11 мин.

Полтора года назад «Автомобилист» привез тренера из НХЛ. Теперь команда много забивает, но в обороне – просто кошмар

«Автомобилист» уже примерно пятый год живет в статусе олигарха, но огромные финансовые вложения все не дают и не дают результата. Уже и канадского тренера с серьезным энхаэловским опытом привезли, но команда продолжает топтаться на месте и готовится встречать зиму на границе плей-офф, с отрицательным балансом побед и поражений, пропуская в среднем около трех шайб за игру. В чем же проблемы «Автомобилиста» на этот раз.

Очень много индивидуальных и тактических ошибок. Потери в своей зоне – просто катастрофа

Команда хорошо атакует и много забивает – конкретно при игре 5 на 5 у «Авто» лучшая результативность в лиге наравне с «Магниткой». Но у активной атакующей игры есть последствия: подключаясь вперед, защитники не успевают вернуться или обрезают всех своих неудачными поперечными переводами в чужой зоне, что оборачивается контратаками соперника с численным преимуществом.

Возможно, иногда стоит убрать ненужный риск, чтобы сконцентрироваться на сохранности своих ворот, пусть даже ценой потенциальных моментов в нападении.

Не все получается и при игре без шайбы. Игроки «Автомобилиста» пытаются высоко встречать соперников, что приводит к огромным свободным зонам на своей половине. Сам по себе прессинг – не ошибка, проблемы именно в исполнении. Если ваше построение легко разбивают одной-двумя передачами, значит вы что-то с этим прессингом делаете не так.

Но все перечисленное выше – это не более чем рискованные ситуации, которые усугубляют положение.

Настоящий бардак – непосредственно в зоне обороны. Игроки теряют позиции, соперников, опаздывают с перемещениями и действуют несогласованно между собой. Почему это происходит? Защитная система либо очень сложная, из-за чего хоккеисты постоянно путаются, либо им ее плохо объяснили, поэтому что они не знают точных позиций для нахождения в конкретный момент, и не понимают, кто должен играть по тому или иному сопернику.

Конкретный пример: спустя пару секунд после проигранного вбрасывания нападающий соперника остается один перед воротами. Все потому что центр Брукс Мэйсек оставил зону свободной, сыграв персонально с центром «Торпедо» на пятаке, хотя там уже был защитник.

В другом матче похожий случай после вбрасывания привел к тому, что на фланге абсолютно свободным оказался игрок, на которого пошли сразу и защитник, и нападающий «Автомобилиста», в результате центр соперника оказался один на пятаке (повезло, что шайба до него не дошла).

В затяжных позиционных атаках ситуация только усугубляется. Вот еще пример: нападающий «Салавата» долгое время был один возле ворот, спокойно получил шайбу, отыграл назад, а на дальнем фланге никем не замеченным осталось подключение защитника на пятак, диагональ на которого спокойно прошла.

Против «Автомобилиста» не нужно даже обострять, обыгрывать 1 в 1 – достаточно контролировать шайбу по периметру и перемещаться. Рано или поздно защитники запутаются и упустят нужного игрока.

Вот еще пример атаки сходу из матча с «Ак Барсом». Казалось бы, игроков «Автомобилиста» у ворот больше, ничего опасного не произойдет, но пас Петрову на свободный лед резко обострил ситуацию. По шайбе он как следует не попал, получилась передача на Уилла, который мог замкнуть дальнюю штангу. Да Коста, сопровождавший Уилла за воротами, резко забыл существовании казанского форварда, а Блэкер, стоявший спиной в поле, не помешал вообще никому из нападающих «Ак Барса».

Но и это еще не все, отдельный пункт – потери в своей зоне, после которых были пропущены шайбы.

Трямкин был первым на шайбе после вброса, рикошетом от борта он сыграл на Блэкера. Тот убрал одного соперника, тут же возник второй. Трямкин подъехал в упор, вариантов для паса не осталось, пришлось аккуратно выбрасывать по борту – перехват.

Еще пример: игроки «Салавата Юлаева» были первыми на шайбе, Хартикайнен обыгрался с Манниненом (никто не успел им помешать), а пас на пятак прошел через Трямкина, который даже не попытался его прервать.

А вот так стартовала выездная игра с «Ак Барсом». У игроков была куча времени за воротами, чтобы начать атаку или просто избавиться от шайбы. Сами довели до того, что у борта завязалась борьба.

Но уже после того, как контроль шайбы был восстановлен, Гуркин выдал пас на пятак Уилу. Для гола было сделано практически все, не хватило только броска по своим воротам, все-таки оставили возможность «Ак Барсу» забить самостоятельно.

И это не единичные случаи, а целых 10 (!) шайб после потерь в своей зоне примерно за половину сезона, хотя с такими защитниками не должно быть проблем с движением шайбы и передачами. Возможно, такова тренерская установка – по максимуму сохранять владение и всегда искать выходы через пас.

Вдобавок ко всему полевые игроки «Авто» стали меньше помогать при блокировании бросков (14-е место в этом сезоне) – это привело к увеличению нагрузки на вратаря. Наглядно это видно при сравнении с предыдущими годами.

Екатеринбуржцы еще при Мартемьянове были в числе лидеров по этому показателю (сейчас его «Сибирь» допускает лишь 49,5% попаданий в створ – 6-е место). «Автомобилист» пошел вопреки тренду на плотную игру, и процент бросков в их створ вырос. Дело тут не только в блоках, не стоит сбрасывать со счетов броски мимо. Хорошо защищающаяся команда часто вынуждает мазать – не дает времени на подготовку и прицеливание, заставляет бросать из неудобных позиций. «Автомобилист» же систематически позволяет бить с убойных точек, такие моменты рано или поздно конвертируются в пропущенные голы.

Слабое меньшинство и несбалансированный набор защитников

С такими проблемами в равных составах было бы странно ожидать идеальной работы при игре в меньшинстве. «Автомобилист» поднялся с последнего места, на котором находился в начале сезона, но пока результат все равно хуже даже прошлогоднего (16-е место, 78,2%).

Действует команда по следующей схеме:

Два защитника и форвард образуют треугольник у ворот, второй нападающий перемещается по периметру и прессингует соперников. После перевода шайбы форварды меняются местами.

Расстановка хороша против 1-3-1, здесь сложно отдать поперечный пас, центр надежно перекрыт. Свободным оказывается лишь защитник на вершине, либо один из форвардов на фланге, но на них сразу же оказывается давление. Когда взаимодействие налажено, разыграть что-то становится сложно.

На деле все оказалось не так гладко. Здесь нападающий Куликов вовремя не вышел на защитника «Салавата», после паса в круг вбрасывания шаг вперед сделал защитник Трямкин и оказался в полупозиции. Соперник остался за спиной, передача в лицевую линию прошла, защитный треугольник разрушился – тройка уфимцев оказалась у ворот против одного защитника «Авто». Это был сентябрь.

А здесь уже вторая половина октября. Ситуация повторилась, пас в правый круг вбрасывания поставил в тупик четверку обороны, снова выбросился защитник, целостность построения была нарушена, а дальше дело техники – «Торпедо» в несколько передач доводит шайбу до пустых ворот.

При такой схеме площадь возле ворот должна быть зацементирована за счет трех игроков, но никакая схема не поможет, если действовать подобным образом.

В этом эпизоде также можно обратить внимание, что два самых атакующих защитника команды вышли в одной бригаде меньшинства – Блэкер и Гуркин.

Блэкер делает разницу впереди в равных составах, выходит в большинстве. Однако он основной игрок и в меньшинстве, хотя там Блэкер не особо полезен. Вообще редко игрок может быть эффективен везде, поэтому и придумали выпускать в специальных бригадах нужных игроков под конкретную ситуацию.

Гуркин похож на Блэкера по назначению, но уровнем ниже. Защитник для второй-третьей пары, чтобы играть с шайбой и разгонять атаки с крепким разрушителем на подстраховке, но точно не для меньшинства, и тем более не в паре с Блэкером.

У «Автомобилиста» есть еще Щемеров с креном в сторону атакующих действий, а теперь добавился Рылов, который даже в лучшие годы не был образцом надежности. Что уж говорить про нынешние почти 37 лет – да, уже успел дважды забить, но привез больше.

Арзамасцев все полтора года в Екатеринбурге вызывает вопросы. Последний сезон в Уфе сложился для него максимально плохо (всего 10 очков и -8), но в «Авто» ему все равно дали контракт на 50 млн – и это уже после введения потолка!

Получил травму на старте, два месяца пропустил, а после возвращения – нестабильное игровое время иногда даже с пропущенными матчами. Арзамасцев выпал из состава перед последней игрой плей-офф прошлого сезона, а в этом уже пропустил больше половины.

При этом, когда ему все-таки давали играть, выглядел нормально на фоне общего бардака – в его присутствии команда пропустила всего 6 шайб (в половине случаев Захар был не виноват). Можно было дать ему больше матчей, либо искать пути для расставания, если тренеру он не нужен. Странная ситуация, когда один из двух самых высокооплачиваемых защитников команды существует просто для глубины состава.

Трямкин стабилен в своих минусах, но так и не отточил плюсы. Его 9 шайб и 25 очков из сезона-2017/18 остались разовым всплеском. Впрочем, нынешнему «Авто» в результативности помогать не нужно. Достаточно было компенсировать медлительность и неповоротливость хорошей позиционной игрой, крушить соперников, зачищать пятак и просто не терять шайбу. Трямкин мог бы стать спасительным разрушителем для команды, но этого не происходит.

Отдувается за всех только Василевский. Двусторонний защитник, который раньше выбивал по 20 очков, играл в большинстве, ввиду необходимости (а также отсутствия мест в большинстве) перестроился и стал крайне полезным в своей зоне после неудачного прошлого сезона. По крайней мере, в равных составах Василевский ошибается реже остальных.

Отсутствие баланса среди защитников очевидно. При игре у своих ворот положиться практически не на кого, что только приумножает имеющиеся проблемы в обороне. В идеале нужна пара обменов, чтобы привести линию в порядок, но будут ли они?

Что-то менять необходимо, если у «Автомобилиста» есть желание не просто поучаствовать в плей-офф. Начать лучше с отладки позиционной обороны. В прошлом сезоне отрезками (правда, короткими) защита выглядела вполне неплохо, правда переставало работать нападение. В этом главная странность команды опытного канадского тренера Билла Питерса – вот уже полтора года она играет частями, эпизодами и вообще как угодно, не показывая цельной картины.

«Автомобилист» – самый бестолковый олигарх КХЛ. Потратил больше 8 миллиардов за 5 лет, но стало только хуже

«Когда был в СКА, объективно не потянул этот уровень». Герой МЧМ-2019 потерялся почти на два года, а сейчас спасает карьеру в «Торпедо»

Скандал с участием Дацюка: его фирма снесла историческое здание в центре Екатеринбурга

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын, Павел Бедняков