8 мин.

Питер Брок - лучший гонщик в истории Батерста

В преддверии марафона «Bathurst 1000» мы поговорим о его легенде, самом титулованном победителе – Питере Броке.

Первые гонки.

Питер Джеффри Брок родился в Ричмонде, пригороде Мельбурна, в 1945 году в семье Джеффа и Рут Брок. Помимо Питера, у пары было еще три сына: Льюис, Нил и Фил. Первые навыки вождения он получил на автомобиле «Austin 7», который купил сам. В двадцать лет он был призван в ряды австралийской армии, где служил в медицинском корпусе при казармах в Новом Южном Уэльсе. Как говорил его брат, Питер с товарищами часто гоняли по базе на автомобиле скорой помощи. Возможно, тогда у него и зародилась идея стать профессиональным гонщиком. Ведь кроме покатушек по базе он во время отпуска впервые посетил пятисотмильную гонку в Батерсте. После возвращения из армии он стал участвовать в местных гонках и через несколько лет дебютировал в «Hardie-Ferodo 500». Немного удивительно то, что в своей дебютной гонке он вместе со своим напарником Десом Уэстом финишировал третьим. Попутно с участием в гонках в Батерсте он начал участвовать также и в «Sandown 500».

Брок и его "Austin 7".

Успехи в Батерсте.

В общей сложности Питер Брок участвовал в марафонах на трассе в Батерсте 32 раза, начав это делать в 1969 году. На регулярной основе он закончил участвовать после двух 1000 километровых гонок в 97-м, но потом еще два раза выходил на старт - в 2002 и 2004 годах. Брок почти всегда стартовал на «Mount Panorama» на автомобилях «Holden», лишь четырежды выйдя на трассу на машинах другого производителя. Он и по сей день является самым успешным участником «Bathurst 1000». Брок выиграл восемь марафонов протяженностью 1000 километров в промежутке с 1975 по 1987 годы. И лишь гонка, в которой он победил первый раз, была протяженностью в 500 миль. Последним успехом гонщика на этой трассе является подиум в классе в 1992 году, который он завоевал вместе со своим немецким напарником Мануэлем Рейтером, что примечательно на «Holden».

Питер Брок на гонке в Батерсте в 1972 году.

Семь к ряду.

Брок великий не только из-за побед в Батерсте, но и в других гонках. На ряду с «Bathurst 1000» он участвовал в «Sandown 500», другой длинной австралийской гонке для туринга. Стартовать в этом марафоне он стал через год после дебюта в Батерсте. И начало этого пути тоже не было безуспешным. Он занял второе место в классе и четвертое в абсолюте.

Примечателен один факт, что в этой гонке победа пришла к нему, как и в Батерсте, во время четвертого старта в 1973 году. После, в 74-м, была не сильно удачная в плане результата гонка, в которой был только подиум в классе. А вот в 1975 году пришли результаты. Начиная с этой гонки и до марафона 1981 года, Брок выигрывал заезды в Сэндауне, и главное, что он делал это без напарника. В марафоне 1982 года Питер Брок стартовал с поула, но по ходу гонки у его автомобиля возникли проблемы, из-за которых он сел за руль аналогичной машины Джона Харви. Но так как это было само собой запрещено правилами, их дисквалифицировали. Но после этого недоразумения, он продолжил принимать участия в этом марафоне и уже в следующем году одержал свою девятую победу. Нельзя не сказать и про результат 1988 года, когда Брок с напарниками занял первое место в классе. Примечателен тот факт, что этот успех был достигнут на «BMW M3», в отличии от других его побед в Батерсте и Сэндауне, которые он одерживал за рулем «Holden».

Чемпион австралийского туринга.

Питер Брок начал участвовать в ATCC в сезоне 72-го года, выступая за официальную команду «Holden». В восьми этапах того года он одержал три победы на таких трассах, как «Surfers Paradise International Raceway», «Adelaide International Raceway» и «Warwick Farm Raceway». Кроме побед, он смог завоевать два подиума на первом и четвертом этапах. Такие результаты в пяти гонках не помешали ему взять серебро чемпионата, даже несмотря на два схода и одну дисквалификацию. Этот сезон подтвердил мысль о том, что первое его участие где-либо обязательно завершается призовым место. Хотя есть моменты, которые опровергнут эту истину, но о них позже. Брок участвовал в каждом из чемпионатов австралии по турингу с 1973 по 1997 года, а впоследствии еще несколько раз выходил на старт отдельных гонок. За время участие в чемпионате он одержал более 40 побед, 3 раза выиграл чемпионский титул, 5 раз заканчивал сезон на втором месте и 6 раз на третьем. В данной главе мы не будем устраивать посезонный разбор его выступлений, но мы остановимся на двух его сезонах, который можно описать фразой «Триумф и Трагедия».

Сезон 1974 в чемпионате Австралии по турингу был, наверное, самым успешным для Питера Брока. В каждой из семи гонок того чемпионата он финишировал на подиуме, при этом одержав пять побед. В том году он набрал 80 очков опередив ближайшего преследователя на 34 очка. Стоит упомянуть также, что он единственный из своего класса, кто провел весь сезон. Даже его главный соперник Боб Моррис пропустил первый этап. Если этот год по статистике был лучшим в его карьере, то вот в 1982 году он проехал худший сезон, хотя был успешнее своих соперников. А все из-за того, что головки двигателя на его автомобиле не были омологированы. В итоге рассмотрение итогов сезона завершилось в суде, где Питер Брок согласился на потерю очков, чтобы избежать дисквалификации для команды, так как это влияло бы на непопадание его напарника на гонку «Buthurst 1000». Но даже потеряв очки в большей части гонок, он не откатился далеко в личном зачете, а остался пятым. Это ему позволили сделать победа и подиум.

Брок за рулем "Holden" в 1982 году.

Гонки на международной арене.

Поскольку он практически сразу стал показывать результаты, то было очевидно, что он должен попробовать себя в гонках за рубежом. Его первая гонка вне Австралии состоялась в 1971 году, когда он принял участие в Гран-При Макао на «Holden LC Torana GTR XU-1». В той гонке он финишировал на подиуме. Другой крупной и известной гонкой, о которой можно поговорить в этом разделе, был марафон «24 часа Ле-Мана». Он трижды принимал участие в этой гонке, а впервые сделал это в 1976 году. Все свои выступления в Ле-Мане Питер Брок проводил на частных автомобилях, таких как «BMW» и «Porsche». Напарниками в первом его марафоне были Брайан Мьюир и Жан-Клод Обрие. В гонке они смогли пройти 156 кругов, но сошли из-за поломки трансмиссии. После этого австралиец несколько лет не приезжал в Ле-Ман, вернувшись на трассу «Сарта» только в 1981 году. В этот раз он c напарниками, Джимом Ричардсом и Колином Бондом, представлял «Porsche Cars Australia» и выступал на «Porsche 924 Carrera GT». Но на старт гонки они не вышли, так как изначально были заявлены в качестве резервного экипажа.

Следующее появление Брока в Ле-Мане случилось через несколько лет. В 1984 году он стартовал вместе с Ларри Перкинсом, при поддержке команды Джона Фитцпатрика. Но из-за аврии на 12-ом часу гонки их «Porsche 956B» не удалось финишировать. В общей сложности они преодолели 145 кругов дистанции.

Брок на суточной гонке "24 часа Спа" в 1977 году.

Но его результаты на международной арене нельзя назвать полностью провальными, хотя бы по тому, что у него был успех в гонке «24 часа Спа». Через год после своего дебюта в Ле-Мане, он принял участие в знаменитом бельгийском марафоне вместе с британцем Джерри Маршаллом. Они управляли автомобилем «Vauxwall Magnum». По итогам гонки они преодолели почти 3900 километров, а в абсолютном зачете уступили лишь Эдди Йоссену и Жан-Клоду Андруэ. Но в своем классе автомобилей Брок и Маршалл были первыми, поэтому эту победу в Спа, можно назвать первой победой Брока на международной арене. Он потом еще два раза принимал участие в этой гонке, но повторить дебютный успех не смог. В 1986 году заняв лишь 11-е место в абсолюте, а в 1987 году и вовсе не закончив гонку.

Марафонские успехи на родине.

Поговорив в прошлом разделе о марафонских гонках за пределами Австралии, было бы не правильно не упомянуть гонки на выносливость, в которых Питер Брок был успешен, хоть они и проходили в Австралии. Он два раза выигрывал «12 часов Батерста» в своем классе, а также одержал одну победу в абсолютном зачете суточной гонки на этой трассе. Примечателен тот факт, что победы в этих гонках он одерживал на автомобилях «Holden». На автомобилях других марок он добивался в марафонах чуть меньших успехов. Управляя «Peugeot 405», в 1992 году, он завоевал серебро 12 часового марафона, а в 1995 на «Volvo 850 T-5R» – занял третье место. Он также выигрывал менее значимые марафоны в Австралии, например, «Phillip Island 500» он выигрывал несколько раз, как и гонку «Wellington 500».

Эпилог.

Карьеру Питера Брока можно назвать успешной. Он выигрывал гонки, чемпионаты и устанавливал рекорды, некоторые из которых, до сих пор не побиты. Многие скажут, но он же не был успешен в Европе, на что можно ответить, что он выигрывал гонки, которые почти не покорялись европейским гонщикам. Как много людей вы вспомните, которые становились столь успешны в своем виде автогонок? Все из вас назовут, Михаэля Шумахера и Льюиса Хэмилтона, кто-то назовет Скотта Диксона, выигрывавшего в Индикар или Лёба и Ожье из ралли, Тома Кристиансена, который является самым успешным пилотом в Ле-Мане. В один ряд с ними встает и Питер Брок, о карьере которого мы разговаривали в этой статье.

P.S: Статья написана в основе своей для тех, кто мало погружен в австралийский кузовной автоспорт, она скорее должна познакомить читателя с ним, а не открывать все тонкости правил и перипетии истории этих гонок.