9 мин.

Боль в ее жизни

 

 

2

 

Кристин М. Хауге

Фото Лине Мёллер

Dagbladet 22. 07. 2018

 

Вибеке Скофтеруд  не понаслышке знает о боли, она испытывала как душевную, так и физическую боль. Лыжница думала, что может вынести все, что угодно и в результате попала в отделение интенсивной терапии с диагнозом рабдомиолиз после силовой тренировки. Ее руки настолько раздуло, что кожа лопннула. Именно поэтому Вибеке Скофтеруд думает, что она намного выносливее, чем другие. На протяжении всей ее жизни брат заставлял ее чувствовать, что она может выдержать и большую боль. Немногие спортсмены высокого уровня смогли бы переносить боль так терпеливо, как Вибеке. Когда Вибеке Скофтеруд получила задание нести на голове 70-килограммовый мешок  в реалити-шоу «Råskap» TV3, она вернулась к тренировкам на следующий же день. В полуфинале Mesternes Mester у нее случился вывих плеча. Крича от боли, она сама вправила вывих и продолжила участие в шоу.

Вибеке Скофтеруд лежит на диване у себя дома в Хоксунне рядом с 8-килограммовым котом. Она говорит, что Феликс – совершенный представитель породы котов-рыболовов. Чудо-кот имеет свой аккаунт в Instagram и, похоже, совсем не волнуется.

1

Старший брат лыжницы Турмод поясняет, почему она может так много вынести. У этих двоих совершенно особенные отношения, уже будучи взрослой, Вибеке сделала такую же татуировку солнца, как у брата – и в той же подколенной ямке на левой ноге, где кожа особенно тонка и чувствительна. Эта татуировка является для них символом источника энергии, общего для них. В детстве друзья Вигго, Турмод и Бенг Андре взяли с собой маленькую Вибеке на соревнования по скейтборду на новый большой трек в Слиту.

-Если ты прыгнешь здесь, то будешь намного круче нас, сказал старший брат.

Вибеке и раздумывать не стала. Прыгнула. Уже в воздухе подумала: « Сейчас умру». Приземлилась на спину. Казалось, что у нее не осталось ни одного целого ребра. Но она встала. Смахнула пыль с одежды и улыбнулась так мило, как только смогла.

-Все, что происходило в моем детстве и моей жизни вообще, помогло мне стать той, кто я есть. Мой организм вынес больше травм, чем мы предполагали. Мы привыкли к тому, что боль постоянно сопровождает нас.

Если Вибеке была простуженной или заболевала, то она думала, что сможет тренироваться понемногу.

-Я могу о многом поразмыслить, оглядываясь на свою жизнь. Сейчас у меня постоянно что-то болит. У меня болят колени, спина, ноги, плечи. Например, я падала, потому что использовала слишком узкие лыжные ботинки. Сейчас я несу наказание за это. Вы можете сказать, что сейчас я хорошо тренируюсь, с умом, но ведь со здоровьем у меня плохо.

3

-Во время Mesternes Mester ты несла на шее 85-килограммовый мешок с песком?

-Сейчас я думаю, что, наверное, это было неумно. В последний раз физиотерапевт сказал, что мне нельзя класть груз на шею. Но раньше я это делала. Я была маньяком таких соревнований. Я радовалась, если делала все, что только было возможно. Этим ты как бы соревнуешься сама с собой, проверяя, насколько тебе может быть плохо.

То, что делает Вибеке Скофтеруд для того, чтобы подавить боль, никогда не обнаруживается целиком, никогда она не делает все сразу. Вибеке делит проблему на маленькие составляющие.

-Я иду шаг за шагом. Занимаясь маленькой проблемой, я таким образом избегаю паники. Я постоянно выполняю рабочие задания и подбадриваю себя словами.

Для Марит Бьорген магическим словом является «тигр», Для Вибеке – «легче, легче, еще легче». Всего лишь слова, которые она слышит и которым верит. Затем она фокусируется на проблеме более широко, слушает все, что происходит в ней, оценивает боль и справляется с ней. На этом этапе ей не удается контролировать свои мысли.

Vasaloppet, март 2012. Вибеке Скофтеруд рвется вперед с самого начала. Она борется с последствиями расстройства пищевого поведения, но хочет показать миру, что создана для марафонов. Но тут она теряет палку. Через две мили ей приходится остановиться и повернуть назад. Воспаление локтевого сустава напоминает о себе каждый раз, когда она отталкивается палками от снега. Она вновь прошла 7 миль и должна продолжать.

-Ты слушаешь себя и веришь всему, что говоришь себе. Во время этой гонки я должна была заменить слова о легкости на более сильные. Vasaloppet стал моим серьезнейшим испытанием. Хотя я была чертовски плоха, но все же я сделала это. Именно так я играла в гандбол в канун Рождества со старшим братом, когда была совсем крошкой.

Вибеке Скофтеруд пересекла финишную линию Vasaloppet с рекордным временем. Она вырвала более 8 минут. И стала первой норвежкой, вошедшей в топ-группу участников этого чисто мужского марафона.

Чтобы справиться с болью, надо максимально выжать свое тело, а для этого нужна мотивация. Старший брат по-прежнему является источником вдохновения для Вибеке Скофтеруд, и она ради него сделает все возможное.

-В детстве он задавал темп и передавал настроение. Если он делал 100 отжиманий, то я – 101. Он всегда делает меня немного сильнее, чем я есть на самом деле.

По странному обстоятельству, голос брата – единственный, который она слышит среди рева 100000 зрителей. Когда Вибеке участвовала в ЧМ на Холменколлене и бежала 30 километров, она совершенно растерялась и ослабла. И вдруг она услышала, как ее брат перекрикивает шум: «Ты рехнулась, Вибеке! Соберись!». Она рванула как безумная и оказалась на шестом месте. Присутствие и поддержка старшего брата действуют как обезболивающее и наркотик, дающий счастье. В то же время Вибеке Скофтеруд хорошо знает, насколько опасно игнорировать боль, если нажать сильнее, чем можешь выдержать.

4

Вибеке Скофтеруд считает, что именно в ее брате Турмоде заключается причина того, что она может выносить сильнейшую боль. У нее, как и у него, есть татуировка солнца, сделанная на подколенном сгибе, где кожа особенно тонка и чувствительна, это их общий знак связи с источником энергии.

Май 2014. Вибеке тренируется для участия в марафонах с Team Centric, известной своими тяжелыми и новаторскими подходами к тренировкам. Вибеке должна сделать 100 подтягиваний. Она знает, что мышцы немного одеревенели, но думает, что все идет хорошо. И под конец она чувствует, как ее пронзает острая боль. Она пытается тренировать другие группы мышц, отправляется на 3-часовую лыжероллерную тренировку, выполняет другие силовые упражнения, но лучше ей не становится. Внезапно она видит, как ее руки начинают раздуваться. Они становятся толстыми как бедра. Кожа лопается. Вибеке гуглит про опухшие руки. Читает: «При силовой тренировке подобная перегрузка приводит к смерти». Немного нервничает. Звонит своему врачу, который немедленно отправляет ее в клинику Драммена на анализ крови. Через несколько минут лыжница уже лежит в палате интенсивной терапии с диагнозом рабдомиолиза. На руки наложен бандаж и они подняты над кроватью. Врачи проверяют каждые 15 минут, как ее почкам удается выводить токсины, вырабатываемые ее мышцами. Существует угроза почечной недостаточности. Если бы почки перестали выводить разрушенный белок из кровотока, ей бы понадобилась трансплантация почки. У марафонцев есть понятие «потери мышц» после гонки, у Вибеке она в несколько раз превышала обычные показатели.

После этой истории Вибеке Скофтеруд нужно было тренироваться более осторожно, но она не получала от этого удовольствия. Она больше ничего не хотела. Ей нужно было пересекать все мыслимые границы.

-Я испытала оба вида боли, и физическую, и душевную, говорит Вибеке.

Когда она в 20 лет страдала от расстройства пищевого поведения, то использовала для снятия проблем с психикой упражнения для увеличения психологической устойчивости, которыми делились спортсмены высокого уровня.

Вибеке наносила себе раны. Физическую боль она переносит легче. Она чувствовала себя намного лучше, когда с физической болью уходило огромное напряжение, которое она ощущала в голове и теле. Боль отвлекала ее от постоянного желания есть.

-Я получила огромную помощь от Олимпиятоппен, Стейнара Мундала, Финна Скордеруда и Йорунн Сюннгот Борген. Стайнар смотрел на меня как на человека, а не только как на спортсменку. Они боролись с моими проблемами с питанием и заставляли говорить об этом. То, что я ранила себя и постоянно обжиралась – все это было моим криком о помощи.

После Holmenkollenstafett этого года Вибеке угодила в психиатрическую клинику. Сейчас это дает ей возможность мотивировать других. Сейчас она сотрудничает с Shapemaster, специальными спортивными залами для тех, кто пытается стать более активным. Там люди с избыточным весом, инвалиды могут стать физически активными. Когда у многих людей начинаются проблемы с мышцами, у них просто нет возможности тренироваться. Тренажеры с электронным управлением, такие, как электровелосипед,  заставляют работать даже мышцы неподвижных конечностей

-Это наиболее значимый проект, с которым я когда-либо работала. Работа в реабилитационном центре, где я могу видеть огромный эффект от одновременного развития двигательной и психической активности, стала для меня огромным открытием, подчеркивает Вибеке Скофтеруд.

На верхней части стопы, которая является одним из самых чувствительный участков тела, она сделала татуировку с олимпийскими кольцами. И подпись под ними «Если не я, то кто? Если не сейчас, то когда?»

5

-Эта тату – самая трудная из всех, что я делала. До олимпийских колец было четыре кольца Audi.

По словам Аудуна Оса, главного врача Smertepolitiklinikken при клинической больнице Эстфолла, способность спортсмена преодолевать боль во многом зависит от генетики. Ряд исследований показал, что оба болевых порога, т.е. способность переносить боль и реакция на облегчение боли, являются наследственными факторами.

-Люди рождаются с высоким или низким болевым порогом. У нас есть врожденная способность подавлять боль и облегчать ее. Центр контроля за болью, находящийся в спинном мозге, имеет возможность эффективно включать или блокировать рецепторы, передающие болевой импульс. Этой способностью обладают многие спортсмены высокого уровня. Чувствительность к боли также зависит от состояния психики и таких факторов как тревога, депрессия, бессонница, курение, низкий социальный статус, хронический стресс и избыточный вес. Чувствительность регистрируется корой головного мозга. Когнитивный и эмоциональный отклик на болевой импульс формируется тоже где-то в головном мозге, подчеркивает Ос.

Люди лучше противостоят боли, если ожидаемые последствия хороши и обнадеживают, но становятся более чувствительными, если ожидают плохого или худшего. Когда солдат в бою бежит с отрубленной рукой и преодолевает боль, то это потому, что чувствует угрозу своей жизни. Женщина в родах переносит мучительную боль именно потому, что конечный результат для нее желателен.

-Боль намного сложнее, чем то, что мы о ней знаем. Между травмой и болью нет  прямой зависимости. Ключом к противостоянию боли является четкое понимание того, что происходит. Но даже если произойдет что-то неожиданное, мы сможем справиться с этой болью, подчеркивает Аудун Ос.