10 мин.

«Подстроено ли это было? Я уверена и знаю». Оказывается, Алина Кабаева отбывала дисквалификацию (и тогда же пошла в политику)

В начале 2000-х Всемирное антидопинговое агентство (WADA) только начинало работу, РУСАДА еще не существовало, а юристы толком не знали, как вести себя в Спортивном арбитражном суде (CAS).

Одно из самых громких разбирательств того времени внезапно затронуло совсем недопинговый вид – художественную гимнастику. Отстранили лидеров сборной России Алину Кабаеву и Ирину Чащину. И в этом деле до сих пор не все прозрачно.

До отстранения Кабаева была звездой, хоть и проиграла Игры-2000

За год до печальной истории Алина Кабаева считалась фаворитом на Олимпиаде-2000 в Сиднее.

17-летняя гимнастка подходила к Играм со связкой наград ЧМ, в том числе с золотом многоборья, а еще с яркими программами и уверенностью в себе. У Алины случилась только одна грубая ошибка – в упражнениях с обручем снаряд вылетел за пределы ковра, пришлось забыть о золоте и бороться лишь за бронзу.

Сезон-2001 оказался для Кабаевой определяющим: она доказывала себе и всему миру, что проигрыш Олимпиады – случайность. Поэтому к главному старту – чемпионату мира в Мадриде – подошла в суперформе.

Ирина Чащина, которой было 19, закрепилась на втором месте мирового рейтинга, с командным золотом ЧМ-99 и целью выступить на Играх-2004.

ЧМ-2001 закончился для российских гимнасток триумфально: все золотые награды забрали Кабаева и Чащина. Алина – 4 личных золота и серебро, Ирина – 4 серебра и золото (единственное личное за всю карьеру), в команде они разделили победу с Ляйсан Утяшевой.

Каким русский спорт был 20 лет назад

Три недели спустя французский L’Équipe выдал ошеломляющий инсайд: звезды русской гимнастики попались.

Оказалось, Кабаева и Чащина узнали о положительных пробах гораздо раньше – через три дня после триумфа в Мадриде. 24 октября девушки еще находились в Испании и собирались по магазинам, когда в номер отеля постучали и сообщили о результатах анализа:

«Это было ужасно. Когда вспоминаю, мне аж жутко, не хочу возвращаться туда. Меня так затрясло изнутри… я не понимала в чем дело, почему так», – вспоминала Кабаева.

В пробах россиянок обнаружили фуросемид – препарат относится к диуретикам (мочегонным веществам) и сам по себе не является допингом.

Но в спорте фуросемид обычно применяют, чтобы скрыть использование более мощных препаратов, в том числе стероидов. Иногда его употребляют для контроля над весом – забота, актуальная для гимнастики. Именно из-за этих свойств WADA приравняло фуросемид к запрещенному веществу.

Гимнасток отстранили и лишили медалей, несмотря на нарушения в процедурах

Кабаева и Чащина сдали положительные пробы еще до ЧМ-2001 – на Играх доброй воли в начале сентября. А в Мадриде Ирина сдала еще один анализ, выявивший наличие запрещенного препарата. Спортсменкам грозил не только двухлетний бан, но и лишение всех наград, завоеванных на главном турнире сезона.

Российская сторона выражала негодование по двум причинам: почему спортсменок допустили на ЧМ и как вообще фуросемид попал в команду с такой жесткой дисциплиной?

«Когда мы выезжали на соревнования, нас тренеры оберегали, – рассказывала Чащина, – был даже такой момент: когда открываешь бутылочку воды и делаешь глоток, потом из нее не разрешали пить – нужно было брать новую».

У девушек все же отняли медали. Золото в трех видах и серебро в многоборье переходило болгарской гимнастке Симоне Пейчевой, но та отказалась от наград, заявив, что русские выиграли их по праву. Забавно – через два года на фуросемиде поймали уже саму Пейчеву.

Ирина Винер защищала учениц, нажимая на версию о поддельных пищевых добавках:

«По рекомендации медиков из ОКР девочки принимали пищевую добавку «Гипер» фирмы «Вижн», куда входят мягкие диуретики, не относящиеся к запрещенным препаратам. Когда партия таблеток закончилась, сотрудник федерации приобрел в аптеке новую, не посмотрев на цену. Аптечные «экземпляры» были намного дешевле тех, которые мы приобретали в фирме.

После того как возник скандал, сделали анализ препарата, который оказался грубой подделкой, содержавшей фуросемид. На заседании федерации мы выяснили, кто раздавал спортсменкам таблетки, кто покупал их. Этим специалистам было сделано замечание. Но ситуация, как говорится, не «просчитывалась».

Есть и другая версия: подделку купил не врач, а сами спортсменки. Впрочем, Кабаева верила, что избежит дисквалификации: «Я точно никогда не применяла запрещенных препаратов. Мне это не нужно. Я побеждаю за счет того, что мне дала природа. Ну и, конечно, многочасовой работы на тренировках. Ирина Александровна заявляет, что страшно тогда, когда ты прав, но тебя не защищают. Мы спокойны! У нас надежная защита».

В феврале 2002-го Кабаеву и Чащину все же дисквалифицировали на два года, один из которых дали условно – вернуться на соревнования девушки могли осенью того же года. Российскую команду такой расклад не устраивал – в мае спортсменки подали апелляцию в CAS:

«Мы не удовлетворены процедурой проведения пробы «Б». При ее объявлении не присутствовали ни российские гимнастки, ни их представители. Мы не хотели идти на конфликт и в самом начале сообщили о том, что диуретик, обнаруженный в их пробе, попал к девушкам из-за фальсифицированных пищевых добавок. И сами гимнастки ни сном ни духом не знали об этом», – говорила тогда Винер.

У CAS всегда решающее слово в спорте. Вердикт суда нельзя оспорить, эту независимость мир признал после бана Ларисы Лазутиной

История с пробой «Б» в деле Кабаевой и Чащиной получилось запутанной: Международная федерация гимнастики (FIG) сообщила, что пробы оказались идентичными первым анализам и показали наличие фуросемида.

Однако во время заседаний в CAS федерация признала, что вскрытие проб проходило с нарушением – спортсменок действительно не пригласили на процедуру и даже не уведомили о сроках проведения. Несмотря на проблемы с анализом, суд все же признал вину россиянок.

В 2016-м Винер рассказала, что на самом деле пробы девушек оказались отрицательными.

«У Кабаевой и Чащиной, кстати, ничего во второй пробе не подтвердилось, они были отрицательные», – говорила тренер в интервью «Московскому комсомольцу».

Подтверждений этому нет. Так как защита настаивала на том, что проба «Б» была вскрыта с нарушениями – возможно, российская сторона взяла за данность, что анализы подделали. По крайней мере, и Кабаева повторяет за наставником эту версию:

«Нам никто не подсказал, что надо открыть вторую пробу. Но потом, когда открыли вторую пробу – через полтора года – выяснилось, что там ничего нет. То есть мы просто так просидели 1,5 года ни за что. И, конечно, никто извинений нам не принес».

Кабаева вела светскую жизнь и пошла в политику, пока Чащина тренировалась

Гимнастки пережили отстранение по-разному. Чащина тренировалась по максимуму, почти не покидала зал. А вот у Кабаевой случился кризис – она не находила мотивацию для тренировок, даже несколько раз бросала спорт.

«Она ушла в себя, как улитка. Эмоции у нее были слабые. Когда я с ней разговаривала, она мало улыбалась. Она не хотела думать, что надо вставать в 7 утра, ехать на хореографию. Она могла день не выходить из дома – смотреть телевизор, а вечером сорваться и поехать в клуб», – рассказывала Любовь Михайловна, мама Кабаевой.

Алина много времени проводила на светских мероприятиях и вечеринках, при этом в декабре 2001-го вошла в Высший совет партии «Единая Россия» (да, в партии власти она с 18 лет).

Гимнастка попробовала себя на телевидении – вела еженедельную передачу «Империя спорта» на «7 ТВ».

«Ей ставили речь, она много читала, потом были скороговорки, она постоянно читала стихи, заучивала фразы», – вспоминала мама.

А еще Алина сыграла второстепенную роль девушки-ниндзя в японском фильме «Красная тень» и поучаствовала в московской неделе моды.

Тренировки продолжались, но Кабаева переваривала их с большим трудом. Ее допустили на ноябрьский чемпионат Европы-2002, где Алина снова взяла золото. А потом опять отстранили – как раз в это время шли разбирательства в CAS. Найти мотивацию еще на полгода тренировок без цели было сложно.

«Помню, на 8 марта Ирине Александровне дарю цветы и говорю: я буду тренироваться, готовиться. Потом смотрю – машина стоит. Говорю: можно выйти? Я выхожу, сажусь в машину и понимаю, что не могу находиться в этом зале».

«Кабаева приехала ко мне в больницу с клубникой». В 2001-м Уткина дважды ударили заточкой – дело не раскрыто до сих пор

Винер заставляла Кабаеву тренироваться: давала изматывающие задания, кричала. И наконец, добилась своего: «Не меня, ее саму стала раздражать эта светская жизнь. Если она Алине нравилась, она бы не была рядом со мной», – говорила тренер после Олимпиады-2004.

Спустя годы Кабаева философски рассказывала про период дисквалификации:

«Я благодарна, что у меня было это время. Полтора года я не тренировалась, потому что это были игры взрослых, где были виноваты дети. Это политика такая была. Подстроено ли это было? Я уверена, я знаю это.

Во время дисквалификации я себя потеряла: не знала, что делать, не могла тренироваться, потому что соревнования через полтора года. Я уезжала с тренировок, ходила на тусовки, в ночные клубы. Я все это видела, и слава богу, что видела. Мне это абсолютно не понравилось. И тогда я поняла, что я не достигла своей цели. Я должна стать олимпийской чемпионкой. Спорт меня оттуда вывел».

Вернулись и победили на Олимпиаде, карьера после спорта тоже получалась успешной

В 2003-м Кабаева и Чащина окончательно вернулись в спорт: на чемпионате мира Алина взяла 4 золота, Ирина – помогла победить в команде и завоевала три личные медали. А на Олимпиаде-2004 в Афинах они сделали дубль.

Чащина выступала до 2006 года, Кабаева ушла из спорта в 2007-м – на третью Олимпиаду уже не отбиралась.

После спорта Ирина написала книгу, снималась в шоу и тоже попробовала себя в кино – сыграла главную роль в российском фильме «Путь». В 2011-м у Чащиной была свадьба с бизнесменом, другом Дмитрия Медведева – Евгением Архиповым. А спустя два года Ирина открыла школу художественной гимнастики в Барнауле.

«Форт Боярд» вернулся! Валуев там был ведущим, Губерниев шутил про допинг, а Авербух поднимал клетку с Лобачевой

Кабаева работала на телевидении и в Госдуме, основала благотворительный фонд, возглавила холдинг «Национальная Медиа Группа» и совет директоров «Спорт-Экспресса». И не раз высказывалась в защиту российских спортсменов в допинговых делах, вспоминая свое отстранение:

«Прошло уже 15 лет, а я до сих пор не могу равнодушно вспоминать о том времени и считаю, что за необоснованные и недоказанные обвинения спортсмена в приеме допинга должно применяться очень суровое наказание – и к физическим лицам, и к организациям. Чтобы желания поболтать на эту тему не возникало. Такими обвинениями можно поломать жизнь спортсмена.

Спорт должен быть вне политики, но не вне закона».

***

Sports.ru пытался связаться с Ириной Винер, чтобы прояснить ситуацию с пробами – когда все-таки вскрывали образец «Б» и какой результат он показал. В Федерации художественном гимнастики России (ФХГР) нам предложили отправить письменный запрос Ирине Александрове на электронную почту. Мы так и сделали.

Фото: AFP/EAST NEWS; РИА Новости/Александр Поляков, Владимир Федоренко, Владимир Вяткин, Владимир Родионов; Gettyimages.ru/Gary M Prior/Allsport; globallookpress.com/ZUMAPRESS.com; East News/AP Photo/Vincent Yu