6 мин.

Пробуксовка чемпиона. Почему Феттель проигрывает Риккардо

Себастьян Феттель неуверенно начал сезон-2014, несколько раз проиграв напарнику Даниэлю Риккардо. Auto Motor und Sport разбирается в причинах неудач действующего чемпиона «Формулы-1».

На старте сезона-2014 Себастьян Феттель оказался в тени. Фото: Fotobank/Getty Images/Andrew Hone

Нет доверия к машине

Пока Себастьян Феттель приобретает новый опыт, его новый напарник по «Ред Булл» Даниэль Риккардо в третий раз опережает немца в квалификации и во второй раз в гонке – благодаря лучшей работе с резиной. Феттель же теряет доверие к болиду.

Мир в «Ред Булл» перевернулся. Теперь темп задает не Себ, а Даниэль. В их дуэли счет 3:1 в пользу австралийца. Тем не менее, по очкам в чемпионате ведет чемпион мира – 33:24, но только потому, что на старте сезона Риккардо вычеркнул себя со второго места, а в Малайзии на пит-стопе австралийца возникла заминка.

В Бахрейне и Китае номинальный «номер два» обошел напарника. И оба раза по одной и той же причине: он берег резину. В Шанхае на первом комплекте Риккардо смог проехать на три круга больше, чем Феттель, и чем дольше он придерживался выбранной тактики, тем больше становилось его преимущество. Ну а после того, как на 26 круге австралиец все-таки обошел немца, преимущество выросло еще на 20,6 секунды.

Риккардо вторгся на территорию Феттеля

«Вторжение» началось еще на стадии тренировок – там, где Феттель всегда чувствовал себя на своей территории. С 45 поул-позициями при 124 стартах в Гран-при о нем уже заговорили как о новом Сенне. Соперничество с Марком Уэббером всегда уверенно заканчивалось в пользу Феттеля: 14:3 (в 2009-м), 13:6 (в 2010-м), 16:3 (в 2011-м), 12:8 (в 2012-м) и 17:2 (в 2013-м). И, тем не менее, в первых четырех гонках текущего сезона Риккардо три раза стоял на стартовой решетке впереди четырехкратного чемпиона мира. В Шанхае это случилось даже в дождь, хотя именно такие погодные условия всегда были коньком Себастьяна.

Советник команды Гельмут Марко предупреждает: «Даниэль в своей карьере всегда прекрасно пилотировал в дождь». В финальном тренировочном заезде австралиец опередил соперника на 0,505 секунды. Это выглядело хорошо проделанной домашней работой.

Что же случилось с Феттелем? Сам он отвечает коротко: «Нельзя разучиться быть гонщиком. Но к изменениям необходимо привыкнуть».

Потеря времени

Феттель пока не перешел на «ты» с новым «Ред Булл» RB10. По сравнению с напарником он теряет и на торможении, и при ускорении. Доказательством этому служат времена на разных участках трассы. На первом секторе автодрома в Шанхае нет ни одной точки жесткого торможения – только в повороте в виде улитки и последующей шпильке. Тут Феттель опередил своего конкурента из команды на три десятых.

Второй сектор состоит из двух скоростных поворотов, a также шпильки и двойного 90-градусного поворота, перед которым скорость скидывается с 220 до 100 км/ч. Там Себастьян теряет свое преимущество в три десятых. На последнем отрезке с двумя точками жесткого торможения Риккардо выигрывает 0,124 секунды. По первым трем гонкам сложилось впечатление, что, несмотря на неудачи в Мельбурне и Бахрейне, Риккардо на шаг впереди.

Более спокойная трасса в Сепанге играла на руку Феттелю. Но Риккардо быстро все схватывает: «Еще не до конца понятно, на каких отрезках Себ быстрее. В Малайзии он мне преподнес урок, и я его выучил».

От поворота к повороту. Чувство машины

Для Себа все идет не так гладко: «Я не так хорошо чувствую машину, как бы этого хотелось. При торможении и при выходе из поворота не могу полностью ей доверять».

Этот факт мало связан с характеристиками RB10 – скорее, со свойствами двигателя. Сама же машина создана под предпочтения Феттеля. Никто больше не обладает таким хорошим сцеплением с трассой, как детище Эдриана Ньюи, но при торможении и ускорении большую роль играет новый привод. Однако тормозной баланс восстанавливается только после того, как батареи MGU-K полностью заряжаются.

«Ты можешь точно все отрегулировать», – рассказывает Феттель. – «Но решающие вещи происходят у тебя за спиной без твоего участия. Поэтому до конца не понятно, как распределяется сила торможения. От поворота к повороту, от круга к кругу все меняется. Многие удивляются, как часто я и мои коллеги пропускаем в этом году точки торможения. Мы часто выглядим как новички. Поэтому тормозить я начинаю чуть раньше, чтобы был небольшой запас. Но тогда первую часть поворота я прохожу не оптимально. Это не подходит моему стилю езды.

Еще я не чувствую крутящий момент. В итоге нет той мощности, которую ты пытаешься выжать из машины».

Проблемы увеличиваются по ходу всей дистанции, а на прямых возрастает расход резины. Доктор Марко подчеркивает: «Себастьян превратился из гонщика, умеющего сохранять резину, в гонщика, который ее пожирает, что свидетельствует о том, что у него проблемы с болидом».

Феттелю не хватает выдувных диффузоров

Последние четыре года у немца была машина, идеально подходившая его стилю пилотажа. Не потому, что так работал «Ред Булл», а из-за технических элементов, подчеркивавших сильные стороны пилота. Речь идет о выдувных диффузорах. Они позволяли чемпиону позже тормозить, агрессивно поворачивать и заправлять заднюю часть машины машину в поворот. При выходе он варьировал траекторию и подачу газа так, что получал максимальную прижимную силу. Себастьян был полностью уверен, что у задней части болида отличное сцепление с трассой – потому что доверял технике. И, проработав сотни часов на симуляторе, подстроил стиль пилотажа и передаточные числа под особенности выдувных диффузоров. Марк Уэббер с этой задачей не справился, и чем большую роль играли выхлопные газы в работе диффузора, тем лучше выступал Феттель.

Только однажды, в первой половине сезона-2012 Уэбберу улыбнулась удача, когда изменился регламент в части работы диффузора.
Марк стал меньше терять на торможениях по сравнению с Себастьяном, и был намного увереннее на выходах из поворотов. Ньюи понадобилось полгода, чтобы восстановить прежний порядок вещей, и у Уэббера вновь не осталось шансов. 



Феттель в шоке, Риккардо – на седьмом небе

Себастьян считает, что нынешнее отсутствие диффузоров сыграло большую роль. Ему нужно привыкать к новой машине. Но после нескольких лет потрясающих выступлений нынешняя ситуация стала шоком. А вот для Даниэля Риккардо болид «Ред Булл» по сравнению с «Торо Россо» – просто лимузин. Он чувствует себя на седьмом небе. Феттель не отрицает, что коллега по команде до этого не ездил на нормальной гоночной машине: «Даниэль чувствует машину лучше, чем я». И это тоже идет на пользу сопернику.

Доктор Марко: «Себастьян слишком много думает о технике. Даниэлю же не с чем сравнивать. Он просто беззаботно садится в машину, жмет на газ, а стиль пилотирования помогает ему беречь резину. Себастьян должен взять себя в руки и собраться. Тогда он станет снова быстрым как раньше».

Источник – Auto Motor und Sport

Оценки гонщикам за Гран-при Китая

«Алонсо по-прежнему стартует как ошпаренный». Дэвид Култхард – о Гран-при Китая