5 мин.

Он подписал контракт с «Реалом», но работал электриком и водителем Де Хеа

Из финала юношеского ЧМ – на дно испанского футбола.

Кумаси – кишащий толпами людей, очень пыльный и душный город. Второй по величине населенный пункт Ганы считается богатым: недалеко есть золотые месторождения, а большую часть экспорта составляет производство какао. В Кумаси есть даже филиал пивзавода «Гиннес». Именно здесь, мимо обшарпанных остановок, стихийных рынков и женщин с тазиками на головах, Баба Суле мчался с мячом, разгоняя пыль. Рис с фасолью давно остывал на родительской кухне, но пацан не возвращался домой до заката.

Главная проблема юных футболистов интернациональна: отец хочет, чтобы сын учился и получил профессию, а не тратил время на всякие глупости. Баба Суле не сдался под прессом родни. Всего в их семье было четырнадцать детей, трое пошли в профессиональный футбол. Баба Суле оказался талантливее всех: он стал чемпионом мира U-17, забив в финале сборной Бразилии.  

***

Тогда его подписала «Мальорка», а потом пригласил «Реал». В молодом полузащитнике видели прообраз Клода Макелеле – энергичный, цепкий, агрессивный в отборе и контролирующий весь центр поля.  

Баба Суле еще долго не мог выйти из состояния шока: приехать на «Сантьяго Бернабеу», договориться о контракте, пусть и с зачислением лишь в резервный состав и перспективой немедленной аренды в «Леганес». Он оглядывался по сторонам, виновато косился и широко улыбался. «Подписать здесь, да?».

Баба Суле так и не дебютировал даже за филиал «Реала»: доконали травмы. Это выглядело словно проклятие африканского шамана, а началось еще до сказочной истории с Мадридом.

В «Мальорке» Баба Суле заболел гепатитом. Потом в «Оренсе» (этот галисийский клуб был расформирован в 2014 году из-за банкротства) ганец сломал локтевую кость.

Приехав в аренду в «Леганес», Баба Суле в первой же игре сезона порвал связки. Только восстановился – и в первом матче после возвращения раздробил колено. «Футбол таков, у него две стороны. Травмы изменили мою жизнь», – говорил ганец. После многочисленных операций его ноги покрыты шрамами. 

Карьера пошла по ниспадающей: каталонская «Лерида», кастильский «Томельосо», канарский «Сан-Исидро». Клубы третьих эшелонов, no alarms and no surprises.

***

– Парень, повторяй за мной: «I’ll be the best goalkeeper in the world!». Ха-ха, все так и будет, вот посмотришь! Только запомни: если ты хочешь добиться многого, ты должен быть максимально серьезным. А еще уважать ветеранов!

Теплый сентябрьский ветер дул из открытых окон. Баба Суле крутил баранку, доставляя скромного тинейджера из дома в Ильескасе в Мадрид на тренировку кантеры «Атлетико». Дорога занимала чуть более получаса. По пути ганец учил вратаря английскому языку.

Этим парнем был Давид Де Хеа – тогда он еще не получил водительские права. Сначала Де Хеа возили из дома родители, по потом «Атлетико» нашел надежного и футбольного водителя – полузащитника из мадридского клуба «Райо Махадаонда».

«Он был очень застенчивым, но мы находили общий язык. Во время поездки я учил его английским фразам. Я отлично провел время с Де Хеа и его семьей. Мы до сих пор общаемся, недавно переписывались с мамой Давида в чате, созваниваемся с самим Давидом. Я всегда волнуюсь, когда он звонит», – отмечает Баба Суле.

После перехода в «Манчестер Юнайтед» Давид первым делом позвонил своему ганскому приятелю, который очень удивился, увидев на экране мобильного британский номер.

– Привет, чувак! Это Де Хеа! Спасибо тебе за все!

***

«Я отправлял все деньги моим тринадцати братьям и сестрам», – рассказывал Баба Суле. Именно по этой причине ганец активно искал подработку, в том числе и шофером. В какой-то момент он устроился электриком, а потом работал в магазине торговой сети El Corte Inglés.

Два года назад Баба Суле получил предложение от «Фуэнлабрады», выступающей в сегунде-В. Его новые обязанности – собирать мячи, чистить бутсы, стирать формы. А еще – помогать с адаптацией ганскому легионеру Яву Аннору, который ничего не знает об Испании.

«Я не разговаривал с журналистами годами. Когда ты перестаешь играть, мало кто о тебе помнит, – такими словами Суле встретил журналистов издания АВС на кромке поля. – И когда вы позвонили, подумал, что это очередная шутка нашего администратора по экипировке».

С широкой улыбкой, в рабочей форме с сеткой мячей – во время интервью он выглядит как человек, который полностью доволен жизнью.

– Когда дети слушают мою историю и узнают, что я профессионал, что я забил гол в финале Кубка мира против Бразилии, они удивляются. Они смотрят на меня, и я чувствую их восхищение и уважение... Единственный урок, который я могу им дать, заключается в следующем: когда все складывается красиво, ты совсем перестаешь думать о будущем. А стоило бы.

Улыбка на миг стирается с его лица, а в глазах появляется грусть. Его жизнь сложилась не так, как хотелось, а амбиции остались нереализованными. «Зато футбол подарил мне много друзей, так что я везунчик. Они сильно помогли мне в трудное время, а такое не забывается», – заключает Баба Суле и снова светится от счастья.

***

Чумной доктор советует почитать:

«Непростое заболевание, способное вызвать инвалидность». Что случилось с Карвахалем?

«Братик, забери меня домой». Трагическая судьба первого словака, игравшего в «Реале»

Фото: cffuenlabrada.es (1,4); Fotos del Mallorca (2); AS/Dani Sastre (3).