6 мин.

Оффтоп. Был ли шанс у кого-то в истории Формулы-1 одержать 13+ побед за сезон?

Учитывая, что нынешний сезон Формулы-1 близится к завершению, а имя чемпиона и обладателя Кубка Конструкторов известны, для болельщиков осталась пожалуй единственная интрига - сможет ли Макс Ферстаппен побить рекорд Михаэля Шумахера (который он делит с Феттелем) по количеству побед в одном сезоне. На текущий момент высшее достижение по числу победных кубков за год равняется 13, но, с учетом непобедимости болида Red Bull во второй половине сезона, шансы на его превышение как никогда высоки. А учитывая поул-позицию Макса на Гран-при Мексики, рекорд может состояться уже завтра.

Вместе с тем, я позволил себе задаться вопросом - а была ли объективная возможность у кого-то в истории Формулы-1 добиться еще больше количества побед за сезон?

Для начала необходимо проанализировать наиболее результативные сезоны Шумахера (2004) и Феттеля (2013):

Итак, Михаэль Шумахер и его рекордный сезон:

Всего этапов ЧМ - 18.

Побед - 13

Сходов - 1

12 побед немца уместились в первые 13 гонок. Оставшиеся 4 гонки пришлись на последние 5 этапов того чемпионата, на которых была заметна сильная расслабленность Шумахера. В Бельгии Михаэля по ходу гонки обогнали как Монтойя, так и победивший в итоге Райкконен (что не помешало выиграть на этом этапе 7-й титул чемпиона). В Италии, Китае и Бразилии Красный Барон и вовсе допускал по ходу гонки развороты и другие нетипичные для себя ошибки. Таким образом, ни одну из этих гонок нельзя причислить к числу "потенциально победных".

Теперь Себастьян Феттель и сезон-2013:

Всего этапов ЧМ - 19

Побед - 13

Сходов - 1

У Феттеля ситуация по коллекционированию побед прямо противоположная Шумахеру - если в первой половине сезона он смог выиграть 4 раза, то во второй - аж 9, причем подряд! Из оставшихся 6 гонок Себ мог выиграть еще пожалуй только гонку на Сильверстоуне, но поломка болида помешала 14-й победе. 

Несмотря на то, что Шумахер добился своего рекорда в 2004 году, наиболее доминирующим сезоном Красного Барона, по моему мнению, стал сезон-2002. Судите сами:

  • Михаэль Шумахер сравнялся с Хуаном-Мануэлем Фанхио по количеству титулов чемпиона (по 5);

  • В каждой из 17 гонок сезона Шумахер поднимался на подиум (единственный раз в истории), причем лишь раз (!) заняв 3-ю позицию на финише гонки;

  • Титул чемпиона был выигран в июле(!!) за 6 (!!!) гонок до конца сезона;

  • Разрыв между чемпионом и пилотом, занявшим по итогам года 2-е место, в пересчете на современную систему подсчета баллов (без учета очков за лучший круг) составил 157 очков (рекорд за всю историю).

В целом, в тот год Шумахер выиграл 11 заездов из 17. Если более внимательно пересмотреть все гонки сезона-2002, то:

- одну победу немцу "подарила" команда, заставив его партнера Рубенса Баррикелло пропустить Шумахера на выходе из последнего поворота Гран-при Австрии;

- в свою очередь, из 4 побед бразильца, при желании Михаэль мог себе "забрать" каждую, как бы сопровождая Баррикелло, и финишируя менее чем в секунде за ним. На Гран-при США Шумахер и вовсе вернул долг Рубенсу, пропустив его на финишной черте;

- единственная за весь сезон ошибка - столкновение с Хуаном-Пабло Монтойя на старте гонки в Малайзии возможно лишила Шумахера еще одной потенциальной победы.

Таким образом, в сезоне-2002 мы могли стать свидетелями и вовсе 15-ти побед Красного Барона, но Михаэль великодушно позволял Баррикелло побеждать в тех гонках, когда преимущество "первого номера" команды в общем зачете уже не вызывало сомнения. С трудом представляю, чтобы Ферстаппен позволил вот так победить на завтрашнем Гран-при Мексики Серхио Пересу. 

А был ли настоль доминирующий сезон у еще одного семикратного чемпиона? Льюис Хэмилтон достиг пика своего могущества в 2019 и 2020 годах, задолго до финиша чемпионата гарантируя себе первенство в общем зачете.

Итак, 2019 год:

Всего этапов ЧМ - 21

Побед - 11

Сходов - 0

В начале рассматриваемого сезона серьезную конкуренцию Хэмилтону на удивление многих оказал его партнер - Валтерри Боттас. Финн смог выиграть 1 и 4 этапы чемпионата, вчистую переиграв Льюиса. Далее Хэмилтон одержал сразу 4 победы подряд, но на этапе в Австрии никак не мог найти темп, финишировав лишь пятым. После домашней победы последовало фиаско на дождевой гонке в Хоккенхайме, где чемпион допустил огромное количество ошибок. После летнего перерыва 3 победы подряд одержали пилоты Феррари, пользуясь подавляющим преимуществом своего мощного мотора (как оказалось позднее, не совсем легального). В Японии и США вновь оказывался быстрее Боттас, а в Бразилии - дважды лидерство у Хэмилтона отбирал Ферстаппен. Более того, победы в Бахрейне и Канаде Льюису "дарила" Скудерия Феррари. Таким образом, в данном сезоне Льюис не мог претендовать на рекорд.

Может быть, мог в 2020, укороченном из-за ковида сезоне? Давайте посмотрим:

Всего этапов ЧМ - 17

Побед - 11

Сходов - 0 (1 этап пропустил из-за ковида)

Действительно, в данном сезоне Льюис был воистину неудержим. Несмотря на поражение от Боттаса в дебютной гонке на Ред Булл Ринге, сомнений в его превосходстве не возникало на протяжении всех этапов. Тем удивительней были его неудачи в отдельных гонках. На Гран-при 70-летия в Сильверстоуне по чистому темпу оба Мерседеса проиграли Максу Ферстаппену. В Монце из-за заезда на пит-стоп под красным флагом и последующего штрафа, а так же на Гран-при России (по причине тренировки старта в неправильном месте) Льюис безусловно потерял 2 возможные победы. Повлиял на итоговый результат Хэмилтона и пропуск второй гонки в Бахрейне, где он был фаворитом. Таким образом, возможно предположить, что в силах Льюиса было одержать 14 побед в том сезоне. 

В завершение вспомним чемпионский сезон Найджела Мэнселла в 1992 году. На тот момент британец за рулем Williams FW14B с активной подвеской побил все возможные рекорды, причем некоторые актуальны и до сих пор (например, рекорд по наибольшему проценту поул-позиций в сезоне — 88%). Мэнселл одержал 5 побед в 5 первых этапах, всего же выиграв 9 гонок за сезон, но сколько всего побед он мог одержать?

Всего этапов ЧМ - 16

Побед - 9

Сходов - 4

Учитывая 14 поулов Мэнселла, в каждой из этих гонок он мог стать победителем. Пожалуй, лишь в Канаде, Венгрии и Бельгии Найджел терпел заслуженные поражения, в еще четырех гонках британцу мешали технические проблемы. В любом случае, больше 13 гонок Мэнселлу было не выиграть, даже при чуть большей надежности Williams.

Ну а что же Макс? В текущем сезоне он не смог победить лишь в 6 гонках, и пожалуй только в Великобритании потерял 100%-ю победу из-за повреждений своего болида. На других этапах или по чистой скорости были быстрее пилоты Феррари и его партнер Перес, или, как на недавней гонке в Сингапуре, победе помешали собственные ошибки Ферстаппена.

Так или иначе, завтра мы можем стать свидетелями очередного исторического события за авторством Супер Макса. Кто знает, сколько их еще впереди...