Блог Мультибрендовый

20 клубов с самым высоким доходом: лидеры – «Барса» и «Реал», «Ливерпуль» впервые за почти 20 лет в пятерке, «Эвертону» помог Усманов

Аудиторская компания Deloitte представила годовой отчет Football Money League. Интересен он еще и тем, что в нем впервые учтены финансовые последствия пандемии. Мы уже рассказывали, что в топ-15 клубов Европы по доходам попал «Зенит», объясняли, почему это не повод сильно радоваться.

Теперь давайте пройдемся по остальным клубам.

• 20 ведущих клубов заработали в целом 8,2 млрд евро в сезоне-2019/20, что на 12% меньше, чем в предыдущем (9,3 млрд). 

• Самые большие финансовые потери 20 топовых клубов связаны с падением доходов от трансляций – 937 млн евро (минус 23%). Однако эти потери распределены неравномерно. Если Лига 1 столкнулась с серьезными проблема с правообладателями, то Бундеслига договорилась о продаже прав на 4 года, в результате чего доходы от ТВ снизились незначительно.

Во Франции крах ТВ-контракта почти на миллиард евро. Лига сидит в кредитах и лишилась роста

• Прибыль от матчдея топ-20 клубов снизилась на 17%, но падение не такое драматичное, как в случае с ТВ-правами (257 млн евро против 937 млн). В какой-то степени это было компенсировано увеличением коммерческой выручки на 3% по всем клубам (плюс 105 млн евро). 

На первом месте в Money League – «Барселона». Но это не значит, что у них все прекрасно (не забываем о гигантском долге – миллиард евро!). Выручка каталонцев очень пострадала от коронавируса, снизившись на 125,7 млн ​​евро (минус 15%) до 715,1 млн евро. Это второе по величине падение выручки в абсолютном выражении среди всех участников рейтинга. Клуб публично заявил, что без пандемии выручка была бы на 174 млн евро выше.

Матчдэй «Барсы» просел на 31,9 млн (20%). Доход от трансляций упал на 49,6 млн (17%. Кстати, последние пять матчей чемпионата и две игры Лиги чемпионов еще будут засчитаны в финансовом году, который закончится в 2021-м, коммерческие доходы упали на 44,2 млн (11%) – частично это удалось компенсировать расширением партнерских отношений с титульным спонсором Rakuten.

Не будем забывать, что финансовое положение клуба в сочетании с результатами на поле привели к объявлению вотума недоверия президенту Жозепу Бартомеу. Главная претензия – те самые долги, большая часть которых ждет погашения в ближайшее время.

Пандемия также привела к задержке Espai Barca – проекта по перепланировке «Камп Ноу», который должен принести деньги в будущем.

• На втором месте по доходам расположился «Реал», который как раз воспользовался закрытыми стадионами и ускорил реконструкцию «Сантьяго Бернабеу». Хотя коронавирус, конечно, ударил и по мадридцам: выручка упала на 42,4 млн евро (6%) до 714,9 млн евро, но так как каталонцы просели еще больше, то «Реал» почти догнал лидера.

Доходы от матчдея упали на 36,6 млн евро (25%), теледоходы снизились на 33,9 млн евро.(13%), зато коммерческая выручка впечатляюще выросла на 28,1 млн евро (8%). Это связано с продлением партнерства клуба с adidas до 2028 года и успешным ростом в мерчендайзинге.

• Тройку лидеров замкнула «Бавария», которая в прошлом году выиграла все, что только можно. Клуб чувствовал себя в пандемию настолько уверенно, что вместе с «Боруссией», «Байером» и «Лейпцигом» они отказались от части ЛЧ доходов и отдали 20 млн евро немецким клубам помельче.

Спортивные успехи помогли клубу показать самое низкое общее снижение доходов (4%) среди топ-10 клубов, представленных в рейтинге. Коммерческая выручка даже увеличилась на 4 млн евро до 360,5 млн евро, что составляет 57% от общей суммы выручки (634,1 млн евро).

• В топ-20 клубов самый большой спад у «Манчестер Юнайтед» – общая выручка составила 509 млн фунтов, упав на 118, 1 млн фунтов (19%).

Доход от матчдэй сократился на 19,6 млн фунтов, а вот коммерческая выручка подросла. Основное падение связано с трансляциями и отсутствием Лиги чемпионов.

В интервью Sky Sports директор Deloitte Sports Business Group Тим Бридж подробнее объяснил, с чем связан спад: «Причина снижения в основном связана с пандемией, поскольку огромная фан-база «МЮ» приносит значительный доход каждый раз, когда клуб играет на «Олд Траффорд». Их затронуло сильнее, чем многие другие клубы. Все из-за того, в прошлом году у них также не было Лиги чемпионов. Разница в доходах между ЛЕ и ЛЧ значительно влияет на цифры. Но нужно учесть, что «Бавария» завершила чемпионат в установленные сроки, поэтому показатели «Баварии» представляют полный год внутреннего футбола, тогда как для «Юнайтед» они сокращены».

• Впервые за почти 20 лет (с сезона-2001/02) в пятерку ворвался «Ливерпуль». Причем общие доходы по сравнению с прошлым годом тоже просели – 489,9 млн фунтов, что меньше предыдущего периода на 43,1 млн (8%). Доходы от трансляций упали на 59,9 млн фунтов (23%), матчдей – на 10,8 млн (13%), зато на фоне спортивных побед на на 27,6 млн подросли коммерческие доходы.

Deloitte отмечает, что подняться с седьмого места на пятое клубу помогли успехи на поле.

«Это важный фактор, – говорит Тим Бридж. – Победа в Лиге чемпионов с последующим взятием короны Премьер-лиги оказала значительное влияние. Кроме того, «Ливерпуль» значительно продвинулся в сторону более цифровой модели, результат многолетней политики. Это принесло клубу пользу по сравнению с другими во время пандемии, потому что они могут взаимодействовать с фанатами так, за что другие, вероятно, должны были доплачивать».

Но Бридж уточнил нюанс: рейтинг мог измениться, если бы расписание матчей составили иначе. «Ливерпуль» сыграл оба матча 1/8 финала Лиги чемпионов за один финансовый год, в то время как «Манчестер Сити» (из-за коронавируса) разошелся между двумя финансовыми годами. Если бы время было немного другим, то и рейтинг мог поменяться», – добавил Бридж.

• Помимо «Зенита», рост выручки показал только «Эвертон» Как так вышло? Оказалось, что и здесь не обошлось без российских инвестиций.

Снижение матчдэя (2,7 млн ​​фунтов, 18%) и теледоходов (35,7 млн ​​фунтов стерлингов, 27%) более чем компенсировались удвоением коммерческого дохода с 37,2 млн до 76 млн фунтов. Это наибольший рост (104%) в этом разделе по всем клубам Money League.

Большая часть этого роста связана с получением 30 млн фунтов от компании Алишера Усманова USM, которая купила права на название нового стадиона. Усманов, у которого не получилось завладеть «Арсеналом», переключился на «Эвертон», которым владеет его партнер Фархад Мошири. «С удовольствием стану инвестором «Эвертона», если Мошири попросит об этом. Раздумываю над вложениями в команду. Мне необязательно управлять самому, могу быть спонсором или акционером», – говорил в прошлогоднем интервью Financial Times российский бизнесмен.

Кроме того, клуб договорился с онлайн-платформой по продаже автомобилей Cazoo о титульном спонсорстве и объявил новым техническим партнером Hummel (датский спортивный производитель). Новые домашние и выездные комплекты оказались популярны среди фанатов, а в день запуска клуб зафиксировал рекордные продажи.

 «Все, кто видел планы «Эвертона» в отношении нового стадиона и инвестиций в команду, понимают, что у них  амбициозный владелец, который хочет добиться больших успехов, – объясняет Тим Бридж. – Мы говорим об инвестиционном цикле. Когда приходит новый владелец, часто требуются значительные вложения, чтобы затем увеличить коммерческую прибыль в будущем. «Эвертону» удалось обеспечить некоторые долгосрочные партнерские отношения: новый титульный спонсор Cazoo и сделка с Hummel, в их коммерческом портфеле есть значительная сделка с USM в отношении будущих прав на название стадиона. Это движущий фактор увеличения коммерческого роста».

«Зенит» попал в топ-15 клубов Европы по доходам. Объясняем, почему это не повод сильно радоваться

Фото: Gettyimages.ru/David Ramos

Автор

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья