9 мин.

Мир частного тренера по тактике

До перехода Стефана де Врея из «Лацио» в миланский «Интер» летом 2018 года на правах свободного агента он в частном порядке обратился за помощью к независимому тренеру по тактике, базирующемуся в голландском бизнес-парке.

К тому времени де Врей уже был признанным центральным полузащитником сборной Нидерландов, на его счету более 30 матчей и резюме, которое включало место в сборной ФИФА на чемпионате мира в 2014 году, Суперкубок Италии и две медали серебряного призера Кубка Италии. Тем не менее, 26-летнему игроку все еще было любопытно, какие области его игры можно улучшить, полагая, что источник, отделенный от эмоций тренировочной базы его работодателей, может дать некоторые рекомендации.

Именно это любопытство заставило его разыскать Лорана Врилинка.

Врилинк был профессиональным баскетболистом в Нидерландах, но его первой любовью был футбол, вид спорта, который он тренировал с подростковых лет, когда мечтал стать следующим Луи ван Галом.

Проработав некоторое время школьным учителем физкультуры, он увидел, что ряд заявок на тренерские стажировки в голландских профессиональных клубах проигнорирован, поэтому он решил основать свою собственную компанию Tactalyse, целью которой является помочь игрокам «изменить игру».

Компания Tactalyse, принадлежащая Лорану Врилинку, предлагает игрокам тактические советы (любезно предоставлено Лораном Врилинком)

Марк Димерс, капитан голландского клуба второго дивизиона «Де Графсхап», был его первым крупным клиентом. За ним последовал Ваут Брама, трудолюбивый полузащитник «Твенте» в Эредивизи. Затем был игрок сборной Нидерландов из «Суонси Сити» Лерой Фер, который сейчас играет в Турции, и Мартен де Рон из «Аталанты», еще один игрок сборной Нидерландов.

Компания Врилинка обнаружила пробел на рынке. Футбол становился индивидуализированным почти во всех областях, и игроки нанимали своих собственных гуру фитнеса, тренеров по психическому здоровью, диетологов и экспертов по социальным сетям. Тем не менее, тактическое руководство было в значительной степени оставлено на усмотрение менеджеров и их помощников. Он пришел к выводу, что обучение в значительной степени проводилось на коллективной основе, что тренеры, как правило, перегружены работой, и у них не было времени на индивидуальные консультации из-за давления сезона.

В римском «Лацио» Де Врей превратился разыгрывающего защитника, чей процент точных передач увеличился на пять. Это, по словам Де Врея, произошло из-за улучшения позиционирования, отчасти после обсуждений с Врилинком. Он также стал реже делать подкаты из-за нового уровня ви́дения, чему способствовало то, как он ориентировал свое тело.

Стефан де Врей извлек пользу из тактических тренировок (Паоло Бруно/Getty Images)

Врилинк заставил его понять, что он слишком быстр, чтобы попытаться организовать окружающих, иногда, когда мяч уже был в игре. Это приводило к ошибкам как его самого, так и партнеров по команде.

Де Врей общался с Врилинком по видеосвязи два раза в неделю. Иногда Де Врей лежал на кровати в гостиничном номере в ожидании начала игры, в то время как Врилинк работал на ноутбуке из офиса в Гронингене, на севере Нидерландов.

Потихоньку деятельность Врилинка росла. Среди футболистов интерес к его бизнесу «нормализовался». Тем не менее, характер его службы разделил мнения внутри игры.

Первоначально он обращался к клубам, которые, как правило, считали, что предлагают игрокам все, что им нужно. Внешняя помощь была бы признанием в какой-то степени внутреннего недостатка. Например, тренеры по физподготовке, нанятые клубами, регулярно расстраиваются из-за влияния тех, кого игроки нанимают самостоятельно, из-за возможности противоречивых советов.

То же самое можно сказать и о менеджерах, которые хотят, чтобы их инструкции выполнялись буквально. Тактика, в частности, неприкосновенна, и к ней часто относятся так, как если бы она была государственной тайной. Некоторые относились к Врилинку с подозрением, и, по крайней мере, в одном случае менеджер сказал потенциальному новичку, что он не санкционирует сделку, если тот продолжит работать с Врилинком. Как только игрок оказался в своем новом клубе, соглашение с Врилинком было расторгнуто.

Пару лет назад к Врилинку обратился Сидни Гакпо с предложением поработать с его братом Коди, который тогда играл за голландский клуб высшего дивизиона ПСВ Эйндховен, а сейчас в «Ливерпуле».

В ПСВ, по словам Врилинка, он помог Гакпо ценить пространство. Большинство игроков хотят быть как можно более вовлеченными в игру из-за веры в то, что касания мяча преобразуются в те данные, которые способствуют заключению новых контрактов или потенциально выгодных сделок в других местах.

«Существует навязчивая идея об ожидаемых голах и ожидаемых голевых передачах», — говорит Врилинк, который считает, что существует фундаментальное непонимание того, какое движение способствует здоровым показателям. Например, Эрлинг Холанд забил больше голов с тех пор, как стал меньше участвовать в построении атак «Манчестер Сити».

Гакпо, между тем, слишком часто выдвигается к мячу. Вместо этого ему нужно было отойти от него и создать пространство для себя, раскрыв поле. Таким образом, Гакпо забивал голы, которые принесли ему трансфер в январе прошлого года в «Ливерпуль», где он использовался в качестве центрального нападающего, левого вингера и полузащитника.

Сессия с Коди Гакпо завершена✅

Удивительно видеть развитие Коди, с тех пор как мы работаем вместе. Мы проводим еженедельные онлайн-@Tactalyse сессии, чтобы проанализировать все его игры. Упорный труд приносит свои плоды, он уже вошел в историю на этом чемпионате мира. Но это только начало...

Врилинк считает, что универсальность Гакпо проистекает из того, что он понимает окружающие его проблемы. «Он видит на расстоянии двух кругов. Возможно, он не всегда отдает голевую передачу, но вместо этого делает предголевую».

Как и в случае с Де Вреем, отношения Врилинка с Гакпо развивались в Интернете. Он использовал сотни видеоклипов, взятых с WyScout, онлайн-платформы, которая хранит тысячи матчей по всему миру для аналитиков, чтобы сосредоточиться на улучшении «поведения» игрока, особенно в ситуациях один на один. Это относится к форме их тела и повороту головы по отношению к расположению мяча, партнеров по команде и соперников.

Для кого-то вроде Гакпо, который, как уже было сказано, выступал на нескольких позициях с момента прибытия на «Энфилд», все эти детали меняются в зависимости от участка поля на котором он работает. «Быть гибким не так просто, как думают люди, — говорит Врилинк.

Что еще почитать: Первые 10 недель Гакпо в «Ливерпуле»: Видеосессии, переезд и «быть Бобби»

Для клиентов-профессиональных футболистов Врилинк изучает каждый матч. В общих чертах, цель состоит в том, чтобы улучшить процесс принятия решений игроком. «В какой момент надо крутить головой?, — объясняет он, когда его спрашивают, что конкретно он ищет. — В каком направлении нам нужно двигаться? Когда начинать забегать?»

Врилинк закончил тренерские курсы в Барселоне, но говорит, что его опыт в баскетболе сформировал важнейшую часть его понимания футбольного поля. Он говорит, что тактические ожидания в этих двух видах спорта схожи. «Ожидается, что игрок будет следовать указаниям тренера, и если он этого не сделает, он рискует тем, что его исключат», — отмечает он.

У главных тренеров в баскетболе и футболе разный подход к тактике (Майкл Ривз/Getty Images)

Тем не менее, в баскетболе тренер распространяет сценарий в начале каждого сезона, и от игроков ожидают, что они будут изучать хореографические паттерны до такой степени, что их выполнение становится инстинктивным. Футбольные менеджеры не ожидают такой дисциплины: бо́льшая часть тактического понимания приходит из тренировочной работы на поле. «Ты либо впитываешь это, либо забываешь», — говорит Врилинк.

В этом, по его словам, он действительно может помочь. Врилинк предполагает, что влияние любого решения на футбольном поле может оказаться более важным, чем на баскетбольной площадке, где более короткие дистанции и постоянные приливы и отливы в любой игре означают, что очки набираются через равные промежутки времени, и есть больше возможностей для искупления, если что-то пойдет не так.

«Тактическое решение за доли секунды на футбольном поле может стоить клубу миллионы, — говорит Врилинк. — Иногда все сводится к тому, что игрок в центре поля поднимает голову и смотрит на несколько сантиметров в определенном направлении. Клубы надеются, что игроки поймут это правильно, не вкладывая в это особых инвестиций».

Все чаще тренеры элитного уровня узнают больше о дисциплинах из других видов спорта.

Ключевым членом технического штаба Пепа Гвардиолы в «Сити» является Мануэль Эстиарте, самый известный игрок в водное поло Испании, в то время как сэр Дэйв Брейлсфорд, как ожидается, вскоре начнет применять уроки, которые он получил, возглавляя команду Team Sky (теперь INEOS) в «Манчестер Юнайтед».

Мануэль Эстиарте (справа) – один из ключевых ассистентов Пепа Гвардиолы (Ричард Хиткот/Getty Images)

Врилинк говорит, что сейчас с ним работают 30 тренеров по всему миру, которые заключили франчайзинговые соглашения, чтобы получить доступ к его базе данных. Вместо того, чтобы жить в Гронингене, он теперь делит свое время между странами, становясь ближе к людям, с которыми работает.

Имея клиентов в Нидерландах и Англии, он хочет работать со звездами спорта в Соединенных Штатах, где, по его мнению, существует большая открытость к мельчайшим деталям, которые могут определить результаты.

«Времена изменились, — говорит он. — Прошли те времена, когда тренер полагался на свой опыт, ожидая, что те, кто его слушает, впитают его величие».

«Игроки сейчас входят в первую команду хорошо подготовленными. Они ожидают информацию и способны ее обрабатывать. Слишком много, и ты затуманиваешь их разум; слишком мало, и они чувствуют себя недостаточно подготовленными».

Автор: Саймон Хьюз (источник)

Фото обложки: Getty Images

Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.