15 мин.

Интервью тренеров «Ливерпуля» — Ахтерберг (тренер вратарей) и Лейндерс (помощник тренера)

К стене сразу за столом Джона Ахтерберга в его кабинете на тренировочной базе «Ливерпуля» прикреплена фотография, где изображен он и остальной тренерский штаб после того, как клуб выиграл чемпионат в 2020 году, впервые за 30 лет.

«Босс», как Ахтерберг всегда называет Юргена Клоппа, в бейсболке задом наперед, а рядом с ним стоит Андреас Корнмайер, двойник Клоппа, который возглавляет отдел фитнеса. Также на фото Пеп Лейндерс, голландский тренер первой команды «Ливерпуля», и Джек Робинсон, помощник тренера вратарей Ахтерберга. Меньше известно о Виторе Матосе, который выступает в качестве посредника между академией и уровнями первой команды, и Рэе Хогане, офицере по связям с игроками. Но они тоже там есть.

«Я надеюсь, что мы сможем сделать это снова», — говорит Ахтерберг во время интервью подкасту The Athletic «Ред Адженда», где к нему в конце концов присоединяется Лейндерс, который, как и он, прибыл на тренировочную базу «Ливерпуля» рано утром в понедельник, несмотря на то, что у него был выходной. Он неожиданно присоединяется к разговору, потому что поначалу хочет подразнить Ахтерберга, чья «одержимость» своей работой привела к тому, что Клопп нанял Робинсона — по сути, чтобы дать другим тренерам отдохнуть от разговоров о «взглядах Джонни на вратарское дело».

Прежде чем Лейндерс вмешается, Ахтерберг вспоминает о моментах, частью которых он был в течение своих 12 лет в «Ливерпуле», где он сейчас является одним из самых давних сотрудников. Его спрашивают о вечеринках. Что бы он хотел испытать снова, выиграв Лигу чемпионов или выиграв Премьер-лигу?

«Жаль, что мы не смогли провести чемпионат так, как это должно было быть (COVID-19 означал, что трофеем их награждали на пустом стадионе и не было победного парада), — говорит он. — Мы отлично провели парад после победы в Лиге чемпионов. Люди прилетали со всего мира, чтобы отпраздновать это событие. В Ливерпуле все было забронировано. Когда мы выиграли Лигу чемпионов, на улице был миллион человек.

«Когда мы выиграли Премьер-лигу, все это могло бы быть вдвое сильнее. Мы бы с удовольствием сделали это снова. Игроки, персонал, мы говорим об этом».

Джон Ахтерберг со своим помощником Джеком Робинсоном после победы в Суперкубке УЕФА 2019 года над победителями Лиги Европы «Челси» (фото: Эндрю Пауэлл/Liverpool FC via Getty Images)

Он размышляет о том, каково было тогда также защищать титул без болельщиков — когда игроки, особенно на «Энфилде», не могли играть на том же уровне.

«В домашних матчах это можно было увидеть каждый раз… как сильно игроки заводятся от болельщиков. Они заставляют тебя работать или бегать в два раза усерднее. Внезапно там стало пусто, и не было никакой атмосферы, а тебе это нужно, чтобы совершить дополнительный шаг, быть более решительным. Так не должно быть, но это только человеческая особенность, что подобные вещи не работают так, как должны».

«Ливерпуль» занимает второе место в таблице после семи матчей и является единственной непобедимой командой, оставшейся в Премьер-лиге. В следующий вторник они отправятся в Мадрид на матч Лиги чемпионов с «Атлетико», выиграв свои первые два матча на групповом этапе. Ахтерберг говорит, что безусловно есть такое же желание повторить то, чего «Ливерпуль» достиг в 2019 и 2020 годах, как оно и было в период с 2015 по 2018 год, когда Клоппу регулярно напоминали о его нехватке трофеев.

«Да, во мне все тот же голод и решимость, — говорит он. — Мы всегда стремимся к совершенствованию. Тебе нужно быть жадным — всегда хотеть быть лучше. В тот момент, когда у тебя этого нет, падает качество. Каждый человек одинаков. Если ты игрок, то тебе нужно создать свой собственный голод и готовность — изо дня в день делать правильные вещи; ожидать, что ты будешь лучшим».

В самые безумные вечера на «Энфилде» можно часто увидеть Ахтерберга — потому что он празднует успех «Ливерпуля», как это сделал бы болельщик. Как и Клопп, он реагирует на важные голы, выбегая на поле. Сдержанным тоном он говорит, что в такие моменты ничего не может с собой поделать.

«Это эмоциональная разрядка, — говорит он. — Ты можешь подумать, что это легкая работа, но каждый день на тебя оказывается давление. Каждый день все должно быть идеально. Тренировка должна быть совершенной. Ты хочешь, чтобы все вратари были идеальными. Ты должен держать всех в форме. Многое делается для того, чтобы это так и было. Ты всегда чувствуешь давление, что должен победить. Как тренер вратарей, ты также хочешь, чтобы матч закончился в сухую.

Реклама 18+

«Если команда вытянув игру забивает победный гол, вот откуда берутся эти празднования».

Ахтерберг, которому сейчас 50 лет, говорит, что хотел бы остаться в «Ливерпуле» еще на 12 лет.

«Двенадцать лет здесь — это слишком мало, по моему мнению. Тренерство — это моя страсть. Я не могу назвать это работой. Это то, о чем можно только мечтать. В другом клубе я бы делал все то же, что делаю здесь».

«Меня устраивает быть здесь, потому что, как игрок, я хотел быть совершенным. Этот потрясающий клуб. Порой ты видишь это только изнутри, что клуб может сделать с людьми. Болельщики также оказывают на тебя давление. Люди хотят, чтобы мы были идеальными и всегда побеждали. Иногда меня спрашивают, бывают ли дни, когда я предпочел бы не ходить на работу, но у меня никогда не было такого, хотя бы на один день. Они называют это работой, но для меня это больше, чем работа».

Ахтерберг приехал в Англию летом 1998 года, когда проводился чемпионат мира по футболу.

«Транмер Роверс» нуждался во вратаре. Легендарный нападающий «Ливерпуля» Джон Олдридж был тогда тренером их соседей по Мерсисайду, и он связался с агентом, чтобы попытаться лучше оценить свои возможности. Всплыло имя Ахтерберга.

«В моем родном городе в Голландии (Утрехт) я был вратарем №2. Я пробыл там шесть лет, три года в молодежной и три года в первой команде. Затем я переехал в «НАК Бреда», где сыграл несколько игр в Эредивизи. Я хотел быть №1. Приняли правило Босмана, и я смог присоединиться к «Эйндховену» (в 1996 году). Они играли дивизионом ниже, но я подумал, что смогу запрыгнуть назад. Я довольно быстро понял, что тот уровень был намного ниже. Я был очень расстроен, потому что хотел быть идеальным на тренировках и побеждать в каждой игре».

«"Утрехт" хотел переподписать меня, но "Эйндховен" запросил слишком много денег. Потом мой контракт закончился. Я начал тренироваться с "Виллемом II", где был Сами Хююпя (через год защитник Хююпя подпишет контракт с "Ливерпулем", станет капитаном и победителем Лиги чемпионов)».

«Я провел с ними предсезонную подготовку, но на следующий сезон клуб подписал контракт с другим первым вратарем. Я не хотел быть дублером, и агент устроил мне просмотр в "Транмере". Стива Симонсена собирались продать в "Эвертон". Альдо был тренером, (великий Кевин из "Эвертона") Шиди был ассистентом, а Невилл Саутхолл (еще одна икона "Гудисона") был тренером вратарей. Через две недели им понравилось то, что я показывал, и они сказали, что хотят подписать со мной контракт».

Ахтерберг в действии за «Транмер Роверс» (фото: Макс Нэш — PA Images/PA Images via Getty Images)

Каково было тренироваться с Саутхоллом — одним из величайших британских вратарей и невероятной личностью?

«Когда я был еще в Голландии он был одним из моих любимых вратарей. Тренироваться с легендой было приятно. Он был действительно расслаблен на тренировках и порой подшучивал. Невилл жил в Дувре, где он все еще играл (хотя ему было далеко за 40), и он ездил в Ливерпуль два раза в неделю. Он выезжал во вторник вечером и спал в машине, прежде чем отправиться на тренировку в среду утром».

«После часа вратарской тренировки у нас было два часа командной тренировки. И так проходили три часа моей прожарки. Это была тяжелая работа, но он улучшил меня психологически и с точки зрения физической формы».

Думал ли ты, что останешься в футболе после завершения карьеры игрока, и как произошел переезд в «Ливерпуль»?

«Я всегда думал, что стану тренером вратарей. В Голландии после своих тренировок я много работал в академии "Эйндховена". Затем я получил все необходимые лицензии, некоторые в Голландии, а некоторые в Англии. В "Транмере" я несколько дней тренировал вратарей, но председатель не слишком хотел, чтобы я продолжал это делать. Мне на несколько лет пришлось оставить это, потому что они хотели, чтобы я сосредоточился на игре».

«Когда мне было 32 года (сотни игр спустя), я начал с собственных вратарских школ в Биркенхеде, Ливерпуле и северном Уэльсе, в Флинт-Тауне. Тем самым я пытался найти вратарей, которые подписали бы контракт c «Транмером" — в клубе никогда не было вратарей из собственной молодежной системы. Джо Мерфи приехал из Ирландии, но после этого в первую команду они всегда подписывали вратарей из других клубов. Я хотел это изменить… Я знаю, как это работает, если можно так выразиться».

«В 37 лет я должен был получить лицензию "А", и для этого мне нужно было бы отучиться в команде Премьер-лиги. Я отправил несколько факсов в "Ливерпуль" и "Эвертон", но не получил ответа. Друг-тренер сказал мне, что он знавал Билли Стюарта, тренера вратарей резервной команды "Ливерпуля". Эти отношения позволили мне посмотреть на их несколько тренировок».

«К счастью, там был Хави Валеро (тренер вратарей "Ливерпуля" под руководством Рафы Бенитеса с 2007 года). Мы разговорились, и он спросил меня, не хочу ли я посмотреть, как тренируется первая команда. Позже я задал ему несколько вопросов и отправил ему сообщение, чтобы поблагодарить».

Реклама 18+

«Ни с того ни с сего несколько месяцев спустя Хави написал мне и спросил, не хочу ли я выпить кофе и поговорить с ним о вратарях. Мы встречались несколько раз. Я написал документ, в котором показал, как, по моему мнению, должен выглядеть цикл вратаря с шести лет до тех пор, пока он не попадет в первую команду. Затем он попросил меня присмотреть за вратарями в команде до 23 лет и академии (в 2009 году)».

«Через год (Рафаэль) Бенитес ушел, но Сэмми (Ли, помощник Бенитеса) остался. Он позвонил мне и сказал, что придет Рой Ходжсон, и первой команде нужна помощь, потому что у него не было тренера вратарей. В первый день Рой сказал, что приведет своего парня, после чего я вернусь в академию. Меня это устраивало. Но после летнего тренировочного лагеря, когда мы летели домой он сказал мне, что хочет оставить меня в первой команде, рядом с Майком Келли».

С тех пор прошло более десяти лет, и Ахтерберг имел уникальный взгляд на развитие клуба, работая под руководством пяти тренеров и будучи частью персонала в 2010 году в условиях финансовой неопределенности и слухов о поглощении. Каково это было?

«Можно было почувствовать, что проблемы есть, потому что не так много всего было возможно. Если ты хотел, скажем, распечатать (ламинированную) бумагу, чтобы показывать на ней вратарские тренировки — даже это было сложно. Ничто не было простым. А если посмотреть на игравшую тогда команду. Стиви (Джеррард) был топ-игроком, а Карра (Джейми Каррагер) был действительно хорошим защитником. Но все остальные не были лучшими».

Клопп возлагает большие надежды на них, слева на право, Кравиц, Лейндерс и Ахтерберг (фото: Роланд Кривец/DeFodi Images via Getty Images)

«В команде были некоторые игроки, которые были середнячками в других командах, а затем они пришли к нам очень за дешево или вообще бесплатно. Если оглянуться назад, то в то время это было главной проблемой. Затем клуб был продан, и пришли новые владельцы».

«С этого момента все идет в правильном направлении, потому что все стало возможным. Они создали среду, в которой все могло быть улучшено и стать лучше… Все, что нам нужно для команды — все это мы можем получить».

«Мы можем получить необходимое для тренировки оборудование. Мы можем купить новый ноутбук, если он нам понадобится, все что угодно. Можно увидеть как все улучшилось в плане питания. Все вокруг команды улучшилось и теперь вышло на невероятный уровень. Владельцы создали первоклассную спортивную обстановку. Люди не всегда это видят. Мы должны быть счастливы, что это произошло».

Реклама 18+

«Да, все хотят подписать Месси и Мбаппе, но это должно вписываться в структуру. У вас также есть правила финансовой честной игры. Я знаю, что некоторые команды могут делать разные вещи».

«Это можно проследить на примере "Ред Сокс"; раньше (владельцы "Ливерпуля" Fenway Sports Group купили бостонскую бейсбольную команду в 2001 году), они не выигрывали, а затем выиграли Мировую серию (в 2004 году, впервые за 86 лет)».

«Здесь они изменили систему скаутинга с Майклом Эдвардсом (спортивным директором), и следующее, что они делают — подписывают контракт с боссом (Клоппом). Когда приехал босс, можно увидеть, как все изменилось. Атмосфера на стадионе тоже меняется. Раньше некоторые болельщики всегда уходили рано. Затем он создал команду».

«В команде могут быть хорошие игроки, но также нужен и хороший главный тренер. Без этих двух у вас не будет успеха».

Вот в чем суть разговора, когда в комнату входит Лейндерс.

«Пеп присоединяется к нам», — объявляет Ахтерберг, улыбаясь своему соотечественнику, который работал в молодежной команде «ПСВ Эйндховен», прежде чем в 2014 году присоединиться к «Ливерпулю» Брендана Роджерса из «Порту». Когда чуть больше года спустя прибыл Клопп, ему сразу понравилось то, что он увидел.

«Пеп хорош в объяснениях», — говорит Ахтерберг, который вспоминает первые месяцы Клоппа, когда Лейндерс принимал активное участие во многих тренировках, потому что его четкое владение английским языком было лучше, чем у любого из помощников, которые последовали за Клоппом из Германии.

Он и Ахтерберг — выжившие старшие члены тренерского штаба предыдущих эпох. Клопп узнал все об Ахтерберге и в 2018 году решил, что ему нужен кто-то другой, чтобы делиться с ним идеями, а также облегчить его собственную рабочую нагрузку.

«Ему надоело, что я говорю о вратарях, — говорит Ахтерберг. — Вот что он сказал! Я переводил каждый разговор об игроках на вратарей...»

Лейндерс: «Мы могли говорить о политике, и Джон каким-то образом превратил бы это в дискуссию о Симоне (Миньоле) в Бельгии. Сейчас это уже намного лучше…»

Ахтерберг: «Но только потому, что здесь Джек (Робинсон)… как тренер, я всегда высказываю свое мнение, но в конце концов босс решает, как он считает правильным. Иногда он прислушивается к твоим советам, а иногда принимает собственное решение. Вот почему он —главный тренер, и все это принимают».

Реклама 18+

Так о чем же любит говорить Лейндерс?

Ахтерберг (с большим энтузиазмом): «Пеп говорит только о тактике и о том, что он знает о каждом игроке в Европе, которого, по его мнению, мы могли бы использовать, чтобы сделать нас лучше!»

Лейндерс (кивая в знак согласия): «Что я должен сказать, так это то, что я не встречал ни одного тренера вратарей, в котором была бы такая же страсть, как у Джонни. Сегодня понедельник, и он наверняка был на базе в 8:30, хотя у него выходной. Его машина — единственная, которая всегда находится на парковке. Нельзя быть рожденным со всеми качествами, и только упорным трудом мы можем развивать их. Я не могу придумать лучшего парня для формирования нашего вратарского отдела».

«Лучшие люди — лучшая команда. Мне нравится стабильность в нашем клубе. Я знаю, что людям есть что сказать, но мне нравится, как мы все делаем. Мы знаем, что должны превзойти показатели, чтобы достичь определенных целей, но, на мой взгляд, так и должно быть, а не покупать...»

Лейндерс останавливает себя от того, чтобы рассказать больше о конкурентах «Ливерпуля» и их подходе к трансферному рынку на данном этапе, после чего продолжает: «У нас такой менталитет, который говорит, что все, что мы делаем, что-то да значит. У нас очень особая группа игроков. Если мы изменим, скажем, одно из правил в квадрате (упражнение с мячом в начале тренировки), я реально чувствую, что это последняя тренировка в их жизни. Если ты действительно веришь, что 80% любого результата зависит от того, что происходит в понедельник, вторник, среду или четверг, ты должен создать такую среду».

Чтобы «Ливерпуль» не отставал от клубов с более глубокими карманами, им нужно найти способ развиваться, не всегда тратя огромные суммы денег. Но насколько реальна постоянная эволюция? Лейндерс отвергает любое предположение, что это не так.

«Во-первых, это командный вид спорта, поэтому чем лучше ваши отношения, тем легче тебе играть. Всегда можно улучшить связи между игроками», — говорит он.

«Хотя это командный вид спорта, у нас есть индивидуальности, и Милли (полузащитник Джеймс Милнер, 35 лет) хорошо это показывает. Всегда есть место для совершенствования. Ты всегда можешь стать лучше. Обе эти вещи помогут тебе сделать еще один шаг».

«Ты также знаешь, что другие команды становятся лучше и инвестируют. Поэтому тебе нужно находить новые решения для различных проблем, чтобы оставаться на шаг впереди соперников».

«В этом году мы эволюционировали, и вам, ребята (как журналистам), а также "Сити", "Челси" и "Юнайтед" предстоит выяснить, что мы сделали! Это правда, что иногда вы находите большие кусочки головоломки, такие как Али (первый команды Алиссон Беккер) или Вирджил (ван Дейк), которые приходят и сразу делают нас лучше. Наша задача — сделать так, чтобы они продолжали совершенствоваться».

Реклама 18+

Ахтерберг: «Что касается Али, то ты должен поговорить с ним и сказать, как ты все это видишь. Он просто топ-вратарь, но ты должен помочь ему чувствовать себя как можно лучше. Чтобы поговорить с любым вратарем, ты должен продолжать находить его мотивацию, ставить перед ним новые цели. Если что-то пойдет не так, сумеешь ли ты найти решение, чтобы показать, что они готовы снова себя проявить?»

Именно тогда Лейндерс решил, что необходимо вмешаться.

«Теперь вы можете себе представить, почему босс дал ему помощника! — говорит он. — Джонни просто продолжает и продолжает в том же духе. Я не хочу все время говорить о вратарях, Джонни!»

(Фото обложки: Эндрю Пауэлл/Liverpool FC via Getty Images)

Автор: Саймон Хьюз (источник)

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости