Блог Аутодафе в самом разгаре

НХЛ в Стокгольме: необычная арена, пара тысяч американцев и лучшее в мире шоу. Как я попал на NHL Global Series

Обычно я стараюсь узнать чуть больше про арену, на которой будет матч, но в этот раз не стал. То ли забыл, то ли поленился – неважно, ведь получилось идеально. Мы шли на матч «Баффало» – «Тампа» в Стокгольме и обсуждали всё подряд. Взору предстала освещённая синим цветом сфера.

– Ого, что это?

– Не знаю, – говорю я. – Забавно, если это будет арена.

И ведь не было бы такого сюрприза, если бы заранее погуглил! «Глобен Арена» заставила нас всех слегка обронить челюсть. Нас – это нескольких болельщиков «Тампы» и пару любителей хоккея. Почти все мы впервые шли на матч НХЛ и, кажется, немного волновались. Наверное, у каждого сбывалась мечта.

Только Кирилл выглядел спокойнее. Это понятно, он в США побывал на двух матчах любимой команды. Он же стал причиной моего присутствия в Стокгольме. Билет на NHL Global Series мне купить не удавалось два года подряд. И тут случилось чудо: друг твитнул, мол, не хочет ли часом кто-нибудь съездить в Стокгольм? А то билет пропадает!

– Увидел в фейсбуке, как кто-то запостил ссылку на presale. Сразу купил несколько билетов, на себя и на друзей, – спокойно рассказывает Кирилл свою историю успеха. И мою, значит, тоже.

Страшно вспомнить, что ради билета на финал Лиги чемпионов мне доводилось косвенно взаимодействовать с генералами украинской армии, депутатами Верховной Рады и фальшивомонетчиками (даже не знаю, что страшнее). Ради НХЛ – просто вовремя прочесть твит.

По пути из бара к арене нужно было перейти оживлённую трассу. Так мы нашли идеальную точку для фото на фоне арены. Здесь же к нам подошли два парня, которые на русском языке спросили, кто мы такие и куда идём.

– На хоккей? О, круто, мы тоже хотим! Ща билеты купим.

Вот что я люблю в людях, так это несгибаемый оптимизм.

Возле самой арены мы вновь замерли – этот подсвеченный синим глобус с регулярно выскакивающими эмблемами команд и NHL Global Series определённо стоило запечатлеть. И стояли мы так ровно до одного вопроса:

– А это что – очередь?

На часах было 17:50, вход открывался в 18:00, матч начинался в 20:00. И очередь желающих пройти на арену растянулась метров на 150, а то и все 200.

– Я белорус, вижу очередь – встаю в неё, – говорит Лёня. И тянет нас в конец очереди. Рядом с самым хвостом расположилась палатка с атрибутикой от НХЛ. Мы бегаем туда посмотреть, что есть в наличии и по чём.

Увидев цены, я гордо заявил, что капитализм меня так легко не возьмёт и я не стану тратить деньги на всякую ерунду. 

Поэтому неерунды я закупил на 70 евро.

Цены в шведских кронах; 10 крон = 1 евро.

Да ладно, этот мерч правда стоит своих денег (примерно так я буду объяснять это умопомрачение родственникам и друзьям)! Ну вот как можно с матча НХЛ вернуться без шайбы? А без значка? А без футболки? Или матчевого шарфа?

Можно, просто я тогда ещё не знал.

Несмотря на всю огромность, очередь продвигается очень быстро. Эти 150-200 метров мы и многочисленные Хедманы вокруг преодолели минут за десять. Болельщиков «Тампы» вообще было в несколько раз больше, чем фанов «Баффало».

Например, в день матча в центре Стокгольма я повстречал несколько сотен человек с атрибутикой «молний» – из Швеции, Норвегии, России, Германии, Финляндии, США, Дании и Казахстана. Единственный найденный мною человек в форме «Баффало» оказался хоккеистом на постере к матчу.

Впрочем, люди на матч приходили в джерси любых клубов. Здесь были и «Эдмонтон», и «Питтсбург», и «Нью-Джерси», и «Рейнджерс», и «Детройт». Россияне щеголяли в форме «Авангарда» и «Локомотива», шведы – местных клубов. Даже словак был! В джерси национальной сборной с фамилией, которую можно идентифицировать как кредо белоруса.

Словом, огромный парад и выставка предпочтений всех мастей.

– Какая же некрасивая у них форма с зубром, – услышал я и нервно оглянулся. Фух, всё нормально: речь про джерси «Баффало», а не минского «Динамо».

«Глобен» внутри сначала не особо поразил. Во многом из-за того, что первые минут десять я провёл в очереди за мерчем, конечно. И всё же: это бетон, пластик и ничего изысканного. Любопытно разве то, что здесь нет привычных лестниц на второй ярус – вместо этого подъём, по которому легко проедет автомобиль. Может, для машин это и задумывалось?

И вот насытившись этой мыслью о том, что арена не такая уж и роскошная, ты входишь в чашу арены и… Ой! 

Как красненько! Вот здесь все слова о скромности и простоте улетучиваются. Выглядит невероятно эффектно, красиво, здорово, круто, словом, все вот эти вот эпитеты, которые обычно исчезают в такой момент. Одно плохо – света на арене не хватает для хороших фотографий на обычный смартфон. Какое-то время я думал, что свет приглушен до тех пор, пока не начнётся матч, но нет.

Сотрудники арены тоже ходят в красном, не выделяясь разве что на фоне болельщиков «Детройта».

Когда надоедает восхищаться красной ареной, приходит понимание, что тут можно найти кучу других занятий. По «Глобену» ходят маскоты обеих команд. Болельщики «Тампы», фотографирующиеся с пчелой, изображают пальцами усики-антенны на голове маскота, а болельщики «Баффало» просто рады видеть родного Саблезуба.

Одну из активаций взял на себя Upper Deck – производитель коллекционных карточек. Здесь предлагают сделать фото в джерси любого из клубов (они тут же рядом лежат, на выбор, причём надеваются как нагрудный бронежилет), а потом эту же фотографию распечатывают, обрезают и ламинируют. Вуаля – у вас на руках карточка с собственным именем!

В качестве подарка вручают несколько карточек с настоящими хоккеистами (я-то на настоящего не тяну). Не знаю, кто там внутри, но есть как минимум МакДэвид – что ж, спасибо фортуне за такое попадание.

Привычная для большинства клубов КХЛ бросковая зона не заслуживает внимания дольше, чем в одном предложении. А вот зона с PS4, в которой и дети, и взрослые с удовольствием рубились в хоккей – о да, это кайф!

Правда, американцы предпочитали проводить время или в чаше арены, или в баре. Один из болельщиков «Тампы» рассказывает, что потратил пару тысяч долларов на перелёт и проживание в Швеции, но оно того стоило.

А Рауль и вовсе прилетел с семьёй. У них абонементы ещё с 2001 года, а дочка Джорджина стала ходить на матчи с 2003 года. Как раз в 2003/2004 «Тампа» выиграла Кубок Стэнли – стоит ли говорить, что о том сезоне вся семья была готова говорить часами?

– Летели сначала в Лондон, а оттуда уже в Стокгольм. Перелёт занял 8 часов! – говорит Джорджина. И смеётся, уточняя, что страшно вспомнить, сколько денег за него отдали.

Узнав, что я из Беларуси, американцы начинают вспоминать белорусских хоккеистов в НХЛ.

– В «Тампе» белорусов точно не было, – уверенно говорит Рауль. – Помню, был белорус в «Анахайме».

– Руслан Салей, – подсказываю я.

– Точно! Кстати, где он сейчас?

На долю секунды повисает неловкая пауза. Потом я рассказываю.

– Очень жаль, – реагируют болельщики «Тампы».

Потом они вспоминают Михаила Грабовского. И очень удивляются, узнав, что он уже не просто завершил карьеру, но и работает тренером в минском «Динамо».

Публика на «Глобене» болеет примерно так, как и положено нейтральной арене: охая и ахая во время опасных моментов, аплодируя красивым приёмам и финтам, празднуя голы в любые ворота. Матч завершился 3:2 в пользу «Тампы», но я бы сказал, что все пять голов праздновали более-менее одинаково шумно.

Выделяются два сектора за воротами: синий – болельщиков «Тампы» и чёрный – фанов «Баффало». Впрочем, болельщиков «Тампы» больше в несколько раз.

Американцы говорят, что в Стокгольм прилетели около двух тысяч фанов «молний». В том числе благодаря организованному клубом перелёту.

– Мы уже второй раз на матче «Тампы» в Европе, – говорит Джорджина. – В прошлый раз это была Прага. Но, если честно, у нас не очень любят подобные матчи. Арены «Тампы» вмещает 22 тысячи зрителей и заполняется на 100% каждый матч. И никому не нравится, что у них забирают целый матч.

Болельщиков «Тампы» хватает не только из Америки. Например, один из немцев очень активно кричал «Куч! Куч!» в адрес русской звезды и явно был счастлив тому, что увидел шайбу Кучерова собственными глазами.

Абсолютно всем весело и интересно. В этот момент приходит понимание того, что НХЛ – это лига по созданию шоу. Здесь зритель не скучает ни секунды, только если не дал обет принципиально тупить в смартфон весь матч. Даже самая маленькая пауза заполняется чем-то интересным. Это может быть интерактив с болельщиками, в котором ведущий задаёт вопрос о количестве шведов в НХЛ, а ответ достаточно очевиден.

На экран могут выводить drum solo cam, где дорисованы барабаны, а зритель, попавший на экран, упоительно молотит руками по воздуху, изображая игру на этих самых барабанах. И это не смотрится нелепо! Более того, это выглядит именно так, как и должно – весело, задорно и поднимает настроение.

А как вам этот сурок, который кричит «эээооо!» и за которым повторяет арена?

Как занять 13 тысяч зрителей во время небольшой паузы матча НХЛ. pic.twitter.com/BQ1OHgqVMy

— Скай Волк (@SkyVolk7) 9 ноября 2019 г.

Развлекательный контент во многом был ориентирован на шведов. Например, хоккеисты пробовали шведскую еду и делились впечатлениями или пытались прочитать что-то на шведском. Выходило уморительно (судя по реакции местной публики), хотя, думаю, с той же степенью успешности прочёл бы длинные названия любой из нескандинавских болельщиков на матче.

Возможно, отличие НХЛ от других лиг, пытающихся ей подражать, заключается в том, что руководство клубов искренне заинтересовано в том, чтобы болельщик пришёл и на следующий матч. Нет, дело не в эфемерной любви, а в банальном бизнесе: придёт в следующий раз и снова принесёт деньги. Даже если билет на матч стоит 300 евро на центр и 100 евро – на угловой сектор.

Когда часть твоего бюджета составляет продажа билетов, атрибутики и еды на арене, ты сделаешь всё, чтобы люди вновь и вновь приходили на хоккей, продлевали абонементы с 2001 года и искренне огорчались, если они не попадают хотя бы на один домашний матч.

Во всяком случае, очень похоже на то.

Мой телеграм-канал с другими спортивными историями

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья