Блог Футбольная Романтика
Трибуна

Сетьен придумал новую схему, которая идеально подходит «Барселоне». Это гибридный 4-4-2 ромб

Лучше поздно, чем никогда.

В матчах против «Атлетико» (2:2) и «Вильярреала» (4:1) Кике Сетьен удивил новой схемой – 4-4-2 ромб – и новыми принципами в фазе построения атаки. Несмотря на ротацию игроков, эти принципы в обоих матчах были неизменными.

Пока не до конца понятно, что это – подстройка под конкретных оппонентов или просто система, которая, по мнению тренера, максимально подходит нынешнему составу «Барсы». Вероятно, ответ где-то посередине. «Атлетико» и «Вильярреал» играют по одинаковой схеме (4-4-2), поэтому логично, что к этим матчам Сетьен приготовил почти один и тот же рисунок.

В то же время здесь была и попытка найти более удобное расположение для собственных игроков. Особенно это касается группы атаки, в частности Антуана Гризманна. В матче с «Вильярреалом» этот эксперимент полностью сработал, и трио МСГ провело, возможно, лучший матч вместе.

Я хочу сосредоточиться на том, как каталонцы строили атаки. Погружаемся в детали.

Во время билд-апа к Лангле и Пике опускался левый ЦП (что?). «Барса» использовала трех игроков в первой стадии атаки

Под «Атлетико» и «Вильярреал» Сетьен приготовил особую структуру построения атак – «Барса» забывала об изначальной схеме 4-4-2 ромб и переходила на ассиметричный рисунок.

Основная деталь – в первой стадии (линии защиты) было задействовано три игрока, и это точно было сделано из-за схемы соперников. Согласно азам позиционного футбола, адептом которого является Кике Сетьен, во время построения атаки в первой стадии нужно иметь на одного игрока больше, чем соперник. Если противник играет по схеме с 1 центральным нападающим, с розыгрышем мяча должны справляться 2 ЦЗ. Если же соперник использует сразу двух нападающих, есть смысл создавать преимущество – 3-в-2. Здесь нет ничего необычного.

Сюрпризы начинаются дальше. В подавляющем большинстве случаев, если команда играет по схеме с двумя ЦЗ, однако в первой стадии атаки хочет иметь сразу трех игроков, к двум защитникам опускается опорник, который располагается между ними. 

«Барса» против «Атлетико» в 2010-х – классическое противостояние 4-3-3 и 4-4-2

Чтобы компенсировать это изменение позиций в обороне, другие игроки также сдвигаются, и команда принимает новый вид. Например, если команда изначально играет по схеме 4-3-3 и ее опорник опускается в первую стадию для помощи защитникам, после передвижений со стороны других игроков структура становится похожей на что-то вроде 3-4-3.

Принципы этой системы, которую в честь аргентинского тренера Рикардо Ла Вольпе назвали La Salida Lavolpiana, довольно подробно объясняются в этом видео.

Но у «Барсы» в линию защиты опускался не опорник, а левая «восьмерка» (Ракитич и Серджи Роберто соответственно), которая занимала место левого центрального защитника. Таким образом, в этой линии из трех игроков правее располагался Пике, по центру – Лангле, левее – Ракитич/Роберто.

Затем происходили вышеописанные передвижения – крайние защитники уходили высоко вперед, а игроки центра поля, которых в 4-4-2 ромб больше, чем в стандартных 4-3-3, перестраивались в зависимости от ситуации.

Главный вопрос – почему к защитникам опускался не Бускетс, как это обычно происходит, а Ракитич и Роберто?

Такое распределение ролей отлично подходит Де Йонгу и Бускетсу

Изначально такой выбор Сетьена кажется странным. Баланса в первой стадии будет больше, если опустится Бускетс – тогда ЛЦЗ будет левоногий Лангле. Если же в тройку на место ЛЦЗ отходит Роберто или Ракитич, расклад выглядит менее удобным – левша Лангле распологается в центре, а правша Роберто/Ракитич – слева.

На самом деле, плюсов у такой структуры все-таки больше. Во-первых, стоит поговорить о фигуре левой «восьмерки». И Роберто, и Ракитичу, и потенциально Френки Де Йонгу изначально удобнее играть лицом в поле, а не получать пасы между линиями в центре поля. Располагаясь в линии защиты, Ракитич может продвигать мяч за счет классных длинных передач (хотя на левом фланге ему менее удобно делать это), а Роберто и Де Йонг – за счет дриблинга.

Особенно это касается голландца. Лучшее качество Френки – ведение мяча на скорости. Когда он разогнался, остановить его практически невозможно. И не важно, бежит ли он с мячом или без него. Однако из-за антропометрии ему нужно несколько метров, чтобы набрать скорость. Иньеста, с которым Де Йонга объединяют определенные качества, завораживал дриблингом в зауженных пространствах, не обладая мощью и дистанционной скоростью. Из-за этого Андрес мог строить игру на получении мяча между линиями – находил свободное место даже там, где его не было, и ориентировался как рыба в воде. 

А вот Де Йонг чувствует себя более комфортно, когда получает мяч лицом в поле и может разогнаться. Именно по этой причине «Аякс» в прошлом сезоне всячески подстраивался под игрока, который не подходит под традиционные 4-3-3. В итоге амстердамцы перешли на 4-2-3-1, а Де Йонгу разрешалось постоянно отходить в зону левого центрального защитника – там он получал мяч и творил. Итог – команда вышла на новый уровень, а Френки вел ее атаки и стал лидером европейских чемпионатов по продвижению мяча через ведение.

Еще в начале сезона было понятно, что «Барсе» и Де Йонгу придется подстраиваться друг под друга – прошлым летом я написал про это сразу два текста. Во втором речь шла как раз о том, что голландцу можно разрешать опускаться за мячом в зону левого защитника, а Альба в таких случаях будет уходить вперед (что ему подходит). Мы не знаем, думал ли Сетьен о возможном возвращении Френки, однако такая роль, которую неплохо исполнили Ракитич и Роберто, максимально подойдет именно ему.

Де Йонг в «Барсе» пока не похож на себя. Есть простой прием, который это исправит

Во-вторых, стоит поговорить и о Серхио Бускетсе. Каталонец превосходен во всем, что касается построения атак – в разных аспектах игры его уровень варьируется от очень хорошего до гениального. Серхио очень хорош, когда опускается вниз, чтобы расположиться между двумя ЦЗ. Он гениален и становится лучшим в мире, когда остается на своей изначальной позиции и помогает команде выходить из-под прессинга за счет игры под давлением.

Если Серхио опускается вниз, побочных эффектов куда больше. Во-первых, две «восьмерки» должны занять освобожденное им место. Видаль, Ракитич и Роберто даже близко не могут заменить Бускетса в том, что касается приема мяча под давлением (и спиной к чужим воротам). Он всегда оценивает ситуацию до получения передачи, за счет чего видит даже то, что происходит за его спиной. Видаль и Ракитич наоборот максимально уязвимы в подобных условиях – они плохо ориентируются в пространстве и не обладают настолько великолепной техникой, чтобы играть под интенсивным давлением соперников. Поэтому на позиции контролирующего опорника всегда лучше использовать именно Серхио.

Помимо этого, есть и детали связанные с обороной. Если во время потери мяча Бускетс будет центральным защитником, у соперников появится возможность сразу делать длинную передачу вперед, чтобы пытаться использовать главный недостаток Серхио – полное отсутствие скорости.

При потере мяча Бускетса намного выгоднее иметь в центре поля – он лучше всех понимает, куда и когда двигаться во время контрпрессинга, и за счет понимания игры совершает большое количество перехватов (и тактических фолов, если ситуация к этому располагает). Недостаток скорости в полузащите почти незаметен – там всегда мало места, и у его соперников просто нет возможности просто прокинуть мяч мимо него и разогнаться.

Шансов на победу в Ла Лиге у «Барсы» уже практически нет, последний шанс завоевать трофей в этом сезоне – доигровка плей-офф Лиги чемпионов. Будет интересно смотреть за тактическими решениями от Сетьена: он остановится на гибридном ромбе, вернется к привычным 4-3-3 или вообще попытается удивить соперников новыми схемами?

Скоро узнаем.

«Барса» и «Юве» вдруг обменялись игроками. Артура даже сам Хави называл новым Хави, но Бартомеу понадобились деньги

Переходите в мой телеграм-канал. Там я размещаю много подобного контента, однако дополняю текст видеоматериалом, что всегда приятно и полезно.

Фото: Gettyimages.ru/Eric Alonso, David Ramos; REUTERS/Albert Gea

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья