13 мин.

«Они проиграли битву за Суперлигу, но они выигрывают войну»

В эти выходные Kroenke Sports and Enterprises (KSE), признанная американским деловым журналом Forbes второй по значимости «спортивной империей» в мире, сражалась на нескольких фронтах.

Баскетбольное подразделение денверского конгломерата проиграло один матч и один выиграло, но их команда осталась в гуще картины плей-офф. Отдел хоккея с шайбой потерпел неудачу, но все еще нормально выглядит для попадания в плей-офф, у франшизы по футболу (соккеру) был плохой день, но сезон еще только начинается, а у команды НФЛ есть новый стадион, новый квотербек и с нетерпением ожидаемый драфт на этой неделе.

Но самые ожесточенные действия происходили у его иностранного форпоста — «Арсенала». Они проиграли дома «Эвертону» впервые с 1996 года, но именно протесты болельщиков за пределами стадиона привлекли всеобщее внимание. Они появились через пять дней после того, как клуб из северного Лондона подписал соглашение о том, чтобы сделать результаты игр против таких команд, как «Эвертон», бессмысленными.

В понедельник у «Элланд Роуд» уже прошли демонстрации против заговора Суперлиги, когда «Ливерпуль», еще один принадлежащий США клуб Премьер-лиги, уставший от квалификации к соревнованиям, встречался с «Лидсом» и снова во вторник на «Стэмфорд Бридж», где другие заговорщики «Челси» принимали «Брайтон».

Но настроение у «Эмирейтс» было более лихорадочным, чем где-либо еще, вероятно, потому, что у KSE меньше кредитов в банке, чем у коллег в «Ливерпуле» или «Челси», где футбол был намного лучше, чем у «Арсенала» в последние сезоны, в то время как хештэг #КронкеВон суммировал настроение среди болельщиков после отдаленных событий.

Одним из них был Даниэль Эк, который написал в Твиттере: «Будучи ребенком, я болел за «Арсенал» с тех пор, как помню себя. Если KSE захочет продать «Арсенал», я с радостью брошу свою шляпу на ринг и приму участие в сделке».

Когда 38-летний швед не смотрит «Арсенал», он управляет Spotify, платформой для потоковой передачи музыки, которую он основал в 2006 году. Котируясь на Нью-Йоркской фондовой бирже, Spotify сегодня стоит £40 млрд., и Эк владеет около 9% акций. Фактически, его акции выросли почти на пять процентов в понедельник, добавив £165 млн. к его потенциальному состоянию.

Через три дня после этого твита, и кажется, что к шляпе Эка летит подкрепление, и бывшие звезды «Арсенала» Деннис Бергкамп, Тьерри Анри и Патрик Виейра также готовятся добавить к шляпе Эка свой головной убор.

Но хочет ли KSE, и в частности ее основатель Стэн Кронке, продавать клуб?

Болельщики «Арсенала» протестуют против Кронке за пределами «Эмирейтс» в пятницу вечером (Фото: Джастин Сеттерфилд/Getty Images)

Говоря об этом в понедельник финансист, который помог нескольким предпринимателям покупать и продавать спортивные команды, сказал, что «не может представить» обстоятельства, при которых семья Кронке или любой другой американский владелец клубов Суперлиги продадут свои команды.

Это также было и сообщением от клуба, и один источник отверг идею о том, что Кронке продаст клуб как «шутливую».

Говоря о толщине шкур, биологи сходятся во мнении: слон, носорог, Кронке, в таком порядке. 73-летний владелец был назван «самым ненавистным человеком в Сент-Луисе» в 2016 году за то, что перевез команду НФЛ «Рэмс» из их города в Лос-Анджелес. Его ответ на финансовые потери, вызванные самоизоляцией, состоял в том, чтобы уволить 55 сотрудников «Арсенала», включая талисмана клуба Ганнерозавра.

«Кронке не продаст, — говорит Пол Конвей, американский владелец «Барнсли» из Чемпионшипа — Он женился на огромном богатстве семьи Уолтон и хочет передать «Арсенал» своим детям».

Кратко конкретизируя эту семейную историю, застройщик Кронке женился на Энн Уолтон в 1974 году. Двадцать один год спустя она унаследовала долю своего отца в американском розничном гиганте Walmart. Его состояние плюс ее — свыше £12 млрд., что в три раза превышает состояние Эка, если бы он обналичил все свои фишки Spotify, которые главному руководителю было бы трудно незаметно сбыть мимо фондового рынка.

С другой стороны, семейство Кронке — американская династия, сын Джоша уже является президентом «Денвер Наггетс» в НБА и «Колорадо Эвеланш» в НХЛ, а также неисполнительным директором «Арсенала».

Выступая на форуме болельщиков в четверг, через два дня после того, как Суперлига унизительным образом развалилась, Джош Кронке сказал, что его семья «не намерена продавать», и The Athletic не удалось поговорить хотя бы с кем-нибудь, кто сомневался бы в этом.

«Драма Суперлиги не окажет никакого долгосрочного влияния на американских владельцев в Премьер-лиге», — говорит Джордан Гарднер, американский инвестор, владеющий акциями в датском «Хельсингоре», команде Чемпионшипа «Суонси» и ирландском «Дандолке».

«Они приняли удар по репутации, некоторые из них извинились и готовы двигаться дальше. Такие парни, как (владельцы «Манчестер Юнайтед») Глейзеры и Кронке, не были особенно увлечены своими клубами, поэтому я не вижу, чтобы реакция болельщиков сильно повлияла на них. Крайне маловероятно, что кто-либо из этих владельцев захочет продать клуб в результате недавних событий, особенно сейчас, когда мы видим свет в конце туннеля, когда речь заходит о COVID-19».

Новый владелец «Ипсвича» Бретт Джонсон с этим согласен.

«Я не думаю, что кто-либо из (американцев, которые владеют потенциальными клубами Европейской Суперлиги) будет продавать свои клубы, — говорит инвестор из Лос-Анджелеса. — Они залягут на дно и будут надеяться, что все это пройдет».

Брюс Бандрант раньше работал на Fenway Sports Group (FSG) в коммерческом отделе «Ливерпуля», прежде чем устроиться на аналогичную работу в «Монако», а затем основал собственную маркетинговую фирму Riviera Sports. Он еще один в лагере «не продается».

«Я не могу представить, чтобы кто-либо из владельцев клубов Суперлиги — американских или других — из-за этого продал бы свои клубы, за исключением тех, кто уже выставил клуб на продажу», — говорит Бандрант, что исключает принадлежащее американцам трио Премьер-лиги — «Арсенал», «Ливерпуль» и «Манчестер Юнайтед», если только мы не рассматриваем возможность того, что кто-то сделает им предложение, от которого они не смогут отказаться.

Но, если верить сообщениям в понедельник, которые, по-видимому, исходят из того же источника, который говорил с The Athletic об интересе Эка, швед говорит о предложении менее £2 млрд. за «Арсенал», что ниже самой последней оценки Forbes и всего в три раза больше, чем Кронке потратил на приобретение акций клуба в период с 2007 по 2018 год.

Если тройная прибыль звучит как солидная за время и проблемы Кронке, то будучи миллиардером они никогда не будет достаточной. Например, стоимость «Манчестер Юнайтед» выросла более чем в четыре раза за аналогичный период времени, в то время как Глейзеры фактически вывели из клуба более £200 млн. в виде дивидендов и других выплат. За десять лет инвестиции FSG в «Ливерпуль» выросли в десять раз.

Но даже если Эк — или коллектив инвесторов в стиле FSG — сделал предложение, которое привлекло внимание KSE, разве сейчас разумное время для продажи?

Котируясь на Нью-Йоркской фондовой бирже, Spotify сегодня стоит £40 млрд., и Дэниелу Эку принадлежит около девяти процентов акций (фото: Дэвид Пол Моррис/Bloomberg via Getty Images)

«Я бы сказал, что для Глейзеров и Fenway всегда есть своя цена, но с ростом налогов в США это увеличивает их спрос, что приводит к тому, что только суверенные фонды благосостояния и 50 самых богатых людей в мире могут себе это позволить», — говорит Конвей, чей Pacific Media Group также владеет клубами в Бельгии, Дании, Франции и Швейцарии.

«Инвестиции в американский спорт — это история только о повышении стоимости активов, которая может исчисляться миллиардами. Владельцы берут небольшую сумму в виде гонораров — отдельные миллионы долларов — для покрытия своих личных накладных расходов».

«Налог на прирост капитала в США составил 15%, но будет расти. (Президент Джо) Байден просит, чтобы он составлял 43% для самых богатых, что значительно затруднит продажу этих клубов. Все они могут сказать: "Давайте подождем пять или 10 лет, когда налог снова будет снижен"».

Конечно, все это так же верно для Глейзеров и инвесторов FSG, как и для Кронке, что объясняет, почему сопредседатель «Манчестер Юнайтед» Аврам Глейзер продал £70 млн. акций клуба с «Олд Траффорд» в прошлом месяце, в то время как FSG продала 11% своей спортивной империи Redbird Capital Partners за более чем £500 млн.

Продадут ли они еще что-нибудь?

Председатель правления «Ливерпуля» Том Вернер сказал, что потребуется «безумное предложение», чтобы убедить FSG нажиться на клубе, который получал кругленькую прибыль до того, как разразилась пандемия, а также выиграл трофеи. И Глейзеры не скрывали того факта, что они продадут немного больше, возможно, до 20%, но у них нет желания отказываться от дойной коровы, которая вернулась к прибыли в последнем квартале 2020 года, несмотря на то, что они играли за закрытыми дверями на самом большом клубном стадионе Англии.

И зачем им это? «Арсенал», «Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед» и три других английских члена «грязной дюжины» президента УЕФА Александра Чеферина, возможно, выставили себя дураками с самым катастрофическим запуском продукта со времен бездымных сигарет, но во всей суматохе, связанной с Суперлигой, УЕФА предоставил им большую Лигу чемпионов, которую они хотели, с большим количеством игр и двумя специальными приглашенными командами, которые были добавлены с учетом Большой шестерки Премьер-лиги.

«Я подозреваю, что это была отвлекающая тактика», — говорит американский владелец «Плимут Аргайл» Саймон Халлетт.

«Они получили от УЕФА то, что хотели, и никто этого не заметил! В большинстве сезонов 10 из 12 клубов, подписавшихся в качестве партнеров-основателей Суперлиги, попадут в Лигу чемпионов, и эти два коэффициентных места получат два других клуба».

И затем, как указал Конвей, возникает вопрос о том, кто достаточно богат, чтобы купить эти клубы.

Эк, по крайней мере, похоже, готов приблизиться к сумме, которую KSE может рассмотреть для избавления от команды, но есть лишь так много ближневосточных предложений, с которыми может быть связан «Ливерпуль», в то время как два бывших поклонника «Манчестер Юнайтед», британский экономист Лорд Джим О'Нил и бизнесмен сэр Пол Маршалл, пытались апеллировать к тому, что никто раньше не находил: добрых ангелов Глейзеров.

В открытом письме владельцам «Юнайтед» британская пара попросила Глейзеров снизить свою долю в клубе до 49,9%, продав свои акции по цене $14, что составляет почти $3 по текущей цене. Ответа из Флориды не последовало.

Халлетт, инвестиционный банкир по профессии — один из самых умных хранителей английского футбола. Он не видит какой-либо неотложной причины, по которой кто-либо из существующих американских владельцев самых богатых клубов Премьер-лиги уйдет, но это отчасти потому, что он считает, что решительный отказ от концепции Суперлиги повлияет на дальнейший интерес американцев к европейскому футболу.

«Футбол должен измениться, чтобы сохранить свою аудиторию, просто не таким образом, — объясняет он. — Нам нужна драма и мечты».

«Я подозреваю, что это уменьшит интерес американских владельцев и, особенно, групп прямых инвестиций, которые присутствовали по всей футбольной Европе, полагая, что реструктуризация медиа-активов неизбежна. Главное, против чего они возражают — это то, что мы считаем угрозой: угроза вылета или гонка за попадание в европейские соревнования».

«Их возражения против отсутствия потолка заработной платы аналогичны. Все они учились в бизнес-школе, и финансы учат вас, что активы стоят суммы чистых генерируемых денежных потоков. Если нет чистых денежных потоков, то нет и ценности, есть только рыночная цена. Потолок заработной платы создает доход, и вы можете затем их оценить».

«Итак, финансовая теория встречается с культурой, и на этот раз, по-видимому, культура побеждает».

«Тем не менее, они проиграли эту битву, но они выигрывают войну. Только парашютные платежи значительно сократили конкурентный баланс в лиге, европейские деньги искажаются, а распределение денег в Премьер-лиги дает больше победителям».

«В конечном счете, владельцы бизнеса ненавидят риск, но спорт — это риск по самой своей сути».

Джош и Стэн Кронке перед матчем между «Колорадо Рэпидс» и «Арсеналом» в июле 2019 года (Фото: Дэвид Прайс/Arsenal FC via Getty Images)

Главный тренер «Манчестер Сити» Пеп Гвардиола, конечно, выразился по-другому, когда на прошлой неделе сказал, что это «не спорт», если нельзя проиграть.

Конвей согласен с Халлеттом в том, что Суперлига была так же связана с применением североамериканского контроля за расходами в европейском футболе, как и с обналичиванием крупного чека от JP Morgan.

«Они хотели, чтобы коллективные переговоры и потолок зарплаты позволяли им иметь постоянный денежный поток, как в американском спорте. Игроки в НФЛ, НБА и МЛБ получают 47-50% от общего дохода лиг в рамках коллективного договора. Некоторые команды Премьер-лиги платят более 80%».

Под мелким шрифтом контракта с Суперлигой скрывалось обязательство ограничить зарплату примерно на 55% — один из нескольких аргументов, с которыми членам-основателям всегда пришлось бы обращаться в суд.

«Американцы, инвестирующие в спорт, ищут систему с наименьшим риском и наибольшей финансовой отдачей», — объясняет Гарднер.

«К сожалению, европейский футбол имеет невероятно высокую степень риска по сравнению с традиционными североамериканскими видами спорта. Неудивительно, что этим владельцам трудно принять нынешнюю систему такой, какая она есть, и вместо этого они хотят снизить риск своих инвестиций, удалив систему, основанную на заслугах, и найдя способы ограничить затраты».

Как и Халлетт, профессор Стефан Шимански — английский экономист, который живет и работает в Америке, в случае Шимански в Мичиганском университете. Но, в отличие от Халлетта, он не думает, что драма на прошлой неделе меняет направление движения.

«Когда я объясняю концепцию повышения и понижения в классе своим студентам, они сколь озадачены, столь и убеждены, что в США это не сработает», — говорит Шимански, который в 2009 году стал соавтором основополагающей книги «Футболономика».

«Единственное, что я заметил из интервью с (крупнейшим акционером «Ливерпуля») Джоном У. Генри примерно во время проекта «Большая картина», было его выражение разочарования в отношении небольших клубов Премьер-лиги: «Большинство смотрит со страхом вниз, а не с надеждой вверх».

«Мне кажется, что это культурное измерение. Зачем придерживаться старой системы, когда можно начать что-то новое и захватывающее? Это дух новых перспектив».

«Но основные проблемы никуда не делись. По-прежнему существует сдерживаемый спрос на качественный футбол — Харри Кейн против Килиана Мбаппе, Лионель Месси против Мохамеда Салаха — и большинство европейских клубов все еще находятся на грани финансового краха. Я предполагаю, что это означает, что в ближайшие несколько лет к власти придет много новых владельцев».

Джон Перселл из лондонской компании финансовых аналитиков Visible — еще один человек, который в течение многих лет предсказывал Суперлигу и не верит, что ее идея отбита надолго.

«Мы могли предвидеть это пять лет назад, потому что мы измеряли все затраты на бизнес и могли видеть, что клубы теряли деньги намного быстрее, чем могли их принести», — говорит Перселл.

«С притоком американских собственников в самых верхних эшелонах игры вопрос о постоянных потерях неизбежно будет решен скорее раньше, чем позже. Кроме того, эти же американские владельцы также владеют спортивными франшизами в США. Было бы невежливо думать, что они не будут стремиться навязать успешную и прибыльную практику работы в Европе, независимо от пожеланий болельщиков и традиционалистов.

«Для нас нет пути назад. Джинн уже был выпущен из бутылки. Это капитализм в работе с рядом предприятий, которые только и делают, что ищут путь к прибыли. Спортивный элемент, к сожалению, является второстепенным соображением».

Вероятно, это не тот лозунг, который самый стойкий болельщик Суперлиги Флорентино Перес должен запечатлеть на борту автобуса — хотя никогда не знаешь, когда дело касается его — но это, возможно, объясняет, почему ни один американский спортивный инвестор или эксперт по американским спортивным инвестициям не думает, что FSG, Глейзеры или Кронке собирают манатки и едут домой.

Как отмечает Шимански, эти ребята не просто упрямы и не в курсе того, чего хотят их местные клиенты или «поклонники наследия»; они оптимисты. Они считают, что спорт не просто отскакивает от COVID-19, но и находится на пороге следующего скачка вперед с точки зрения прав на СМИ, революции, которая, по мнению многих, откроет ценность для миллионов болельщиков, которые не смогли бы приехать к «Эмирейтс», чтобы протестовать против Суперлиги, даже если бы захотели.

Эк, конечно, тоже в это верит.

(Фото обложки: Getty Images/Дизайн: Сэм Ричардсон)

Источник

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал