11 мин.

Оскорблённый. Почему Майка Вернона давно пора включить в Зал славы

Добро пожаловать в блог «Немного об НХЛ»! Сейчас, во время паузы в регулярном чемпионате НХЛ, есть время поговорить на темы, периодически всплывающие в хоккейном мире, но обделенные вниманием. Команда авторов The Athletic на этой неделе решила собрать несколько материалов под общим названием «Snubbed: The Hall of Fame case» – «Оскорбленный: дело Зала Славы». В хоккейном разделе рассматриваются дела четырех игроков, которые по праву принадлежат к числу великих игроков, но почему-то до сих пор не введенные в Зал Хоккейной Славы.

Перевод статьи про вратаря "Калгари" и "Детройта" Майка Вернона перед вами, про Александра Могильного, Теорена Флёри и Пола Хендерсона вы можете прочитать по ссылкам. Приятного чтения!

***

В сезоне 1985-86 в НХЛ дебютировали два вратаря, и с этого момента их карьеры были неразрывно связаны - и не только потому, что Майк Вернон и Патрик Руа устроили, пожалуй, величайший вратарский бой через 10 с небольшим лет.

В этом сезоне, оба новичка добрались до финала Кубка Стэнли со своими командами, и Руа вместе с "Монреалем" вышел победителем.

В 1989 году Вернон и "Калгари" вернули должок, став единственной командой в истории, выигравшей Кубок в гостях у "Канадиенс" в "Монреаль-Форум".

В 1997 году, спустя два месяца после того дикого поединка, который до сих пор является хитом на YouTube, они снова встретились друг против друга в ещё одной исторической серии плей-офф - Руа был вратарём действующих чемпионов "Эвеланш", в то время как Вернон уже играл за "Детройт".

Тренер "Ред Уингз" Скотти Боумэн рассказал, что главной причиной, почему он поставил на Вернона, а не Осгуда, был богатый опыт Майка - в том числе и доказанная победами история противостояния с Руа. Боумэн считал, что Руа запугивает команды соперника, даже их вратарей, своим поведением "это больше, чем жизнь". А Вернон славился одной вещью - своей непоколебимой уверенностью в своих способностях и глубоко укоренившейся верой в то, что он может самостоятельно справиться с Руа, потому что именно этим он и занимался на протяжении всей своей карьеры.

В конечном счёте, ставка Боумэна сработала, и "Детройт" прыгнул выше головы в 1997 году. "Ред Уингз" взяли Кубок, а статистика Вернона в том плей-офф - 16 побед в 20 играх, 1.76 пропущенных в среднем шайб - принесла ему Конн Смайт Трофи как самом ценному игроку плей-офф НХЛ.

Вернон всегда умел справляться с нарастающим давлением. Это была черта, которую он продемонстрировал против Гранта Фюра, ещё одного представителя великого поколения вратарей. Фюр и Вернон были соперниками на юношеском уровне, и затем стали важными составляющими для своих команд в период самых конкурентоспособных матчей Битвы за Альберту.

Перед тем, как Вернон прибыл в "Калгари", "Ойлерз" доминировали в противостоянии - и делали так, что очень много хороших вратарей выглядели плохо в этих матчах. Вернон стал редким исключением. На протяжении всей карьеры он играл против "Эдмонтона" блестяще.

Если сравнивать Вернона с Руа и Фюром один-на-один, то у Майка лучше цифры по регулярному чемпионату, и примерное равенство в плей-офф:

Есть ещё цифры, которые необходимо рассмотреть (статистика взята из NHLStats):

За те 20 лет, которые прошли с дебюта Вернона в НХЛ 12 декабря 1982 года и до его последней игры 13 апреля 2002 года, Майк занимает второе место по победам в регулярном чемпионате среди всех вратарей лиги того времени:

Фюр был выбран в Зал Хоккейной Славы в 2003 году, Руа - три года спустя, в 2006. Но всего с 1993 года, когда был выбран Билли Смит, только 6 вратарей за 27 лет удостоились такой чести: Фюр, Руа, Эд Бельфор в 2011, Доминик Гашек в 2014, Рогасьен Вашон в 2016 и Мартин Бродер в 2018. Если отмотать время назад ещё на 10 лет, с 1983 по 1992, то добавится еще 5 вратарей: Кен Драйден (1983), Джерри Чиверс (1985), Эдди Джакомин (1987), Энтони Эспозито (1988) и Владислав Третьяк (1989).

В настоящий момент членами Зала являются 284 хоккеиста, 38 из которых - вратари (13.2 процента).

Если вратарей действительно считают важной частью команды, - и если пословица про "вратарь - это половина команды" правдива - то почему их с таким трудом выбирают Зал Славы?

Чисто в процентном соотношении их должно быть гораздо больше. И если вы проанализируете список вратарей, которые были отвергнуты или пропущены по каким-либо причинам, вы можете увидеть кандидатуры Кёртиса Джозефа, Тома Баррассо, Энди Муга или Осгуда, протеже Вернона в "Детройте".

Но на вершите этого списка должен быть Вернон.

Как уже отмечалось выше, он получил Конн Смайт Трофи в 1997 году, и мне кажется, что если бы в 1989 году эту же награду отдали ему, а не защитнику Элу Макиннису, то это склонило бы чашу весов Зала Славы в его пользу.

В тот год выбор самого ценного игрока плей-офф был похож на подбрасывание монетки. Многие из игроков тех "Флеймз", и даже генеральный менеджер Клифф Флетчер, рассказывали мне, что эта награда легко могла уйти к Вернону хотя бы из-за его перфоманса в первом раунде против "Ванкувера" - а точнее, в 7-й игре. Если бы Вернон не остановил 42 из 45 бросков по своим воротам, победы 4:3 в овертайме и последующего шествия "Калгари" к Кубку не было бы. С другой стороны, Макиннис стал первым защитником в истории НХЛ, который стал лучшим бомбардиром своей команды. Он заканчивал плей-офф с серией в 17 матчей подряд с набранными очками, а в 6 играх против "Монреаля" он набрал 9 очков.

Игра Макинниса несомненно повлияла на исход решающей серии, и помогла "Флеймз" преодолеть финальное препятствие, которое они не могли обойти в 1986 году - игру Руа в воротах "Монреаля". У меня нет претензий к итогу голосования, но я также не вижу для себя проблем, если бы голоса ушли Вернону. Майк был важной частью успеха "Калгари" от начала и до конца (16 побед в 21 матче, 2.26 гола в среднем, три игры "на ноль").

Руа выиграл рекордное количество Конн Смайтов за свою карьеру - три. Только у Бернарда Парента больше одного подобного трофея за карьеру ("Фили" в 1974 и 1975 годах). Если бы Вернон также выиграл 2 награды самому ценному игроку плей-офф, вероятно, я бы не писал эту статью, так как он был бы уже членом Зала.

"Конечно, я за то, что Майку Вернону место в Зале Славы, и я говорю об этом уже долгое время," - говорит Терри Крисп, тренер чемпионского "Калгари" 1989 года. "Для меня самая главная причина - это то, что Майк победитель, и он помог мне выиграть Кубок и стать успешным тренером. Так что я точно на его стороне.

Мне также нравится отношение Вернона к игре. Я не уверен, что я тренировал много парней, таких как он или Джейми Макун, которые просто играют и не обращают внимание на то, что о них говорят."

Крисп считает, что характер Вернона - уверенный, граничащий с наглостью - оттолкнула от него некоторых людей, но именно этот характер и нужен был "Флеймз", чтобы обыгрывать "Эдмонтон". До прихода Вернона множество вратарей "Калгари" безуспешно пытались остановить самую атакующую и доминирующую команду в истории НХЛ.

Но Вернону удалось переломить эту историю. С его помощью Битва за Альберту изменилась, и очень скоро "Калгари" стали конкурентоспособными. Он был главным катализатором данных изменений.

Несмотря на соблазн сосредоточиться на том, как играл Вернон в 7-м матче против "Кэнакс" в 89-м году, и сколько важных сэйвов он сделал, - на Стэне Смиле, Тони Танти и Петри Скрико - что позволили "Флеймз" идти дальше, Крисп настаивает, что это был не единственный случай в том походе за Кубком, когда Вернон был главным виновником победы в важной игре - особенно в ту ночь, когда "Калгари" выиграли Кубок.

Пока НХЛ на паузе, телеканалы в США и Канаде начали повторять классические игры.

Совсем недавно Крисп пересматривал ту игру, которая позволила им выиграть кубок в 1989 году, и всего лишь во второй раз в жизни.

"После того, как она закончилась, я сказал своей жене, что я хочу сейчас выпрыгнуть из кресла и позвонить Майку, - неважно, где его черти носят - чтобы сказать ему спасибо - и поздравить его - за то, как отлично он сыграл в той игре," - слово Криспу. "То дерьмо, через которое он прошёл - парни били его ногами, клюшками, когда заезжали в его зону. Никого не удаляли, судьи убрали свои свистки подальше - но Вернон ни разу не потерял самообладание.

"И все мы знаем, что у Вернона был характер. Мы все знали, что он быстро заводится. Но я сказал своей жене, 'Я очень горд Майком, за то, что он сделал и как он держал всё в себе'...Он поднимался, возвращался в ворота и снова получал. Это воспоминание останется со мной до конца."

Вернон занимает 16-е место по победам среди всех вратарей за всю историю Лиги - их у него 385. Но на его счету также 92 ничьи в матчах регулярки. Если бы он играл сейчас, где нет ничьих, - только победа или поражение - то он с легкостью смог бы добавить минимум 50 побед к своим 385.

Кевин Уикс, бывший вратарь и эксперт NHL Network, описывает Вернона как "забытого высококлассного вратаря того поколения - и я уверен, что он должен быть в Зале Славы. Спросите любого игрока из "Калгари" 1989 года или "Детройта" 1997 года, и они скажут вам то же самое."

Уикс рассказывает, что у него есть три главных впечатления от Вернона за время его карьеры - первое, будучи подростком, смотреть на него вживую в "Сэдлдоуме", когда Уикс был в Калгари во время мини-турнира; второе, будучи проспектом; и третье - уже в игре НХЛ против него.

"Играть так хорошо, как он это делал в Битвах за Альберту в то время, со всеми этими парнями в "Эдмонтоне" - и потом выиграть кубок с "Калгари" - это нечто," - делится впечатлениями Уикс. "Это безумие. Затем отправиться в "Детройт" и снова выиграть - да, это сто процентов член Зала Славы. Но люди так мало говорят о нём, и это странно."

Точка зрения Уикса в том, что все сейчас говорят о Мартине Бродере, которого взяли в Зал с первого раза, а также о недавно закончившем Роберте Луонго и пока ещё вратаре "Рейнджерс" Хенрике Лундквисте, которых, как считает Кевин, обязательно выберут в Зал Славы. Но он озадачен тем фактом, что вратарей очень редко выбирают в целом.

"Игрокам нашей позиции сильно сопротивляются, и на вратарях очень часто ставят клеймо. Очень легко обвинить вратаря во всём. Вы же знаете, что между любовью и ненавистью всего один шаг? Для вратарей этот шаг ещё короче, и баланс часто перевешивает в сторону ненависти, даже несмотря на то, что все в командах говорят, что без вратаря невозможно выиграть."

Келли Хруди, аналитик на Sportsnet и современник Вернона, Руа и Фюра, также поддерживает кандидатуру Вернона как члена Зала Славы.

"Я считаю его одним из самых доминирующих голкиперов в те годы, когда он играл," - говорит Хруди. "С его цифрами в больших матчах, двумя Кубками, Конн Смайт Трофи - он заслужил это место, особенно если сравнивать его с другими именами уже в Зале. Я не говорю, что надо отобрать это звание у Эда Бельфора или других, но Майк в той же категории. Он был абсолютно выдающимся человеком."

Почти никто не говорит о карьере Вернона после его отъезда из "Детройта", но Хруди высказывает своё мнение, что в сезоне 1997-98, когда Вернон переехал в Сан-Хосе, он выдал исключительный перфоманс в свой первый гол с "Шаркс". В команде, которая проиграла больше, чем выиграла (34-38-10), показатели Вернона были 30-22-8, с 2.46 пропущенных голов в среднем.

"В тот год, когда мы играли вместе за "Сан-Хосе", он был нашим самым ценным игроком. Никто больше даже не обсуждался. Если вы проверите записи с ноября, если мы играли вничью или вели в одну шайбу, он никогда не сдавался. Он никогда не проигрывал ничью, и никогда не сдавался при преимуществе в одну шайбу. Он был феноменален."

Вернон - всего лишь один из трёх игроков "Флеймз", чей номер выведен из обращения. Два других парня - это Джером Игинла и Лэнни Макдональд. Макдональд в Зале Славы, а Игинлу можно будет выбирать начиная с этого года.

Кроме того, джерси Макинниса и Джо Нуиндайка висят в рамках программы "Всегда игрок "Флеймз"". И они тоже в Зале Славы.

За свою карьеру Вернон сыграл на пяти Матчах звёзд, разделил Уильям М. Дженнингс Трофи c Крисом Осгудом в 1996 году и выиграл серебро на чемпионате мира 1991 года. Будучи молодым игроком, он выиграл Мемориальный кубок в 1983 году, был лучшим игроком Западно Хоккейной Лиги и лучшим вратарём в двух сезонах подряд (1982 и 1983).

История Хрудея с Верноном и Фюром длилась несколько лет, и Келли рассказывает, что было качество, которое разделяли оба вратаря - это уверенность, которую они излучали.

"Я помню, как смотрел на другой конец площадки, был ли это Вернон или Фюр, потому что я играл против них обоих на юниорском уровне, и у них всегда всё было под контролем. И я уверен, что это давало уверенность командам, за которые они играли."

Вы не можете отправиться в прошлое и изменить результаты голосования за Конн Смайт, или изменить правила, касающиеся ничьих и овертаймов.

Но вы можете сравнить игроков с теми, кто играл в то же время, что и они, взять статистический контекст эпох. В противостоянии с двумя вратарями, которые уже в Зале Славы, Вернон вышел победителем в каждом из них. И Руа, и Фюр в Зале - их место там по праву.

Как и место Вернона.

Перевод: The Athletic от 14.05.2020