5 мин.

СУПЕРГЕРОИ ТОКИО | Мария Ласицкене: «На тренировках я — Золушка и пахарь, на соревнованиях — королева»

Олимпийская чемпионка и трехкратная чемпионка мира в прыжке в высоту Мария Ласицкене о внутренней борьбе в олимпийском финале, уникальном тандеме с Геннадием Габриляном и жизни вне спорта

Перед вами текстовая версия интервью с олимпийской чемпионкой по легкой атлетике Марией Ласицкене из специального проекта Olympics, посвященного спортсменам ОКР. Мы немного его отредактировали и оставили в формате монолога.

Видео-интервью с другими героями проекта — здесь.

О работе с Геннадием Габриляном

Наш путь с Геннадием Гариковичем Габриляном насчитывает уже почти 20 лет. К Геннадию Гариковичу я попала из обычной общеобразовательной школы: весь класс ходил к нему в спортивную секцию и был влюблен в спорт. Я получала абсолютное наслаждение от тренировок и не хотела менять свою деятельность. Потом начались соревнования, и я начала побеждать. Все понимали, что у меня есть характер для того, чтобы быть первой. И мне хотелось быть первой из старта в старт: мы выезжали сначала на первенство школы, потом на первенство республики, на первенство СКФО (Северо-Кавказский федеральный округ), потом оказались на первенстве России. Я очень боялась и переживала, но Геннадий Гарикович всегда был рядом, и родители поддерживали. Мы растем вместе с Геннадием Гариковичем. Он в своей тренерской деятельности, а я в работе спортсмена. Я у него единственная спортсменка такого уровня, и сейчас он занимается только со мной индивидуально. И с ним мы прошли путь от школьной скамьи до чемпионки Олимпийских игр. Это сказочно, и я восхищаюсь нашей историей.

О первом чемпионате мира

В 2015 году был мой первый летний чемпионат мира в Пекине. Я ехала туда, не зная, что ожидать от себя, не зная, что будет. Я совершенно не лидер, а в секторе звезды того времени: Бланка Влашич, Аня Чичерова и еще много взрослых девушек с огромным опытом. У меня была только одна мысль – приехать и выложиться на все 100%, наслаждаться процессом, потому что от меня никто ничего не ждет и не требует. Я молодая и у меня мало соревновательного опыта с такими звездами. А когда Бланка Влашич танцевала свой знаменитый танец после прыжка, та энергия, которая из нее исходила, то, как трибуны ее встречали – это отдельная история, это отдельные мурашки, и в тот момент я понимала, что я среди лучших, и я должна собраться так, чтобы коленки не подвели, чтобы взять высоту. Это было уже на больших высотах, где решались медали. Я была накрыта, была в своем мире, в своих мыслях, в своих установках. Я чувствовала, что весь стадион стоит, но я не думала, что все против меня. Я, наоборот, направляла эту энергию себе в помощь: «Я не хуже, сейчас я выйду и мне также будут хлопать». Я всегда стараюсь в позитив все перевести. И, конечно, для меня большая гордость и счастье, что в том звездном составе я стала первой. И я рада, что столько времени я держусь в хорошей форме.

Об уникальных титулах

Я единственная в истории трехкратная чемпионка мира в прыжке в высоту среди мужчин и среди женщин. Как сказал Иван Ургант – трехкратная снаружи, двукратная внутри. К этому титулу я не шла специально и даже не знала, что я могу стать этим человеком. На чемпионате мира 2019 года в Дохе я настраивалась выйти и постараться защитить свой титул. Цели стать прекрасной и единственной у меня не было. Геннадий Гарикович говорил: «Нужно прыгать. Нужен результат. А там уже титулы, медали – все приложится». Поэтому я выходила прыгать. Я защитила титул и стала трехкратной чемпионкой мира. Такой статус приносит большую узнаваемость. Тогда, в 2019 году очень много внимания ко мне было, и это очень приятно, потому что внимание ко мне – это внимание к легкой атлетике. А нам сейчас это нужно и полезно. Напоминание о том, что мы живы, мы тренируемся, мы лучшие в мире и не сдаем своих позиций. Но титул олимпийской чемпионки еще прибавил узнаваемости. С Олимпийскими играми ничто не сравнится. Слово «Олимпиада» настолько исторически важное, что все ждут только Олимпиаду.

О страхах и боязни перед стартом

Несмотря на большой опыт выступления на соревнованиях, я до сих пор волнуюсь перед каждым стартом. И самое страшное — потерять этот страх. Спортсмен должен бояться. Спортсмен не может быть самоуверенным, потому что это очень опасно. Не все бывает гладко и это нужно принимать, это нужно переживать и выносить из этого опыт. Без поражений не бывает побед, и страх в этом тоже играет большую роль. Мне Геннадий Гарикович всегда говорил: «Бойся. Нельзя не бояться. Просто все эти эмоции нужно в свою пользу разворачивать, в спортивную злость и спортивный адреналин». Если вспоминать любой мой главный официальный старт, это всегда тряска внутри и трясущиеся колени. А на Олимпиаде я вообще впервые в жизни на разминке чуть не плакала. Я сама удивилась от того, что я смотрела наверх, чтобы не заплакать. Настолько сильные эмоции внутри боролись, что тяжело было себя сдержать.

Читайте также в интервью Марии Ласицкене на olympics.com/ru

О Золушке и Королеве

Об олимпийском финале и внутренней борьбе

О долгожданном золоте Олимпийских игр

О жизни вне манежа

О позитиве и смехе

О семейной жизни

О музыке и театре

О целях и новых рекордах