7 мин.

Валерий Лобановский - человек-антоним

Вчера, 6 января, исполнилось бы семьдесят три года самому известному советскому тренеру всех времён и народов. Уже сейчас, до оглашения фамилии этого выдающегося человека, все поняли, о ком пойдёт речь. Это – Валерий Васильевич Лобановский – величайшая, но в тоже время самая противоречивая и загадочная личность мирового футбола тех времён. Кем же он был на самом деле – попытаемся разобраться в нашем материале.

Не успев закончить предисловие к данному писанию, тут же опомнился – а не обрушится ли на меня дорогой читатель с критикой, дескать, Лобановский не был «самым известным» тренером того периода. Ведь были Качалин, Маслов, Бесков, наконец, - почему именно Полковник (одно из самых котирующихся и по сей день прозвищ Валерия Васильевича) самый-самый? Я отвечу: нет, друзья, по совокупности фактов и факторов, по многим параметрам именно Лобановский величайший из великих. И я ни в коем разе не хочу и, тем более, не стремлюсь принизить заслуги других наших специалистов. Просто как сейчас помню, как мой покойный дедушка рассказывал мне о командах Лобановского, и я, тогда зелёный и сопливый мальчишка, слушал, но ничегошеньки не понимал. Кстати сказать, выдержки из тех, дедовских, рассказов найдут место в данном материале. Ну да ладно, довольно воспоминаний.

                                                                 

Думаю, никто не будет спорить с тем, что сложнее личности в советском футболе и не было. Да, были тренеры и игроки, принципиальность которых переходила все границы, но противоречивость Мэтра, подчас трансформировавшаяся в излишнюю парадоксальность, била все рекорды. Шутка ли, но вы не найдёте ни одного современника этого тренера, который бы с полной уверенностью заявил, что Лобановский – хороший и только хороший или Лобановский – плохой и только плохой. Большинство людей, работавших с ним, до сих пор не могут определиться с характеристикой личности (заметьте, как много «личностей» в этом тексте – что поделать, если «Василич» был именно личностью, так что не обессудьте) Мэтра.

Для начала, для «затравочки», вспомним раннего Лобановского, т.е. в бытность игроком. Начнём с того, что он за сборную Советского союза сыграл всего два раза! И это при всей его гениальности как футболиста. Но в те времена в нашей стране был бум на талантливых игроков, посему тогда ещё зелёный Валерий Васильевич в сборной команде не выдерживал конкуренции с такими ещё более матёрыми и техничными исполнителями, как Михаил Месхи и Галимзян Хусаинов. Уступал он им по многим параметрам – физически игрок киевского «Динамо» был не очень вынослив, да и диапазон его действий на футбольном поле был ограничен. Но , как позже сказал сам Мэтр, он нисколько не жалеет, что не удалось закрепиться в сборной. Как в воду глядел – все успехи впереди. Но в клубе до прихода туда Виктора Маслова у него всё шло, как по накатанной. Тогдашний тренер ему доверял, Лобановский своей игрой заслужил симпатии болельщиков. Даже нам, потомкам того поколения, известны «сухие листы» в исполнении Валерия Васильевича – так больше никто не умел и не умеет делать. Но в двадцать пять лет случился острый спор с Масловым, который стал главным тренером. Наш герой видел себя только в атаке, возле чужих ворот, где оставалось бы просто подставить ногу, грубо говоря. Ну, не любил он черновую работу – с кем не бывает? Но на тот момент уже великий тренер Маслов, умудрённый опытом, хотел, чтобы Лобановский действовал в оттяжке, порой уходя в самую глубину поля. В результате конфликта, будущий тренер покинул команду. Как он позже скажет, этот спор заставил его работать над собой в дальнейшем. Иными словами, спустя годы конфликт был исчерпан.

Затем настало начало его тренерского пути. Как и в любом начинании, Лобановский много раз ошибался, делал что-то не так, но он потом поднимался и делал следующий шаг. Ведь нам только кажется, что Мэтр – вечный победитель и он никогда не проигрывает. Нет, и ему приходилось быть уволенным, испытывать на себе огонь критики... Это закаляет, как сказал он сам в своей книге. На Чемпионате Европы 1976 года наша сборная, ведомая украинским наставником, с треском провалилась, затем последовал тот же результат на Олимпиаде в Монреале. Естественно, нашим чиновникам-бюрократам пришлось уволить тренера, который не приносит результат. А потом (беда не приходит одна) ему объявили импичмент игроки «Динамо», отказавшиеся с ним работать. И вот как в такой ситуации не сломаться? Любой на его месте это сделал, но Лобановский, будучи очень сильным духом и характером человеком, выстоял. Впрочем, он не мог не выстоять. Он сделал правильные выводы из своих ошибок. Например, если на европейском первенстве 1975 года наша сборная демонстрировала крайне скучный, закрытый и дьявольски рациональный футбол, то спустя шесть лет игра нашей команды претерпела значительный изменения в лучшую сторону. Нет, полностью ту, выездную, модель искоренять Лобановский не стал, он лишь искусственно сделал её более смотрибельной. «Нужно изменять не свои принципам, а свои принципы» - один из известных афоризмов Мэтра. Кстати, о принципах. Валерий Васильевич очень не жаловал прессу, а полноценные интервью и вовсе дал пару раз за всю свою жизнь. В те времена у каждого клуба был свой пресс-атташе, как сейчас это называется, которому доверяли все командные тайны. Но, когда заходил разговор о тактике, динамовского персонального журналиста он просил выйти. Но когда этот самый журналист был на волоске от смерти – потерял работу, попал в тяжёлую жизненную ситуацию – первым на помощь пришёл именно Полковник (также одно из прозвищ тренера).

Если в начале я не побоялся назвать самым известным специалистом советского периода, то самым успешным я окрестить его не могу. Не спорю, он выиграл не мало, но награды, завоеванные, скажем, Качалиным, куда ценнее и весомее. Но в целом для нашего и мирового в целом футбола он сделал значительно больше всех остальных. Перечисляем новшества, введённые в обиход футбола не кем иным, как Лобановским: сбор информации о сопернике перед матчем; сбор информации о физическом и функциональном состоянии игроков; создание профсоюзов игроков и тренеров... Это всего лишь часть всех заслуг Валерия Васильевича перед игрой номер один в мире. Любопытно, но в Европе к Лобановским относились с куда большим пиететом, нежели на Родине. В Союзе правдорубов и принципиалов не любили ещё тогда, а сейчас и подавно. Что поделать, таковы реалии нашей прожженной всеми пороками страны. Ну да ладно, это лирическое отступление. В частности, в Германии постоянно следили за выступлениями команд Мэтра – его уважали как тренера и как человека. Но, вместе с тем, о нём ходил ряд стереотипов. К примеру, что он не умел улыбаться. И ещё один факт, подтверждающий влияние и значимость фигуры Валерия Васильевича в мировом футболе. 15 мая 2002 года в Глазго был финал Лиги чемпионов между «Реалом» и «Байером». Игра началась минутой молчания в память об ушедшем из жизни тренере. Но в России отказались по этому случаю объявлять минуту молчания перед стартом поединков чемпионата. Я не знаю, как такое равнодушие наших чиновников можно назвать. И мотивировали они своё неоднозначное решение тем, что Лобановский ничего не сделал для России...

В 80-х годах киевское «Динамо», ведомое Лобановским, часто ездило на сборы в различные европейские страны, в частности, Германию. И на эти сборы постоянно съезжались молодые зарубежные тренеры, впоследствии ставшие знаменитыми специалистами. Например, Марчело Липпи, чемпион мира 2006 года не скрывает, что многому научился именно у нашего Мэтра. Также Полковника своим учителем считает нынешний наставник сборной Англии Фабио Капелло. Чувствуете масштаб, друзья? Кстати сказать, раз уже зашла речь об Италии, то там Лобановский стал великим тренером в 1988 году, когда в полуфинале европейского первенства наша сборная просто угоняла «скуадру адзурру». Именно после того турнира Валерий Васильевич привлёк к себе внимание Европы. А ещё спустя десять лет Мэтр просто ошарашил весь Старый Свет победой над «Барселоной» по сумме двух матчей с общим счётом 7:0! Валерий Лобановский является родоначальником многих тактический построений, стратегий на данный конкретный матч и т.д. Он был истинным знатоком того дела, которым занимается. И по сей день многие специалисты пытаются изучить и повторить наработки Полковника. Но не получается ни у кого. Почему? Да потому что только он мог всё это претворить в жизнь. Он – Великий. Он – Особенный. Светлая память Вам, Валерий Васильевич.