9 мин.

В предверии сезона — Автомобилист. Фаворит Востока?

Еще в прошлом сезоне у уральцев начал вырисовываться очень интересный состав — клуб сохранил лидеров, вернул Коваржа и Трямкина, подписал отлично зарекомендовших себя Крикунова и Паре, опытнейших Лямина и Мишарина, а также двукратного обладателя КС в лице Кинга и еще одного НХЛовца Паренто. По итогу — десятый, юбилейный регулярный чемпионат КХЛ стал лучшим за время выступлений в лиге, однако в плей-офф «Автомобилист» остановился уже в первом раунде. Владимир Крикунов, как и было анонсированно завершил тренерскую карьеру, а Андрей Мартемьянов принял команду, которая по итогам межсезонья является одним из главных фаворитов Востока, но обо всем по порядку.

 

Тренер.

Где родился, там и сгодился. Андрей Мартемьянов возвращается в родной клуб. К данному отношению я отношусь довольно скептично, да, Мартемьянов хорошо поработал с «Амуром», выведя далеко не самую мощную команду лишь во вторую КХЛовскую кубковую весну в истории хабаровского клуба. Ему удалось создать боеспособный и сплоченный коллектив, ребята брали, если не умением, то желанием и действительно бились до последнего, при нем раскрылись Бывальцев с Ли, лучший сезон выдали братья Ушенины, даже 40-летнего Атюшова прорвало на очки, но давайте не будем забывать, что это был всего лишь первый удачный сезон в тренерской карьере Мартемьянова. 

Экс-наставник хабаровчан уже был и.о. главного тренера «Автомобилиста», также он проработал несколько сезонов в ВХЛ и результатов как таковых до «Амура» нигде не было. Андрей Алексеевич безусловно заслужил повышение, но дело в том, что клубу из Екатеринбурга нужны победы, а не эксперименты. Уральцы приобретают игроков калибра Доуса не для того, чтобы выйти в условный второй раунд, задача — Кубок Гагарина и сразу возникает вопрос: «Кто-то уверен в том, что Мартемьянов именно тот тренер, который может привести клуб к подобным результатам?». Локальные успехи это конечно хорошо, но сумеет ли он проявить себя с клубом совершенно другого уровня, как ни крути, а человек никогда даже не работал с игроками уровня Доуса/Секстона/Трямкина и сумеет ли он найти к ним подход пока вопрос, который остается открытым.

 

Трансферы.

   

Пришли: з. Иван Вишневский «Трактор», з. Михаил Мамкин «Сочи», з. Ефим Гуркин «Лада», н. Вячеслав Литовченко «Амур», н. Георгий Белоусов «Лада», н. Найджел Доус «Барыс», н. Дэн Секстон «Нефтехимик», н. Стефан да Коста «Серветт» (Швейцария).

Ушли: з. Куляш «Северсталь», з. Мегалинский «Арлан» (Казахстан), н. Кинг «Грац» (EBEL), н. Паренто (завершение карьеры), н. Сетдиков «Торпедо», н. Михнов.

 

Селекция.

Все сделано на высшем уровне, ключевых игроков сохранили, среди потерь даже выделить откровенно некого, при этом точечно усилились и сделали это не абы как, а реально усилились игроками, способными делать разницу между средней командой и командой высокого уровня. Разберемся по порядку:

Защита.

Покинули клуб два защитника, не игравших особой роли, зато пришли два качественных игрока, которые скорее всего займут места в ТОП-4, Вишневский по крайней мере точно. Оба в самом соку, оба имели очень приличный айс-тайм в 18 минут, Вишневский так и вовсе был первым парнем на селе после Бэйлена, и очки набирал, и показатель полезности лучший в команде, однозначно усиление. Айс-тайм Мамкина в «Сочи» сократился почти на 3 минуты по сравнению с позапрошлым сезоном, но в тоже время стоит отметить, что у него был лучший показатель полезности среди защитников после Никиты Щитова, да и бросок вроде у Миши есть, так что лишним точно будет. Защитную линию можно считать полностью укомплектованной, причем с солидным запасом — Трямкин, Василевский, Вишневский, Лямин, Мамкин, Егоршев, Мишарин, Тимашов, Бодров.

Атака.

«Автомобилист» был третьей наиболее результативной командой лиги, при этом лучшим бомбардиром являлся Илья Крикунов с 32 очками, то есть грубо говоря забивали все, но ярко выраженного лидера в атаке не было, в какой-то степени напоминает «ЦСКА», да? Были большие надежды на североамериканских легионеров, но с Бэком расстались еще посреди сезона, двукратный обладатель Кубка Стэнли Кинг и вовсе скатился до 4 звена, а Паренто хоть и не был так плох, но все же приехал доигрывать и свой уровень не показал. После неудачного эксперимента с НХЛовскими и АХЛовскими легионерами боссы уральцев решили не рисковать и взяли проверенных бойцов, причем каких:

• Найджел Доус

Наверное лучший легионер лиги, человек, который уже 4 сезона подряд забрасывает 30+ шайб, в прошлом сезоне и вовсе шел по абсолютно сумасшедшему графику в 0.76 шайб за игру. 

Долго расписывать не буду, просто процитирую Максима Рябова (директор «Автомобилиста»): «Если вы обращали внимание на статистические показатели игроков «Автомобилиста» в прошедшем сезоне, то могли видеть, что все звенья, все нападающие у нас выступили очень ровно. Максимальная бомбардирская планка составила около 30 очков. С одной стороны, это равенство и позволяло нам на протяжении всего чемпионата держать высокую результативность и довольно безболезненно переживать моменты, когда некоторые форварды временно выбывали из-за травм. Но жизнь показала, что на самом деле нам остро необходим завершитель атак, «наконечник». А лучшего завершителя, чем Доус, в КХЛ на данный момент просто нет. Бюджет команды оставался практически тем же, пока нам не удалось договориться с Найджелом Доусом. В масштабах КХЛ это, безусловно, человек из ряда вон выходящий. Когда появилась возможность привлечь его в «Автомобилист», мы постарались увеличить финансирование. Спасибо нашим акционерам Андрею Козицыну, Игорю Кудряшкину, а также президенту Уральской горно-металлургической компании Искандару Махмудову за эту поддержку и эту возможность. В итоге по сравнению с прошлым сезоном произошло увеличение бюджета приблизительно на 20%.

• Дэн Секстон.

Один из умнейших легионеров КХЛ. Можно долго биться в конвульсиях и кричать, что у него было -6 в ПО, но опять же нужно понимать, что Андрей Викторович Назаров очень специфический тренер, он идеально подходит для команд среднего уровня, которых нужно заставлять биться и грызть каждый миллиметр площадки, но для не самых габаритных «игровиков» типа Дэна Секстона это далеко не лучший тренер. Игрок, который на протяжении нескольких сезонов идет по графику очко за игру априори нужен любой команде.

Комментарий Рябова по поводу конфликта в Нижнекамске: «Трудно комментировать то, что происходило с игроками в других командах. Но я со своей стороны не представляю, какие могут быть проблемы с человеком, который стабильно отыграл пять сезонов в одном клубе. Это положительно характеризует его и как личность, и как спортсмена. Секстон входит в восьмёрку лучших бомбардиров минувшей «регулярки», и мы надеемся, что Дэн станет одним из лидеров «Автомобилиста». У него может получиться отличная химия с Доусом и Да Костой. Повторюсь: ожидать от Секстона каких-либо проблем неспортивного плана – нет оснований».

• Стефан да Коста. 

Шикарный игрок, просто шикарный, но сука стеклянный. Француз три сезона отыграл в «ЦСКА», в двух из них он провел чуть более 20 матчей в регулярке, но в единственном сезоне, когда его обминули стороной травмы он набрал 62 очка (30+32) в 46 матчах регулярки и 8 (4+4) в 11 матчах ПО, такой результативности позавидует даже Доус. Ожидать, что он сыграет 40+ матчей не стоит, я вообще думаю, что нужно делать с ним то, что «СКА» делает с Дацюком, то есть приберегать его лишь для отдельных встреч. 

Комментарий Рябова по поводу травматичности да Косты: «Мы наводили справки и подробно изучали документы, связанные с его повреждениями в предыдущие годы, советовались с медицинскими экспертами. Это достаточно молодой игрок, ему нет и 30. Пропуская первую половину этого сезона, Стефан не терял времени даром, он залечил все имевшиеся травмы, устранил все проблемы со здоровьем. А его дальнейшие выступления за «Женеву-Серветт» показали, что он набрал великолепную форму. Сейчас Да Коста – капитан сборной Франции на чемпионате мира, и мы ждём, что он станет отличным центром новой тройки «Автомобилиста». У Стефана есть всё, чтобы провести полноценный сезон в нашей команде и принести ей большую пользу. Это очень качественный, мастеровитый игрок со средней результативностью на уровне КХЛ порядка балла за игру. Что очень важно – он всегда успешно проводил серии плей-офф».

• Георгий Белоусов и Вячеслав Литовченко.

Белоусов отлично зарекомендовал себя в «Ладе», в прошлом сезоне и вовсе стал лучшим бомбардиром команды, набрав 31 очко (8+23), что лишь на одно очко меньше, чем у лучшего бомбардира «Автомобилиста», хотя уровень команд совершенно разный. «Игровик» с русским паспортом, способный набирать около 30 очков лишним точно не будет. А вот зачем Мартемьянов притащил с собой Литовченко совершенно непонятно — абсолютно посредственный игрок, не имеющий при этом даже приличных габаритов, лучше бы молодняк обкатали.

 

Перед сезоном.

В последние годы мы убеждаемся, что рецепт победы в КГ достаточно прост — правильный вратарь, грамотно выстроенная оборонительная система и супер-ударная тройка форвардов + один человек способный регулярно забрасывать шайбы за пределами этой тройки. Другими словами в плей-офф решают яркие лидеры + тренер.

Построение правильной оборонительной системы — задача тренера. Быкову, Воробьеву, Знарку и Билялетдинову это удалось. Что касается личностей, то на примере последних 4 лет мы видим, что у каждого клуба, поднимавшего над головой Кубок Гагарина были ярко выраженные лидеры в атаке, которые за счет индивидуального мастерства могли решить исход игры — у «Металлурга» был Кошечкин и тройка Зарипов — Коварж — Мозякин + Вольски, у «СКА» Коскинен и тройка Гусев (Панарин) — Шипачев — Дадонов + Ковальчук, у «Ак Барса» Гарипов и тройка Азеведо — Ландер — Секач + Галиев.

У «Автомобилиста» есть номинально сильнейшая ударная тройка в КХЛ: Секстон — да Коста — Доус + Голышев, с которой однозначно можно выигрывать Кубок Гагарина, есть действительно качественные игроки обороны, есть глубина состава благодаря которой можно пройти на одном дыхании регулярку, но два вопроса по-прежнему открыты — правильный ли Коварж вратарь и способен ли на глобальные успехи Мартемьянов. Однозначные ответы на данные вопросы мы сможем получить лишь в конце сезона. Что касается лично моего мнения, то я уверен в том, что «Автомобилист» в этом сезоне будет как минимум в финале Востока, а там уже все зависит от того сложатся ли еще две фигурки пазла.