6 мин.

У «Ред Булл рейсинг» последний шанс на титул в 2021. Дальше будет только хуже

Последние события вокруг австрийской команды, по сути, ставят крест на среднесрочных перспективах победы хотя бы в личном зачете.

Еще недавно симбиоз прогрессирующего с точки зрения мощности японского мотора и второй по силе команды в Ф-1 позволял надеяться, что доминирование немецких машин не будет длиться вечно. Но после недавнего решения «Хонды» покинуть чемпионат по завершении 2021 года над «Ред булл рейсинг» сгустились тучи.

Это означает одно: команда попала в сложнейшую ситуацию, а ни один из компромиссных путей решения проблемы не удовлетворит коллектив полностью. Вариантов, в общем-то, три: покупать силовые установки «Рено» или  «Феррари» («Мерседес» сразу отказался от такой сомнительной затеи), выкупить производственные мощности «Хонда» и наладить сборку на собственной базе в Милтон Кейнс или уйти из чемпионата совсем. Попробуем разобраться, почему все три варианта сильно бьют по перспективам завоевать чемпионский титул.

Уйти нельзя остаться

Давно известно, что статус клиентской команды не позволяет систематически добиваться высоких результатов. Под высокими я, разумеется, имею в виду победы в гонках. Одно дело, когда ты покупаешь силовую установку, производитель которой присутствует в «королевских гонках» лишь в качестве поставщика моторов (например, Cosworth DFV покупала добрая половина команд чемпионата, а тот же «Ред булл рейсинг» доминировал с мотором «Рено» в начала 2010-х). И совсем другое, когда тебе приходится сражаться с ним на трассе.

«Феррари», а со следующего сезона, вероятно, и «Рено» являются принципиальными соперниками австрийцев, что неизбежно накладывает отпечаток на сотрудничество команд. Купив двигатели у одного из вышеперечисленных поставщиков, «быки» поставят крест на чемпионских амбициях. Приобретать придется агрегаты с определенной архитектурой, выгодной лишь французам и итальянцам, а, значит, даже гений Ньюи не позволит бросить вызов не только доминирующей машине, но и, возможно, ближайшим конкурентам.

Второй вариант с покупкой сборочного цеха «Хонды» и перевозом на свою базу выглядит более перспективным. Японцы обещали к 2021 году улучшить силовую установку, во что легко верится с учетом их уверенного прогресса последние три сезона. Таким образом, австрийцы остались бы при своих, получив мощный мотор и выстраивая шасси и аэродинамику так, как им кажется более эффективным.

Но есть одно но: «Ред булл рейсинг» крайне важно, чтобы работа над моторами с 2022 года была полностью заморожена, поскольку развивать установку самостоятельно они не в состоянии. С этого момента начинаются сложности.

Да, «Мерседес» сразу согласился пойти на такой шаг, поскольку в Бриксуорте вряд ли к тому моменту потеряют техническое превосходство над всеми остальными производителями. К тому, же перспектива получать от клиентов деньги и при этом не вкладываться в развитие нового мотора – отличная бизнес-схема. Ола Каллениус будет доволен.

В «Рено» ответили скорее утвердительно, но с одним условием: к тому моменту французские силовые установки не должны уступать в мощности немецким более 5%. А вот в «Феррари» ответили отказом. Еще бы, конкуренты лишили итальянцев огромного преимущества в мощности мотора и возможностях его доработки, а теперь хотят не позволить вернуться в борьбу.

Есть ли свет в конце тоннеля?

Дальнейшее развитие событий – тайна, покрытая мраком. Возможно производителям все же удастся каким-то образом договориться. Возможно в ФИА сделают некое послабление для Маранелло, позволив тем примерно сравняться в мощности и надежности с конкурентами. А пока переходим к третьему варианту, который при текущих обстоятельствах кажется вполне реальным.

Если не удастся договориться о заморозке силовых установок, а вариант покупки клиентского мотора покажется вариантом неудовлетворительным, «Ред булл рейсинг», вероятно, уйдет из чемпионата. Для «королевских гонок» это станет чуть ли не катастрофой, поскольку вместе со старшей командой уйдет и ее младшая сестра «Альфа таури», за которую выступает Даниил Квят.

Потеря сразу четырех машин на стартовой решетке обернется настоящим маркетинговым, имиджевым и коммерческим провалом для серии. Недаром будущий босс Ф-1 Стефано Доменикали, который еще даже не приступил к своим обязанностям, включился в решение вопроса. Еще бы, ведь фанатов «быков» после побед Себастьяна Феттеля по всему миру великое множество, а благодаря такому мощному маркетинговому явлению, как Макс Ферстаппен, их стало еще больше.

Тем не менее, кажется, что главный босс энергетической империи Дитрих Матешиц не заинтересован в столь бесславном завершении красивой истории «Ред булл рейсинг» и Ф-1. Функционер очень любит гонки, а маркетинговая отдача от них весьма существенная. Вероятно, руководство австрийской команды совместно с ФИА и другими участниками чемпионата найдут какое-то компромиссное решение, чтобы сохранить столь ценный актив в числе участников гран-при.

Двое лучше, чем один

Начали искать выход и в руководстве самой гоночной команды. Марко и Хорнер, наконец, осознали, что для регулярной борьбы за победы одного Макса Ферстаппена недостаточно. Да, молодой голландец просто гоночный гений, и даже феномен Льюиса Хэмилтона несколько меркнет перед талантом молодого гонщика «Ред Булл рейсинг». Но что может сделать один пусть и сверх быстрый пилот против немецкой машины?

Больше года назад состав «быков» пополнил отлично зарекомендовавший себя в младшей команде Алекс Албон. Заменивший совсем расклеившегося Пьера Гасли таец сходу начал показывать приличные результаты, а отставание от Макса от 0,5 до 1 секунды списывали на неопытность и необходимость адаптироваться к постоянному давлению извне.

Прошло 14 месяцев, а результаты лучше не стали. И, если еще летом доктор Марко говорил, что в целом Алекс справляется довольно неплохо, а его продление на 2021 – дело практически решенное, то теперь тональность его речей резко изменилась: «Если Албон продолжит совершенствоваться и будет прибавлять, то он кандидат на место в 2021 году, – объяснил Марко в интервью Sky Sports Германия. – Если же он не сможет соответствовать нашим ожиданиям, то мы будем вынуждены осмотреться вокруг».

Со стороны кажется, что Алекс просто перегорел. Само нахождение в топ-команде – серьезная проверка на прочность. А наличие у тебя в партнерах Макса Ферстаппена бьет по психике еще сильнее. К тому, же весь «Ред булл рейсинг» ставит перед собой задачу сделать голландца чемпионом мира. В такой ситуации, второму пилоту «быков» всегда будет сложно. Тем более молодому и не очень принципиальному.

Если Алекс все же не справится, а все к этому и идет, у команды уже есть запасные варианты: «Мы достаточно опытны, чтобы разобраться со всеми нынешними гонщиками. Но помимо них в игре также есть два хорошо известных кандидата, это Перес и Хюлькенберг», - сообщил Марко в интервью Sky Sports Германия.

И это, пожалуй, одно из важнейших решений руководства команды, которое может стать решающим в битве за титул в 2021 году. Перес даже на довольно средненькой технике умудрился 8 раз приехать на подиумы. Хюлькенберг давно известен, как невероятно быстрый и стабильный пилот, а проведенные им в 2020 году практически без подготовки гран-при за «Рейсинг поинт» не оставляют сомнений в верности выбора кандидатов в «Ред булл рейсинг». Возможно, у Хэмилтона и Боттаса в следующем году станет одним конкурентом за победы больше.