в полном объеме и сразу.

Пепе был куплен за 72 млн и подписан на 5 лет, стало быть, его ежегодная амортизация (трансферный убыток) составит 14.4 млн, а его балансовая стоимость через 3 года уменьшится до 29 млн (72 - 3*14.4).

Таким образом, амортизация первого года всех летних покупок составит 28.4 млн, плюс 25.7 млн зарплаты = 54.1 млн. С другой стороны, получилось сэкономить на 6.9 млн амортизации проданных игроков, плюс 37.7 млн их зарплаты = 44.6 млн. Чистое влияние на финансовый результат - убыток в объеме 9.5 млн, что с лихвой будет покрыто прибылью от продажи футболистов в размере 56.7 млн.

Реклама 18+

В таблице ниже - 10 возможных показателей трансферного бюджета (а ведь можно рассмотреть еще больше!). При желании, любой из них можно обосновать, что лишь подчеркивает размытость понятия.

Какой из них более значимый? Сложно сказать, но наиболее близким к фигурирующим в медиа 45 млн подобрался чистый отток наличности (46 млн). Возможно, это просто совпадение.

Джош Кронке обещал "волнующее" трансферное окно и выполнил обещание - клуб провел ряд больших сделок, формально оставшись в рамках скромного бюджета. Это стало возможным за счет более смелого использования накопленных за предыдущие годы денежных средств, которые ранее складывались фактически в кубышку.