6 мин.

Футбол для всех? Как госфинансирование и бесплатные трансляции убили аргентинский футбол

Думаете, что ситуация в российском футболе связанная с госфинансированием клубов, МАТЧ-ТВ и Виталием Мутко на посту президента РФС уже давно достигла дна? Как бы не так. Нам все еще есть у кого поучиться. Например – у Аргентины, в которой футбольные клубы попросту бойкотируют проведение местного чемпионата.

С чего все началось?

В 2009 году, кабинет министров Аргентины объявил о создании правительственной программы Fútbol Para Todos (Футбол Для Всех в переводе на русский), главная задача которой заключалась в том, чтобы футбольные матчи аргентинского чемпионата, а также поединки с участием местных клубов на международной арене, стали доступны для просмотра любому гражданину Аргентины, имевшему телевизор.

Программа была нацелена на возвращение футбола на общедоступные каналы, поскольку предыдущий владелец прав на показ чемпионата аргентины – Clarin Group, являлся монополистом на рынке футбольных трансляций и был нещадно критикуем населением страны за неприемлемые цены, отсутствие гибкой политики по подключению к сети и низкое качество самих трансляций. Помимо всего прочего, Clarin выступали в оппозиции к действующей на тот момент власти и явно недолюбливали президента страны – Кристину де Киршнер.

Скорейшему внедрению программы также поспособствовала ситуация в чемпионате, где сразу несколько клубов оказались на грани банкротства и просили помощи у Федерации Футбола Аргентины (AFA). В связи с этим, AFA просила у Clarin 720 миллионов песо в обмен на телеправа. Clarin, в свою очередь, готовы были предложить лишь 230 миллионов. Именно в этот момент в переговоры вмешалось правительство Аргентины, сделавшее предложение в размере 600 млн песо и выкупившее права на показ 20 августа 2009 года.

После подписания контракта, матчи и обзоры вернулись на общедоступные каналы в полном объеме впервые с 1992 года.

Как развивались события в дальнейшем?

Поскольку в работу над Fútbol Para Todos были привлечены бывшие сотрудники Clarin, а главным голосом трансляций стал Марсело Араужо – человек, ассоциирующийся с аргентинским футболом на протяжении последних 15 лет, у зрителей стали появляться сомнения в том, что качество трансляции претерпит хоть какие-то изменения, ведь за их содержимое были ответственны все те же самые люди.

И действительно, после национализации, контент передач связанных с футболом, практически не изменился. Во время показа матчей режиссеры продолжали злоупотреблять крупными планами и не успевали следить за происходящим на поле. Ну, а ведущие в студии и комментаторы частенько позволяли себе перегибать палку и отпускали нелицеприятные шутки в адрес игроков.

Что было по-настоящему инновационным в новых трансляциях, так это реклама. Бесплатно отдавая права на показ футбола национальным каналам, правительство хотело получить от них максимальную пропаганду здорового образа жизни в целом и спорта номер один в частности. Поэтому, во время пауз зрителю показывали не рекламные ролики, а исторические факты про футбольные клубы, соревнования и спортсменов.

Единственной коммерческой рекламой идущей во время трансляций, была реклама IVECO – титульного спонсора чемпионата.

Вроде бы все должны быть довольны: граждане получили бесплатный футбол, государство – отличную площадку для пропаганды ЗОЖ, клубы и федерация футбола – неплохие деньги за трансляции.

Что же пошло не так?

С каждым годом покупка прав становилась все дороже и дороже: начинаясь с 600 млн песо в 2009 году, в 2015 сумма дошла до 1937 млн.

И даже несмотря на столь высокие цены на телеправа, AFA не хватало финансов. В попытках сохранить как можно больше денег у себя в кармане, федерация предпринимала кучу не самых логичных решений, связанных с изменением правил проведения чемпионата.

Достаточно сказать про то, что регламент чемпионата кардинально менялся каждый новый сезон, начиная с 2012 года. За все это время, чемпионат отказался от классической схемы с Апертурой и Клаусурой, получил единственного чемпиона и расширился с 17 до 30 команд. Сделано это было лишь с одной целью – сократить количество матчей и, соответственно, уменьшить количество выплачиваемых денег клубам.

Теперь команды играют между собой только один раз. Дважды в году проводятся лишь матчи, имеющие статус класико. Помимо всем известных противостояний “Ривер Плейт” – “Бока Хуниорс” или “Росарио Сентраль” – “Ньюэллс Олд Бойз”, такой статус получили встречи дебютантов лиги. Например, матч с участием команд “Альдосиви” и “Крусеро дель Норте”, расстояние между стадионами которых превышает тысячу километров.

Помимо сокращений денежных выплат для клубов, внутри федерации шла нешуточная борьба за власть, связанная со смертью Хулио Грондоны в сентябре 2014 года. Бессменный президент AFA руководил федерацией с 1979 года.

Дело дошло до того, что на выборах нового президента оба кандидата получили одинаковое количество голосов – по 38, в то время как их максимальное значение в сумме должно было равняться 75.

Такой поворот событий оказался настолько гениальным, что математическими способностями местных чиновников заинтересовались в ФИФА, направив в Аргентину нормативный комитет (чтобы это не значило) для разрешения всех возникающих проблем. Кстати, новый президент AFA не выбран до сих пор! Следующие выборы состоятся только в июле 2017.

К чему это все привело?

В декабре 2015 года, пришедший к власти кабинет министров во главе с Маркосом Пенья и был явно недоволен тем, что правительство Кристины Киршнер позволяло себе тратить на программу FPT по 5 миллионов песо (250 тысяч долларов) ежедневно и заявил, что с данного момента государство больше не будет вмешивается в футбольные вопросы, а решать их должны только руководители клубов и AFA.

Маурисо Макри – бывшему президенту “Бока Хуниорс” и действующему президенту Аргентины, бесплатные футбольные трансляции оказались попросту не нужны.

Поскольку контракт между AFA и правительством был подписан до лета 2019 года, за разрыв соглашения федерации футбола полагалась неустойка. Переговоры по этому поводу продолжались весь последующий год и в итоге, в начале 2017 года, государство согласилось выплатить футбольной федерации 530 миллионов песо, что составляет всего лишь четвертую часть тех денег, которые полагались AFA по контракту за текущий сезон.

Клубы тем временем не спешили зарабатывать самостоятельно – сидя на неплохих призовых от трансляций, никому в голову и не приходила мысль о том, что все финансовое благополучие может закончится в один момент. Как следствие – у большинства клубов появилась солидная задолженность перед футболистами и персоналом.

Что происходит в аргентине сейчас?

19 декабря 2016 года матч чемпионата Аргентины в последний раз показали по национальному телевидению, а сам чемпионат, в котором команды уже успели сыграть по 14 матчей, должен был возобновиться 26 февраля. Но этого не произошло.

Профсоюз игроков объявил забастовку, требуя выплатить накопившиеся долги по зарплатам. За то время, пока AFA безрезультатно угрожает снятием очков клубам, саботирующим матчи, в чемпионате должно было пройти 3 тура после зимнего перерыва, но ни один из них так и не был сыгран.

В то же время права на показ аргентинского футбола хотят купить американские ESPN и Fox за суммы, потенциально превышающие все предыдущие телевизионные контракты AFA. Но и у них есть свои условия – чемпионат должен быть сокращен до 20-22 команд, в штат они набирают исключительно своих сотрудников, а про бесплатные трансляции на общественном телевидении и речи быть не может.

Футбол в Аргентине, конечно, не умер и вряд ли когда-нибудь умрет. Но вот ответов на вопросы: когда наконец-то продолжится национальный чемпионат, кто и на каких условиях возьмется за его трансляцию и что же аргентинцам делать с тридцатью командами в высшей лиге, пока не знает никто.

Обновление: AFA частично погасила долги перед клубами и ночью с 9 на 10 марта чемпионат был возобновлен матчем "Велес" – "Эстудиантес".

Не забывайте оставлять свои комментарии и подписываться на блог «Одиннадцать». Грасиас!