14 мин.

Как Серхио Перес тремя гонками влюбил в себя всю Формулу-1

Предпосылки у таких результатов однозначно были

Итак, 2012 год. Человечество в ожидании конца света, летом в Лондоне успешно проходит Олимпиада, Испания второй раз подряд выигрывает футбольный Чемпионат Европы. В Формуле-1 происходят не менее значимые события - команда Lotus возвращает в пелетон Королевских гонок Кими Райкконена и Романа Грожана, которые по ходу сезона подарят нам множество запоминающихся моментов, великий Михаэль Шумахер готовится к окончательному уходу из гонок, а Льюис Хэмилтон - из Mclaren. Первый в истории Ф1 российский пилот Виталий Петров в последний момент заключает соглашение с малайзийской командой Caterham, с которой весь год прозябает на самом дне финишных протоколов. Борьбу за титул же до последней гонки ведут Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо - каждый из них стремится стать трёхкратным Чемпионом мира, а всего по ходу первенства победы одерживают восемь пилотов из шести разных команд. Вспомнили? Лично по моему мнению, сезон 2012 года - лучший в новейшей истории.

Между тем, за швейцарскую команду Sauber свой второй сезон проводит молодой мексиканский пилот Серхио Перес, спонсируемый телекоммуникационной компанией Telmex, владельцем которой является Карлос Слим. К слову, это один из богатейших мультимиллиардеров на всей планете. Серхио, или Чеко, как его называют в паддоке, всегда считался пилотом очень быстрым, но выдающихся результатов по молодёжкам не демонстрировал, хоть и был неплох. По ходу своего дебютного сезона в Формуле-1 Перес также не смог сильно блеснуть, запомнившись многим своей серьёзной аварией перед Гран-При Монако (потерял машину на выходе из тоннеля и влетел на полной скорости в защитное ограждение), а также не по годам зрелым умением сохранять резину дольше своих соперников. Машина швейцарской команды, проводящей лишь второй год после ухода поддержки крупного автоконцерна BMW, не отличалась высокой скоростью, итогом стало шестнадцатое место в личном зачёте.

Технический регламент на новый Чемпионат не был чем-то революционным, однако некоторые изменения всё же были - многие вспомнят появление так называемой "ступеньки" на носовом обтекателе, а также радикально новую выхлопную систему тех болидов. Предсезонные тесты были очень обнадёживающими - машина Sauber ехала, и ехала она быстро, причём как в квалификационном режиме, так и на длинных сериях при симуляции гонки. Конечно, все прекрасно понимали, что тесты не являются хоть сколько бы то ни было серьёзным показателем, однако, болельщики потирали руки. От швейцарцев ожидали как минимум постоянной борьбы за очки. Кроме того, нужно отметить то, что одним из спонсоров, внезапно, стал один из лучших футбольных клубов мира на тот момент - лондонский «Челси».

Тот самый болид со "ступенькой" на носу и логотипом «Челси»

Гонка в Малайзии. Чудо было очень близко, но не получилось

Проведя сильную гонку в Австралии (восьмое место, сработавшая тактика одного пит-стопа), в швейцарской конюшне рассчитывали вновь побороться за зачётные очки и на Сепанге. Квалификация сложилась для Серхио и его партнёра Камуи Кобаяши не самым лучшим образом - десятое и семнадцатое места соответственно. Такие стартовые позиции не предвещали больших успехов. Перед стартом Гран-При Малайзии начал идти дождик, но практически все стартовали на промежуточной резине. Но все мы прекрасно представляем то, как сильно может зарядить тропический ливень на этой трассе - вспомним хотя бы 2009 год. Состояние полотна ухудшалось с каждым мгновением, и вот уже после первого круга первые болиды потянулись в боксы для переобувания на шины для сильного дождя. Ну как, первые болиды. Один единственный болид - Sauber Серхио Переса. Перейдя на более подходящий состав, мексиканец, по сути, оказался в гордом одиночестве, пока все боролись друг с другом и с промежуточными шинами.

Когда в боксах уже побывали все основные действующие лица, Чеко оказался на третьей позиции. Опередить его смогли лишь стартовавшие с первой линии на решётке Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон. Дальше был красный и долгое ожидание рестарта. Климат в этих широтах таков, что после ливня, каким бы сильным он ни был, моментально возвращается жара. Дорожное полотно уже к моменту повторного старта было пригодно для езды на промежутке. Поэтому, все быстро ринулись на очередную смену шин. Все, да не все. Перес вновь не стал поступать как все, оставшись на треке. Это решение могло показаться ошибочным, но звёзды сошлись - лидеры из команды Mclaren потеряли в боксах время, поэтому мексиканцу удалось опередить обе серебристые машины из Уокинга. Но он всё-таки остался вторым после своего пит-стопа - Фернандо Алонсо на ярко-алой Ferrari возглавил заезд. А дальше начались чудеса.

Перес был явно быстрее, чем Алонсо

Следом за Серхио на трассе были Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель, Нико Росберг и Кими Райкконен. По умолчанию, каждый из них управлял техникой, превосходящей машину мексиканца. Но ожидания не оправдались. Да, испанец на красной машине сразу уехал вперёд, но сам Перес вполне уверенно отрывался от преследующих его пилотов (при этом, там не было "паровозика", все ехали в своём темпе). А в какой-то момент мексиканец резко начал приближаться к Алонсо - то самое умение работать с резиной у Чеко, да и сам болид, как говорили тогда многие эксперты, был заточен под бережное отношение к покрышкам. В преддверии следующей волны пит-стопов Серхио был уже на хвосте у Фернандо, но куда более опытный в сражениях за победы штаб Скудерии, сыграв на опережение с более ранним заездом в боксы, смог выкроить для испанского Чемпиона несколько секунд обратно. Но динамика не изменилась - и на свежих шинах белый автомобиль стремительно догонял красный. К пятидесятому кругу расстояние между ними сократилось до секунды, казалось бы, вот она, зона ДРС, обгон, победа... В повороте, выводящем на заднюю прямую, Перес ошибается, уезжает широко за пределы трассы. Отставание вновь велико.

Но, как мы знаем, чудес не бывает. Серхио вновь поехал намного быстрее, нежели Фернандо, но не хватило кругов. Итог - второе место, первый подиум в карьере, первый за несколько лет подиум для Sauber и всеобщие овации.

Первый подиум в карьере

Ликованию всех и вся не было предела. Тот успех стал настоящей сенсацией, ведь при старте с десятой строчки, позади всех признанных фаворитов, в сложнейших переменчивых условиях, изначальных шансов на успех у Серхио не было. Помогли правильные настройки болида, удача и невероятное умение мексиканца работать с резиной. В тот момент многим показалось, что рождается новая звезда гонок.

Вот комментарий Переса после гонки: "Погодные условия были крайне непростыми, стоило больших усилий удержать машину на траектории, однако команда оставалась предельно сосредоточенной, верно выбирала момент для пит-стопа, ну а я старался сохранить высокий темп. На втором отрезке мы чуть позже поставили промежуточные шины, тогда как Фернандо уже успел прогреть свой комплект – мне потребовалось несколько кругов, чтобы вывести резину на рабочую температуру, и в это время было трудно держаться за Ferrari, однако позже я подобрался очень близко".

Гран-При Канады. Тактический успех, основанный на провале лидеров

С момента малайского успеха прошло уже четыре гонки, за которые Чеко не набрал ни одного зачётного очка. Мешали тому разные обстоятельства, скорость машины на отдельных этапах, небольшие ошибки команды и самого пилота. Новый всплеск пришёлся на заокеанский этап Чемпионата мира. Трасса в Монреале, несмотря на обилие длинных прямых, всегда была весьма требовательна к шинам... Но обо всём по порядку. В квалификации Sauber откровенно не ехали, не выйдя в третий сегмент, и если Камуи оказался одиннадцатым на решётке, то Серхио и вовсе занял только пятнадцатую позицию. Стартовая позиция вновь никому не внушала оптимизма. Перед стартом было принято резонное решение стартовать на более жёстких шинах, дабы попробовать пересидеть основных конкурентов на трассе, а под конец постараться совершить несколько обгонов на свежей мягкой шине.

В гонке стало сразу очевидно, что можно попробовать замахнуться и на что-то чуть большее, нежели место в десятке или восьмёрке сильнейших - Перес на жёстких шинах ехал в темпе пилотов на мягких, замыкая на тринадцатой позиции огромную группу, бравшую своё начало аж на пятой строчке. Постепенно, все остановились в боксах и из всей большой компании на трассе остались двое - Кими Райкконен на Lotus и Серхио Перес на Sauber. Оба на более жёсткой резине, занимали пятую и шестую строчку соответственно. Казалось бы, что потолком и для первого, и для второго как раз и станет пятое-шестое места. Те, кто так думали, глубоко заблуждались.

В тот день в Монреале была невероятно жаркая погода, а раскалённый асфальт с двойной силой убивал шины. Лидеры гонки Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон довольно быстро убили более жёсткую резину, полученную ими после пит-стопа. Британец заехал за свежим комплектом вновь, а вот двое других приняли решение тянуть до финиша. Это было большущей ошибкой. Поочерёдно Хэмилтон, Грожан (был на такой же стратегии по шинам, что и Себ с Нандо, но машина Lotus в том году отличалась бережным отношением к резине как раз в условиях жары) и Серхио Перес, к тому моменту легко расправившийся со всей серединой пелетона. Более того, мексиканец, как и в Малайзии, под конец заезда был быстрее идущих впереди пилотов. Но вновь не хватило дистанции гонки. Итог - третье место при старте с пятнадцатого без больших завалов, инцидентов и дождевого хаоса. Восхищению людей в паддоке не было предела - например, Петер Заубер сказал такие вот слова: "Великолепная гонка! Сложно поверить, что, стартовав с 15-й позиции, можно подняться на подиум, если гонка пройдет без проблем, но Серхио продемонстрировал свое мастерство. В последних Гран При нам не удавалось раскрыть потенциал машины, но сегодня мы доказали, что у нас отличная команда. Большое спасибо всем, кто напряженно работал, чтобы добиться таких результатов".

Второй подиум в карьере. Совпадение?

После второго успешного Гран-При в сезоне уже вовсю начались разговоры о том, именно этот молодой пилот - будущая звезда Формулы-1, тот, кто способен выиграть множество гонок, а может и стать Чемпионом мира! Тем более, Серхио ещё продолжал быть членом молодёжной программы Ferrari, основной пилот которых, Фелипе Масса, некогда едва не взявший титул, после гонки в Канаде имел всего 11 очков, супротив 37 у Переса. Многие эксперты предполагали расклад, что смена состава в итальянской конюшне может произойти уже перед началом летних Европейских этапов. Но переходу случиться было не суждено.

Следующие гонки столь успешными назвать не получится, были и сходы, и не слишком выразительные выступления. Здесь, конечно, выделяется немецкий этап, где Чеко с хвоста решётки смог пробиться в крупные очки, вновь используя тактику старта на жёстких шинах и позднего заезда на пит-стоп. Но кто вспомнит шестое место на финише для пилота из команды-середняка? Если бы на столь неплохую позицию пробился пилот условного Caterham, то, естественно, об этом бы помнили и спустя десяток лет. Но новый всплеск таланта Переса не заставил себя ждать.

Гран-При Италии. Обгон двух Ferrari перед всеми тиффози

Как уже было сказано ранее, в сезоне 2012 года Серхио по-прежнему имел действующее соглашение с Scuderia Ferrari, согласно которому входил в молодёжную программу команды. Таким образом можно сказать, что этап в Италии является своего рода домашним для мексиканца - гонка на его родине появится в календаре Чемпионата мира только спустя три года. Естественно, пилот из системы национальной гоночной команды был, хоть и в разы меньше основных, интересен местным зрителям. Сам же Чеко стремился выступить здесь особенно успешно - проявить себя, дабы поскорее стать пилотом красной машины. Квалификация вновь вышла неудачной, двенадцатая позиция и очередной проигрыш напарнику. Впрочем, уже тогда все понимали, что Перес - явно не пилот одного круга. Для демонстрации всего своего потенциала ему необходима длительная дистанция.

В гонке вновь была выбрана прекрасно работающая на Sauber стратегия с оттянутым заездом в боксы при старте на более жёстких шинах. И, о чудо, она вновь сработала на "ура"! За счёт обгонов мексиканский гонщик уже к десятому кругу поднялся на восьмую строчку, преследуя Кими Райкконена. В районе середины дистанции вся первая семёрка постепенно остановилась для смены резины, и вот уже на двадцать четвёртом круге белый автомобиль с синим логотипом футбольного клуба на борту выходит в лидеры Гран-При Италии. Период лидирования долгим не выдался, Хэмилтон на новых свежих шинах довольно быстро догнал и обогнал нашего героя, а вскоре после этого размена Чеко поехал в боксы. Покинув пит-лейн, Перес вновь оказался на восьмой строчке, проигрывая всё той же семёрке лидеров, что и до волны остановок. Ну а дальше...

Сход Дженсона Баттона и штрафной проезд по пит-лейну Себастьяна Феттеля, конечно, сильно облегчили задачу прорыва на подиумную позицию для Чеко. Первый реальный обгон случился на тридцать седьмом круге - позади остался Кими. А затем и Михаэль свернул в боксы. В итоге, мексиканский герой вышел на четвёртую строчку, имея темп больше, чем на секунду быстрее по отношению к идущим впереди пилотам Ferrari. Почувствовав угрозу, итальянская команда поменяла своих гонщиков местами - борющийся за Чемпионат Алонсо стал вторым, а Фелипе Массе предстояло защищать двойной подиум для красных. Толку от этого оказалось совсем мало, ведь уже на сорок четвёртом круге Гран-При Италии, на обратной прямой, ведущей к знаменитой Параболике, Серхио Перес, к негодованию тиффози, обгоняет бразильца. Отрыв до Алонсо к тому моменту был порядка двух с половиной секунд. Но разве это проблема для пилота, который на одном только круге отыгрывает по секунде с лишним? Развязка в борьбе за вторую ступень подиума настала спустя два круга, после обгона Массы. На торможении перед поворотом имени Аскари мексиканский пилот обогнал испанского и устремился в погоню за лидером.

Один - случайность, два - совпадение. Ну а три - закономерность

Догнать доминировавшего в тот день Льюиса было невозможно, но Чеко и тут за семь кругов отыграл более десяти секунд. До победы вновь не хватило десятка километров. Но после этой гонки всё стало очевидным для всех - Серхио Перес будет новой звездой Ferrari. Три подиума за сезон, выступая за середняк, при этом каждый из подиумов не являлся "рандомным", а был вполне заслуженным. Мастерство Чеко в работе с шинами Pirelli вызывало восхищение абсолютно у всех. Пока все мусолили переход мексиканца на замену Массе в команду из Маранелло, ситуация развернулась неожиданнейшим образом.

Серхио действительно перешёл в топ-команду. Но в Mclaren

Слухи о возможном уходе Льюиса Хэмилтона из родной команды ходили на протяжении всего сезона. Британец хотел для себя нового вызова, а Ники Лауда убедил его в том, что с немецким концерном, формульная база которого расположена в Брэкли, он сможет достичь новых высот в своей гоночной карьере. Таким образом, место напарника Дженсона Баттона оказывалось вакантно. Первое время туда сватали парочку из Force India - и Ди Реста, и Хюлькенберг были молоды и перспективны, поэтом вполне себе могли стать движущей силой конюшни из Уокинга. О Пересе тогда и разговоров не шло - человек из семьи Ferrari, которого вот-вот переведут в главную команду. Но 28 сентября 2012 года грянул гром - Чеко подписал многолетний контракт с Mclaren.

После этого, когда контракт с топ-командой был уже на руках, репутация талантливого малого заработана, а болельщиков становилось больше по всему миру, хороших результатов за Sauber больше не было. Множество ошибок, например, в Японии, когда темп машины позволял вновь быть в тройке (Камуи Кобаяши финишировал третьим). Да и общее впечатление уже не было столь ярким, как в трёх отдельно-взятых гонках, о которых рассказано в этом посте. За последние семь гонок сезона 2012 мексиканец заработал 0 очков. Но три сверхуспешных гонки всё равно перешивали все ошибки и общую горячность Переса на трассе, на которую, возможно, и обратили внимание в Ferrari, предпочтя этой авантюре опытного Фелипе Массу, пик карьеры которого был уже далеко позади.

Сезон 2013 стал провальным как для самого Чеко, так и для его новой команды. Можно даже сказать, что переход не стал повышением - тот Mclaren уже был середняком. Дальнейшую карьеру Переса, в принципе, смело можно назвать удавшейся. Но всё, что было потом - совершенно другая история.

Спасибо всем, кто прочитал этот текст и поностальгировал вместе с автором!