6 мин.

Мегаистория восстановления Витцеля: чтобы успеть к Евро, Аксель уехал от беременной жены, а отец рыдал от счастья на трибуне

Роберто Мартинес говорил, что заменить Акселя смог бы только Канте.

9 января 2021 года. Дортмундская «Боруссия» играет с «Лейпцигом», на 28-й минуте Витцель безо всякого контакта падает на газон и держится за ногу. 

«Я сразу подумал, что ситуация дерьмовая. Я не мог опираться на ногу. Сразу понял, что у меня разрыв ахиллова сухожилия и предстоят месяцы реабилитации», – вспоминал Аксель. Чуть позже он образно описал травму, сравнив ее со сломанной надвое веткой. 

По предварительным подсчетам, восстановление должно было занять от шести до восьми месяцев, а значит – никакого Евро. «Аксель – оптимист, но ему понадобится чудо, чтобы сыграть на чемпионате Европы», – говорил отец футболиста Тьерри Витцель. 

Аксель и правда оптимист. За пять месяцев он восстановился и теперь вовсю играет на Евро: 32 минуты против Дании и 90 минут против Финляндии.  Как так получилось?

Витцеля оперировал бельгийский доктор. В 2007 году у него лечился Баллак

Аксель настоял, чтобы через два дня после травмы его прооперировал бельгийский специалист Герт Деклерк. «В плане медицины Бельгия не такая уж маленькая страна. Мы в порядке, – говорил футболист. – Это одна из причин, по которой я хотел оперироваться здесь».  

А теперь пару слов о докторе. У хирурга Герта Деклерка лечатся лучшие бельгийские футболисты. 

«Мы познакомились еще в 2005 году, когда я был в «Андерлехте», – рассказывает врач сборной Бельгии Кристоф Сас. –  Герт владеет всеми хирургическими техниками до мельчайших деталей и всегда дает пациентам квалифицированный и искренний совет. Кроме того, он очень сдержанный».

Хоть Деклерк оперирует топов, о нем почти не пишут в газетах, да и сам он держит скромную клинику. Но у него хорошая репутация, а это лучшая реклама. В 2007 году Герт, например, прооперировал Михаэля Баллака, благодаря чему немец успел поиграть еще несколько лет за «Челси» и за сборную.   

Ради восстановления Витцель жил вдали от беременной жены

Операция прошла хорошо, и Аксель выложил фото, где показывает большой палец на койке.

Через день после операции Витцелю исполнилось 32 года. «Я никогда не давлю на себя, – говорил полузащитник. – Но правда: чемпионат Европы был моей целью с самого начала».

На ногу Витцеля надели ортез для голеностопа, и тут началась главная часть – реабилитация. Акселю пришлось пойти на жертвы: он с беременной женой жил в Льеже, но реабилитацию проходил в Антверпене (расстояние – около 120 км). Пришлось снять там квартиру и оставить жену.

«Ездить в Льеж и обратно каждый раз слишком сложно. Важно, чтобы я достаточно отдыхал между двумя занятиями в день. Тот факт, что жена была беременна, не облегчил задачу. Вы в одной стране, но не вместе. Несколько недель у меня были ментальные проблемы. Но теперь из-за этих жертв я на Евро. Все вокруг меня очень поддержали», – вспоминает полузащитник.

Несколько месяцев Витцель вкалывал как сумасшедший. Работа дала результат, врачи разрешили снять ортез, и в начале мая он уже тренировался на поле. «Тогда я понял, что могу попасть на чемпионат Европы», – говорит Аксель.

Отец плакал на трибунах после возвращения сына. Но для Акселя титулы с «Зенитом» эмоциональнее, чем игра на Евро после травмы

Не прошло и пяти месяцев, как Витцель вернулся.

«Чудо? – смеется он. – Вам надо бы посмотреть, какой тяжелый путь я преодолел за пять месяцев».

Первый матч после травмы Аксель провел уже на Евро. Игру с Россией пропустил, а с Данией (2:1) тренер Роберто Мартинес выпустил его на полчаса. «Не лучший момент для возвращения. Было бы легче, если бы мы вели 2:0 или 3:0. Но в целом я чувствовал себя хорошо», – говорил Витцель.

Когда Аксель вышел на поле, на трибунах копенгагенского стадиона «Паркен», где играли Дания и Бельгия, эмоции захлестнули одного болельщика. Это был папа. На его глазах проступили слезы. 

«Я не видел фото, где у отца слезы на глазах. Но я разговаривал с ним по телефону после матча (видеться с родственниками игрокам на Евро нельзя – Sports.ru). Он испытывал те же чувства, когда я впервые вышел на поле в профессиональном футболе», – говорил Аксель. 

Но сам футболист рационально оценивает возвращение: «Красиво, да. Но это все равно не сравнить с завоеванием титула в «Стандарде» или «Зените».

Мартинес считает Витцеля ключевым игроком и говорит, что его мог бы заменить разве что Канте

«Невезение». Так Мартинес ответил на вопрос о том, что почувствовал, узнав о серьезной травме Витцеля.

Это не банальная вежливость, потому что Мартинес считает Акселя ключевым игроком сборной Бельгии, несмотря на огромное количество звезд в атаке. 

«Позиция Витцеля важна, если вы хотите быть атакующей командой. Команда, играющая по той же схеме, что и мы, и с тем же рисками, всегда нарывается на проблемы в некоторых областях поля. 

Наш номер шесть должен распознавать эти фазы и знать, как защищаться: он прессингует или ждет, вступает в единоборство или нет? Роль шестерки – одна из самых сложных в атакующей системе.

Аксель как раз очень хорошо распознает оборонительные фазы. Витцель умеет делать правильный выбор, когда команда теряет мяч. Он очень быстро выигрывает единоборство, он может защищать большие пространства, он знает, как оказывать давление. Плюс у него более сотни матчей, он опытен. 

В бельгийском футболе нет равноценной замены Витцелю. Часто можно заменить травмированного другим игроком, не затрагивая структуру команды. В нашем слуае это невозможно. Отсутствие Витцеля означает, что мы должны по-другому выстраивать баланс команды», – говорил Мартинес до старта Евро.

Размышляя о равноценной замене Витцелю в мировом футболе, тренер называет Нголо Канте – он считает его одним из самых недооцененных футболистов. 

«А раньше я был фанатом Макелеле, – говорит Мартинес. – Он считывал действие заранее – до того, как оно произошло. Витцель обладает такой же скоростью мышления».

Так что такое быстрое возвращение Витцеля – настоящее счастье для Мартинеса.

Де Брюйне – топовый инструмент влияния на тактику Бельгии. Он мало сыграл в группе, но каждое его появление – магия

Фото: globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency, Jan Woitas/dpa, Sebastian El-Saqqa/augenklick/firo Sportphoto; sudinfo.be; lalibre.be/CRBF; REUTERS/Kirill Kudryavtsev; instagram.com/axelwitsel28