3 мин.

История чилийского позора: кровь, ложь и "Плейбой"

У некоторых сборных есть матчи славы, а в истории сборной Чили был один матч, который на долгие годы покрыл ее позором - и дело не в поражении со счетом вроде 1:7. Полностью эту историю можно прочитать на русском вот здесь, я лишь ограничусь кратким пересказом и расскажу кое-что о последствиях этой игры.

Чтобы попасть на ЧМ-1990, команде нужно было совершить невозможное - не проиграть Бразилии на "Маракане". Команда Чили делала все, что было в ее скромных силах (в основном фолила и отбивалась), но все равно проигрывала 0:1 к середине второго тайма. И тогда звездный вратарь чилийцев, Роберто "Кондор" Рохас, решился на самые крайние меры.

Когда возле него упал файер, пущенный с трибуны, Рохас рухнул, как подкошенный. Тут же к нему поспешили врачи с носилками - и вратаря с залитым кровью лицом унесли с поля. Тренер чилийцев незамедлительно увел свою команду в раздевалку, матч был сорван, футбольное руководство Чили чуть ли не до самого Пиночета требовало дисквалификации бразильцев или хотя бы переигровки на нейтральном поле.

Расследование, впрочем, выявило очевидные факты: на лице Рохаса не было ожогов, лишь два пореза - а файером нельзя порезаться, к тому же он горел в двух метрах от голкипера. Сборная Чили была отстранена от соревнований ФИФА на четыре года (пропустив отборочный этап еще и ЧМ-1994), Рохас был дисквалифицирован пожизненно. Через какое-то время он рассказал, что готовился к своему представлению заранее, при помощи медицинского штаба спрятав скальпель в гетрах - позднее он переложил его в перчатку и в нужный момент, свернувшись на газоне, дважды провел лезвием по лбу. Боли он, само собой, не боялся - чуть ранее по ходу матча "Кондор" ощутимо ударился головой об штангу, но продолжал играть с полной самоотдачей.

Болельщица сборной Бразилии Росенери Мелло, запустившая сигнальную ракету, в ходе разбирательства была наказана штрафом в 20 тысяч швейцарских франков - весьма солидной суммой, тем более по местным меркам. Успевшая стать постоянной фигуранткой таблоидов девушка не знала, что и делать, но на выручку пришел бразильский "Плейбой", предложивший покрыть расходы, если Мелло согласится на фотосессию. Полностью ее в интернете нет, обложка журнала получилась, по-моему, не очень даже для 1989 года, но снимок, использованный позднее для автобиографии фанатки, вышел довольно удачным.

Судьба же самого "Кондора" Рохаса была сломана. Гордость нации, любимец детей, образцовый семьянин и христианин, регулярно совершавший визиты в школы и тюрьмы, в момент лишился всей своей славы, пусть он и пытался помочь сборной своей страны; когда через 16 лет Зидан пожертвовал национальным ради личного, к нему отнеслись куда гуманнее. Разумеется, в "Сан-Паулу", который он когда-то предпочел мадридскому "Реалу, Роберто не вернулся. На несколько лет вратарь вообще скрылся от чужих глаз, пытаясь вновь обрести себя - долгими ночами он бродил в одиночестве под звездами, размышляя о жизни.

Над его бровью остался шрам - должно быть, иногда он о чем-то напоминает Рохасу, когда тот смотрит в зеркало. Какое-то время "Кондор" работал комментатором, потом переключился на тренерскую работу; в 2001 году он принес извинения, которых оказалось достаточно, чтобы снять пожизненную дисквалификацию - но вряд ли в итоге оказался в мире с самим собой.

"Я думал только о том, как бы выиграть. Как же я ошибался. Я не ожидаю, что меня простят - и люди вправе думать обо мне все, что захотят.

Дети, которых я обучаю, позволяют мне быть таким, как я есть. Они не судят меня. Когда я работаю с ними, я никогда не говорю о том, как добиваться побед - я только учу их, как не пропускать голы".