6 мин.

Слово «Спартака». Что получилось, а что не удалось документальному сериалу от Кинопоска об эпохальном «Спартаке» 90-х

Пока страна засматривалась «Словом пацана», Кинопоиск выпустил, созданный в партнёрстве с Winline и московским «Спартаком», документальный сериал «Время «Спартака»». Сейчас, когда сериал полностью вышел, есть возможность разобраться — стал ли этот сериал российским аналогом «Последнего танца». В соответствии с названием, документальный сериал охватывает время, когда «Спартак» был безоговорочно лучшей командой страны. То есть все 90-е, захватывая по чуть-чуть от конца 80-х и самого начала двухтысячных.

Как и нашумевший сериал Жоры Крыжовникова, «Время «Спартака»» ставит своей задачей ухватить кроме прочего и суть времени, увязывая спортивные события с общественно-политической ситуацией в стране. И здесь «Спартак» оказывается подходящим явлением для решения такой задачи. Так как «красно-белые» сами были в какой-то мере феноменом поп-культуры, в истории команды в 90-х отразились и многие другие исторические явления. Здесь вам и пристальное внимание политиков, вроде Бориса Ельцина или Виктора Черномырдина, и машина для Федора Черенкова, купленная небезызвестным Мавроди, и песни поп-звезд, которых связывали с игроками «Спартака», и много чего ещё. В конце концов, глядя на это перечисление, уже не так удивляешься тому, что в какой-то момент владельцем клуба стал типичный нувориш в малиновом пиджаке (и столь же неудивительно, что на смену малиновому пиджаку пришёл нефтяной магнат). Кроме интересной погони за духом времени, сериал хорошо справляется и со своим основным предназначением — рассказом о собственно команде, игроках и тренерах. Последовательно рассказанная хронология событий, позволяет увидеть становление команды, освежить воспоминания или узнать что-то новое. Самое главное, что позволяет понять такое подробное раскрытие хронологии — те многочисленные чемпионства «Спартака» не были такими простыми, как о них принято думать. Только за первые годы тренерства Романцев пересобрал команду как минимум три раза. А всего за эту победную эпоху можно насчитать пять, а то и шесть команд, собранных Романцевым. А главную пересборку осуществил Георгий Ярцев и эту работу нельзя забывать. Как и достижения, добытые в таких непростых условиях.

И все эти постоянные перестройки команды, конечно, были очередной приметой времени, которая в полной мере отразилась на «Спартаке». Игроки уезжали в поисках лучшей жизни, уезжали из команды, которая в итоге дошла до полуфиналов всех существовавших в то время еврокубков. А перед одним из полуфиналов ездила в Японию на заработки и там игроки больше думали о том, как заработать на дефицитных товарах, а не о том, что впереди важные матчи. Почти уверен, хоть Олег Иванович и не говорит об этом в многочисленных интервью по случаю юбилея, но единственное, о чём жалеет великий тренер — так это о том, что так и не удалось выиграть хоть один из еврокубков. Для этого было всё, но исторический контекст, в котором существовала команда, внёс свои коррективы. К сожалению. Но вернёмся к сериалу. Безусловной авторской удачей для создателей сериала стало участие в фильме того самого нувориша в малиновом пиджаке — Андрея Червиченко. При не самом большом для такого героя хронометраже, его реплики выглядят ярко. А слова о том, что увольнение великого тренера из клуба — это как пепел с сигареты стряхнуть — абсолютно полностью раскрывают и характеризуют персонажа. Ни убавить, ни прибавить. При всём том, что сериал отлично восстанавливает хронологию событий, возникают вопросы к тому, как это сделано. В основном последовательность событий подается через слова «говорящих голов». И вот выбор этих спикеров вызывает некоторые вопросы. Часть из них совершенно неизвестные люди, присутствие которых в кадре ничем не объяснить. При этом все их реплики в духе «А вот потом «Спартак» поехал туда...» или «А потом команда играла с теми-то и с теми-то» могли вполне достаться людям, гораздо более близким к событиям. На мой взгляд было бы лучше, если бы больше экранного времени получил, например, Виктор Гусев — один из главных комментаторов того времени. И я уверен, он много интересного мог бы рассказать. Да, через спикеров разных социальных статусов и возрастов передана связующая сила команды и её истории, но в итоге экранного времени не хватило другим, более важным для истории людям. Например, как показал подкаст «Звук», сделанный медиа-командой «Спартака», Олег Романцев может много и интересно рассказать. Однако, при том, что Олег Иванович является центральной фигурой документального фильма, его реплик из сегодняшнего дня преступно мало.

Самое же золото для сериала — это моменты, когда спортсмены не просто вспоминают, когда и что было, а когда они это пытаются осмыслить или выдают какие-то детали, которые им бросились в глаза и запомнились. Такой говорящей деталью является рассказ Дмитрия Ананко о том, что после засилья легионеров на заре эпохи Червиченко, в Тарасовке все начали закрывать свои комнаты и забирать ключи с собой, хотя до тех пор никто и никогда даже ключи из дверей не вынимал. Так как «Спратак» и Романцев в 90-е были неразрывно связаны со сборной командой страны (и как у Олега Ивановича сил на всё хватало?), то логично, что и этому в сериале уделено внимание. И именно эта часть дарит самый эмоциональный эпизод сериала. Да, та самая отборочная кампания, в ходе которой была обыграна Франция, лучшая сборная мира на тот момент, и трагическое завершение в матче с Украиной в Лужниках. Признаюсь честно, на этом моменте и сейчас пошли мурашки и слёзы на глаза наворачивались, а в те времена это был единственный матч, заставивший меня не плакать даже, а реветь навзрыд. И в этом эпизоде самое ценное для меня как раз реплики игроков. Александр Филимонов и сейчас отказывается комментировать ту свою ошибку. А Андрей Тихонов признается, что это было крушением мечты о поездке с сборной на крупный международный турнир, чего в его карьере так и не случилось. Именно такие моменты показывают, насколько спортсмены горят своим делом и насколько отдельные неудачи могут остро ранить даже спустя многие годы. Так стал ли документальный сериал «Время «Спартака»» нашим «Последним танцем»? На мой взгляд, остановился буквально в шаге от этого. Сериал о последнем сезоне Майкла Джордана в «Чикаго Буллз» задал практически недосягаемую планку для спортивных документальных сериалов, благодаря обилию архивной хроники, ярким героям и филигранно выстроенной драматургии. Сериалу же о «Спартаке» не всегда хватает архивных кадров и их заменяют то рисованные вставки, то отдельно снятые перебивки, выбор героев не всегда выглядит логичным и исчерпывающим, а повествованию не хватает глубины и деталей. Хотя те, что есть, расставлены по своим местам идеально. Однако, этот сериал даёт возможность кому-то вспомнить о былом, а кому-то узнать много нового. Будет здорово, если этот сериал даст возможность московскому клубу найти новую аудиторию и болельщиков. К тому же, для российского рынка сериал ещё долго будет примером и ориентиром, ведь в истории российского спорта найдётся не так много явлений, равных «Спартаку» 90-х годов.

***

Телеграм-каналы автора: о спорте и обо всём на свете

Фото: Кинопоиск