Без труб и барабанов
Блог

Униженные и оскобленные

Собирался продолжить постить переводы статей про «старые добрые времена», но тут одна команда из тех самых времен отожгла во время Гран При Германии («Алонсо. Быстрее. Чем. Ты.» - это незабываемо) и поделюсь своими мыслями об этом. Переводы же обязательно будут продолжены.

«Феррари» - самая древняя команда из участвующих в чемпионате. И поэтому ссоры между напарниками здесь основаны не на новых веяниях – антикрылья там всякие, резкие слова в радиопереговорах – а на старой доброй командной тактике. Когда в 2002-м году, в Австрии, Баррикелло устроил цирк на финише, а потом вся команда на подиуме, шуму было много, но далеко не все смогли предположить, к чему это приведет.

Я никогда не испытывал симпатии к «Скудерии» или Шумахеру-старшему, но в той гонке, считаю, команда была полностью права. А Баррикелло поступил глупо. Да, всем нам хочется видеть борьбу на трассе, даже между напарниками. Но с точки зрения руководство «конюшни» - это излишний риск. Борьба может привести к столкновению и вместо победного дубля получится дырка от бублика (спросите Кристиана Хорнера), сохранение позиций, может отнять очки у того пилота, который имеет больше шансов на победу.

В 2002-м году Шумахер мог подарить победу Рубенсу или вообще сойти – на итоговом раскладе это бы никак не отразилось. Но в австрийский уик-энд все было не так очевидно и команда приняла здравое решение. В конце-концов, они платят немаленькие деньги своим пилотам и вправе приказывать. Представьте, что во время хоккейного матча тренер выпускает всех звезд в одном звене, а не распределяет их равномерно, боясь обвинения в том, что помогает условному «Кросби» набрать больше очков, чем условному «Малкину». Или футбольный тренер выпускает на полю звезду, которая не восстановилась после травмы, так как не хочет услышать упреки в манипулировании результатами на приз лучшего бомбардира. Абсурд? Но ведь именно такая ситуация сложилась после запрета командной тактики в «Формуле-1». Тот миллион долларов, на который «попала» «Феррари» в 2002-м Жан Тодт имел полное право вычесть из зарплаты Баррикелло. Пропусти Рубенс Шумахера сразу же (кругов за 8-10 до финиша) и такого скандала бы не было. Ты не доволен, что тобой взяли и подтерлись? Эй, парень, а ты знал в какую команду приходил? Ты считаешь себя талантливей Шумахера? Ну что же, не будем спорить, но после двух с половиной лет (на тот момент) в команде неужели ты думал, что вы равноправные партнеры? Или ты забыл как «потеряли» колесо Ирвайна в 1999-м, если не убив, то нанеся серьезный удар по шансам ирландца на титул в ситуации, когда Шумахер даже теоретически не мог стать чемпионом? Наконец, Ирвайн перешел в «Феррари» в 1996-м, в частности, потому что ты отказался от контракта, предпочтя статус первого пилота в «Стюарте» роли оруженосца в Маранелло. Какие после этого могут быть претензии?

Твоя глупая, бабская выходка выставила всю команду (место, где ты получаешь миллионы долларов, между прочим) идиотами. И после этого все команды столкнулись с трудностями при использовании командной тактики. Часто приходится слышать, что «Формула-1» это командный вид спорта. Но данное утверждение подразумевает не только то, что вы хлопаете друг друга по плечам перед гонкой и носите комбинезоны одинакового цвета, но и то, что в определенные моменты кто-то должен поступаться личными интересами в угоду общим. Если подумать – поступок Рубенса определил многое в современной «Формуле-1». Баррикелло – вершитель судеб. Как бы ни нелепо это не звучало.

Возвращаясь в наше время к нашим баранам. Точнее одному барану той же национальности, что и Рубенс. Да, сейчас Масса может утирать сопли, пенять на злодейку-судьбу и суровое начальство. Но он сам виноват в своих неприятностях. Вспомним, радиопереговоры. После пит-стопов Стелла сообщил Массе «Алонсо в трех секундах позади. Тебе нужно атаковать изо всех сил». Но Масса не сумел оторваться от напарника, а тот приблизился, «обогнал» и после этого поехал еще быстрее. Какой делаем вывод? Если бы Масса сумел бы пусть не увеличить разрыв, а хотя бы поддерживать его в районе тех же трех секунд, то и команда наверняка не стала бы препятствовать. Предположим, Масса бы не получил никаких приказов и Алонсо бы приблизился. Бесспорно, испанец был быстрее и или бы прошел напарника или бы они столкнулись. Любой вариант для болельщика интереснее того, что случилось, но нужно ли это команде? Ответ очевиден. И, повторюсь, команда была права – это ее работники и они обязаны делать то, что приказано. Да, сейчас правила это запрещают. Но правило абсурдно и, видимо, это понимают в ФИА, наложив символический штраф. А возможно не понимают, а символизм объясняется особым отношением к «Феррари» и тем, что во главе ФИА находится человек, который и руководил спектаклем в Австрии 8 лет назад.

Нравится это кому или нет, командная тактика существовала и будет существовать. Тот же Масса явно помогал Райкконену в 2007-м и пользовался ответной услугой финна в 2008. Были и другие, менее явные эпизоды в «Феррари» и других командах. А говорить об этом начинают только когда кто-то из пилотов вспоминает про свои права «человека и гражданина», забывая о командной субординации.

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные