4 мин.

Тот самый Федоров - часть первая

Данный авторский материал был опубликован в конце мая на одном из известных спортивных порталов  

Это — тот самый случай, когда абсолютные легенды возвращаются. Когда воскресают Фениксы, когда Атлантиды выныривают из океанических недр. Когда миражи становятся реальными, не смотря на то, что являются лишь причудливой игрой света где-то в небесах. Когда с этих воображаемых небес по воображаемой веревочной лестнице на землю спускается тот самый… Фёдоров. И, подобно герою Олега Янковского, как будто лукаво спрашивает: "Ну, сколько у вас тут пролетело времени? У меня там – мгновения". А у нас века.  

    

Эту глыбу мирового хоккея практически невозможно оценить в стандартных рамках времени, ведь для большинства россиян он из него выпал. Он сам — словно время, и кое-где наша совесть. В начале девяностых, когда вся страна сидела на продуктовых талонах, талантливейший российский хоккеист, до этого успевший выиграть три чемпионата СССР выступая за ЦСКА и два чемпионата мира в составе сборной Советского Союза, отправился за океан. Советская система, находившаяся в полной стагнации, тем не менее отреагировала на побег хоккеиста "классически" — лишением звания заслуженного мастера спорта.  

Покинув ряды "красной машины" как тогда казалось навсегда, Фёдоров попадает в небольшой автопромышленный город Детройт. До сих пор непонятно, кто кого выбрал: "город моторов" талантливого русского или Фёдоров свою будущую команду, название которой звучало чудовищно по-советски — "Красные крылья". Странная мысль, согласен, но она не оставляет до сих пор.  

Как будто в отместку за дерзкий побег, Виктор Тихонов не берет Фёдорова на Олимпиады 92 и 94 годов, и после фиаско российской дружины (4 место) становится ясно, что великая и могучая "красная машина" канула в лету — вместе с Фёдоровым, Могильным, Фетисовым, Ларионовым, Трефиловым, Буре etc., игравшими за океаном. В том же 94-м году, когда вмиг обнищавшую Россию старательно натягивали на ваучер, Фёдоров ответил всем своим постсоветским недоброжелателям завоеванием высшей персональной награды НХЛ — "Харт Трофи", а также "Фрэнк Дж. Селки Трофи" и "Лестер Пирсон Авард".  

Достижения легионеров где-то там за океаном для большинства болельщиков страны проходят мимо. Все заняты исключительно собственным выживанием, да и не было тогда никаких широкополосных интернет-линий и платных хоккейных каналов. Тема большинства успешных заокеанских легионеров была закрыта, причем с обеих сторон: на родине они были предателями и ренегатами, сами же хоккеисты абсолютно не рвались в сборную России на чемпионаты мира в столь "дружественную" атмосферу.  

В то время как в России полным ходом шли криминальные войны и царствовал рэкет, а на международных хоккейных чемпионатах следовал провал за провалом, Фёдоров в сезоне 96/97 завоевывает свой первый кубок Стэнли усилиями легендарной "русской пятерки" — Фёдоров – Ларионов – Козлов – Фетисов – Константинов. Запредельный уровень хоккея, которым, увы, могли любоваться исключительно болельщики Северной Америки, выводит Фёдорова в ранг абсолютных суперзвезд НХЛ...

В преддверии Олимпиады-98 в Нагано российское хоккейное руководство не стало повторять ошибки Тихонова и пригласило Фёдорова (а также несколько других бывших "отказников") в сборную. Обратное можно было бы смело расценивать, как преступление перед болельщиками и в целом российским хоккеем. Звезды НХЛ провели феерический олимпийский турнир, обидно проиграв лишь в финале чехам со счетом 1:0. Сергей Фёдоров не только напомнил соотечественникам о факте своего существования, но и продемонстрировал незаурядное мастерство, за что ему было возвращено звание заслуженного мастера спорта. Интересно, краснели ли при этом наши высокие хоккейные чины?

В том же году только что «прощенный» на своей чудной родине Федоров второй раз подряд выигрывает кубок Стэнли, а Россию "накрывает" август 98 года.  

Казалось бы, потепление в отношениях между Фёдоровым и Федерацией хоккея России было на лицо, но все последующие чемпионаты мира Сергей пропускает по собственной инициативе. В какой-то мере ему повезло: из-за занятости в серии плей-офф НХЛ он не приехал на позорный домашний чемпионат-2000.  

Не смотря на удручающий чемпионат в Санкт-Петербурге, интерес к хоккею в стране заметно вырос, да и у людей появилось время оглянуться по сторонам и вздохнуть полегче. С этого момента интерес к легионерам НХЛ и, в частности, к персоне Фёдорова заметно вырос. Появился интернет, и возможность не выходя из дома заглянуть за океан.

Окончание читатйте тут.