5 мин.

Формула 1: Back to the... или quo vadis?

В Формуле 1 то ли утверждён, то ли всё еще не утвержден окончательный вариант нового регламента. Думаю, что в любом случае вокруг него еще будут дебаты и обсуждения, как среди непосредственных участников действа, так и среди болельщиков. Намерения FIA и Liberty Media, конечно, благие (или кажутся таковыми), но...

...Но автор этих строк - любитель автогонок и Формулы-1 с 1993 года (мне тогда было 6 лет) и с тех пор непрерывно болею за одну и ту же команду - Williams, даже при том, что сейчас они переживают не лучшие времена, мягко коворя. Однако мой интерес к Формуле 1 в последние много лет поутих отнюдь не из-за печальных результатов "Вильямса". Они тут ни при чем.

Формула 1 в последние много лет стала слишком уж "выхолощеной" и пресной. Командная тактика с обменами позициями по команде из боксов цветёт буйным цветом почище, чем приказы Баррикелло пропустить Шумахера. Аэродинамический "обгонный помощник" DRS, которым еще и можно пользоваться не везде, абсолютно снивелировал мастерство гонщика в атаке и защите. (Для сравнения: в IndyCar "пуш-ту-пасс" - это не аэродинамическая "приблуда", а бустер мощности мотора, которым можно пользоваться в любом месте трассы - и не только для атаки, а и для защиты позиции). В итоге ушли в прошлое яркие битвы за позиции, борьба атакующих и оборонительных скиллов, порою на грани возможного, со зрелищными обгонами в самых непредсказуемых местах. К тому же в последние много лет всё слишком сильно замкнулось на аэродинамике и прижимной силе - в итоге жалобы на то, что к сопернику приблизиться практически нереально, ибо машина становится неуправляемой. Что-то я не помню таких жалоб от Хилла, Вильнёва, Шумахера, Мэнселла, Сенны...

Фото: racecar-engineering.com

ФИА и Либерти предлагают ограничить время работы в аэродинамической трубе и на компьютерном симуляторе. Окей, но почему бы для начала не упростить аэродинамику машины? Например - вернуть старые-добрые антикрылья с всего двумя плоскостями, как, например, на культовых FW14, 15, 16, 17, 18, 19? Заодно и отправить в Лету всю эту аэродинамическую "мелочёвку", которой полно на нынешних машинах - все эти закрылки, плавники, хвосты и тому подобное. Иными словами - пойти на упрощение аэродинамического обвеса, ибо, кажется, что доводка всех этих аэродинамических штуковин и пожирает огромный кусок бюджета и требует затрат времени в аэродинамической трубе и на симуляторе.

Во-вторых - отказаться от дорогих гибридных силовых установок. Мне кажется, что "гибриды" и на дорожных-то машинах - решение временное, пока электрические технологии не избавятся от детских болезней и не нарастят запас хода до уровня машин с ДВС. Но, коль скоро для "электриков" существует Формула Е, то Ф1 могла бы искать альтернативные и экологичные виды топлива - типа того же водорода или этанола. IndyCar, кстати, тоже решил попробовать гибриды. Надеюсь, не надолго. 

Фото: Andrew Griffith / wikimedia.org

Также одна из претензий многих любителей (и не только) автоспорта, не раз мною слышанная и прочитанная - Формула 1 из борьбы на грани (а то и за гранью) возможностей техники и людей превратилась в экономию всего на свете - шин, топлива, двигателей, коробок передач, прочих запчастей. Что-то похожее по своей философии на гонки на выносливость. С той лиши разницей, что гонки на выносливость - это марафоны от 6 до 24 часов и там подход "экономить и беречь всё" оправдан, но Формула 1 никогда не была марафоном - это относительно короткие заезды (2 часа). зачем заставлять команды и пилотов экономить всё на свете? Посему думаю, что было бы неплохо снять все нынешние ограничения на количество моторов и прочих запчастей, которые можно использовать в течении сезона (можно ограничить только на этап). И вернуть дозаправки. А также отказаться от монопольного поставщика шин. Учитывая то, что каждый сезон озвучивается немало претензий к Pirelli - думаю, что не помешали бы им конкуренты в пелотоне.

Что до спортивной части. Вернуть командам возможность заявлять лишь одну машину. Такое было очень много лет назад и очень неплохо было бы эту практику вернуть. Таким образом небогатые и небольшие команды смогут сосредоточить ресурсы вокруг одной машины с бОльшими шансами на приличные результаты, чем распылять ресурсы на две машины (даже если во второй - рента-драйвер, всё равно нужно, как минимум, вдвое больше запчастей, вырастают расходы на тесты, логистику и так далее) и с большей стабильностью. Думаю, что выставляй условная "Хиспания/HRT" одну машину вместо двух, они выступали бы и сейчас. Заодно и новым командам будет проще заходить в Формулу 1. Еще переименовать бы "виртуальный сэйфти кар" в "фулл-коурс-йелло" (как в Формуле Е) - формальность, но называет вещи своими именами.

Наконец - трассы. Вернуть гравийные/грунтовые ловушки. Ведь реально - раньше, если пилот вылетал с трассы на обочину - он с большой долей вероятности там и оставался и на этом гонка для него завершалась - иными словами права на ошибку у пилота практически не было. А сейчас на тилькедромах с огромными асфальтовыми зонами безопасности можно спокойно прокатиться по оным и вернуться на трассу как ни в чём не бывало. Да и сами тилькедромы очень уж пресные и выхолощеные в большинстве своём. Как и те трассы, к реконструкциям которых Тильке приложил руку ("Хоккенхайм", "Сильверстоун", "Эрманос Родригес"....  Одна только "Перальтада" на мексиканской трассе, такой же культовый поворот, как, например, "О Руж" или "Аква Минерале", чего стОит...). Больше бы классических трасс - типа тех же "Имолы", "Брэндс Хэтч", "Доннингтон", "Эшторил", "Кьялами", "Нюрбургринга", Буэнос-Айреса, американских дорожных трасс... А из новых - например финский "Кюмиринг", построенный британским бюро Apex Circuit Design - очень интересная трасса получилась, намного лучше многих из тех, которые присутствуют в нынешнем календаре Формулы 1.

Круг по "КюмиРингу" с Микой Сало (машина Формулы-4).