8 мин.

Люди года. Сергей Галицкий и его твиттер

Фото: РИА Новости/Михаил Мокрушин

В начале 2012 года президент и владелец ФК “Краснодар” Сергей Галицкий начал писать в твиттере – регулярно и много, о футболе, о бизнесе и снова о футболе. Почти сразу же самые острые цитаты стали превращаться в новости – и эти новости, в свою очередь, обсуждались куда охотнее, чем любые другие события вокруг ФК “Краснодар”, исключая разве что мучительный переход Мовсисяна. К концу года твиттер Галицкого набрал более 15 тысяч подписчиков, обогатившись ретвитами футбольных комментаторов и журналистов и ответами на вопросы читателей. Бизнесмен отлично сочетает недлинные полемические высказывания (своеобразные твиттер-колонки), комментарии на злобу дня и информацию о повседневной жизни своего клуба и бизнеса. Если мне бы пришлось выбирать лучшее спортивное СМИ, появившееся в России в 2012 году, сомнений у меня бы не возникло.

Я не уверен, что в истории российского футбола были другие владельцы или президенты клубов, к которым настолько хорошо относились бы журналисты (получая редакционное задание, ваш покорный слуга был проинструктирован так: “Все и так от него писают кипятком. Колонка нужна, только если можешь сказать что-то новое”). Дело, мне кажется, не только в том, что Галицкий действительно интересуется работой журналистов и телекомментаторов, следит за их мнениями и вступает с ними в диалог – в медиа идут достаточно тщеславные люди, и такое внимание со стороны живого миллиардера зачаровывает многих, а ретвит Галицкого для них становится праздником. Просто он делает и декларирует все то, что в среде журналистов считается правильным.

Если бы мне пришлось выбирать лучшее спортивное СМИ, появившееся в 2012 году, я бы выбрал твиттер Галицкого

Галицкий развивает академию, строит базу и новый стадион, рассчитывая сделать его достопримечательностью Краснодара. Подписывает долговременные контракты с тренерами, много говорит о поступательном развитии команды и том, что нет смысла тратить деньги на дорогих игроков, если уровень клуба им еще не соответствует. Возмущается лимитом, договорняками, необходимостью играть зимой, полупустыми московскими стадионами на сборной и комментариями Геннадия Орлова – ну и иногда забавно перегибает, совсем по-болельщицки, в стиле условного Андронова радикально осуждая что-нибудь отвлеченное вроде тренера Моуринью. В конце концов, заказывает для своей команды футболки Kappa – определенно самые красивые в премьер-лиге. В одном из первых больших текстов о “Краснодаре” Василий Уткин в качестве вывода пишет: “Мы с моим товарищем Сергеем Микуликом, два кое-что повидавших журналиста, не нашли серьезного повода ни позлословить, ни приложить свой изобретательный цинизм” – и, похоже, с тех пор мало что изменилось.

Галицкий не первый миллиардер в социальных сетях, и даже далеко не единственный миллиардер-владелец клуба, активный в интернете. 34-летний владелец “Мемфиса” Роберт Пера в своем блоге рассказывает, например, как он вышел на IPO с компанией, штат которой чуть более 100 человек – в первую очередь за счет подбора людей, которые действительно делают дело, эффективных вложений в исследования и сокращения операционных расходов. Интересно будет посмотреть, как эти принципы повлияют на устройство “Мемфиса”.

Есть среди магнатов и яростные болельщики вроде Джима Ирсэя (чей миллиард, как это ни дико для России, заработан на клубе НФЛ “Кольтс”), есть любители поговорить о судействе и заговорах вроде Марка Кьюбана. Но я не знаю других действующих владельцев, которые бы так много говорили о спорте в самых разных его проявлениях, интересовались всеми мелочами и хотели контролировать каждый аспект жизни своего клуба – вплоть до горячего чая для своих фанатов на выезде. В этой маниакальности Галицкий напоминает Стива Джобса, жестко контролировавшего материалы для отделки магазинов «Эппл» и требовавшего всегда укладываться в рамки конкретных габаритов, чего бы это не стоило.

Мне нравится, что в руководстве «Краснодара» вроде бы нет людей с опытом работы в других клубах, а гендир Хашиг – бывший нейрохирург

Короче, если целью Галицкого было мощное высказывание – в широком смысле этого понятия – то он добился своей цели. Он ясно обозначил: миллиардеры тоже бывают болельщиками, они разбираются в каких-то проявлениях футбола не хуже журналистов, а в чем-то еще и лучше (например, в управлении – мне лично нравится, что в руководстве “Краснодара” вроде бы нет людей с опытом работы в других клубах, а гендиректор Хашиг вообще 10 лет работал нейрохирургом, то есть как минимум аккуратен, вдумчив и ответственен). В спертом воздухе российского футбола приятно, в конце концов, когда его новая важная фигура оказывается нормальным, эмоциональным, понятным и даже приятным человеком – что, разумеется, больше говорит о нашем футболе, чем об этом человеке. Но есть и другая сторона. Реальная.

2012 год “Краснодар” закончил на 10-м месте, 2011-й – на 9-м (на первом во второй восьмерке, если точнее). Средняя посещаемость в первой части чемпионата составила 9600 – где-то на 2 тысячи меньше, чем в аналогичной части 2011 года. При всей ориентации на местных игроков иногда в основе выходило лишь два человека, имеющих право играть за сборную России. В команде хоть сколько-нибудь регулярно появлялся ровно один молодой игрок Ламбарский, при этом куда-то пропал прежний лучший молодой игрок Ерохин. Селекцию сам Галицкий охарактеризовал как провальную – что в итоге привело к увольнению с должности спортивного директора заслуженного кубанца Лысенко. К концу сезона не имеющая особого резерва команда еще и потеряла свою главную звезду. Пожалуй, никто бы не говорил по итогам года ничего о руководстве такого клуба, если бы не тот самый твиттер. Да, база отличная и академия, наверное, тоже – но у “Сатурна” тоже были отличная база и современная академия (где занимались, например, Смолов и Сапета).

Возможно, конечно, твиттер нужен отчасти и для того, чтобы мотивировать себя превращать намерения в реальность, получая обратную связь. У нас есть редкая возможность наблюдать за тем, как президент клуба все глубже осваивается в новой роли – своеобразное реалити-шоу. Но в следующий раз попасть в эту серию колонок у Галицкого получится лишь в случае реальных, очевидных результатов (и то скорее мы будем говорить о игроках и тренерах его команды). Надеюсь, меньше всего человеку, с нуля создавшему огромный осязаемый бизнес, хочется войти в историю российского футбола в качестве очередного специалиста по громким заявлениям, амбициям и никогда не исполненным планам. 

У меня есть сомнения и насчет концепции «11 воспитанников в основе». Так не получается даже в компьютерных играх

У меня, кстати, есть сомнения и насчет концепции “11 воспитанников в основе”. Так получается в заявлениях (не уверен, что даже в мечтах) политиков-популистов. Так не получается даже в компьютерных играх, причем по понятной логике, действующей и в жизни – чтобы поднять академию до такого уровня и обеспечить, чтобы игроки оставались в клубе, нужно стать грандом, но тогда все игроки должны быть топ-класса, чего не может обеспечить ни одна академия. Еще так получается у баскского “Атлетика”  и могло бы получиться у “Барселоны” – но и тем, и другим потребовались десятилетия успехов, чтобы самовоспроизводящаяся модель заработала (и, пожалуй, немного сепаратизма). У “Барселоны” к тому же, был Кройфф – визионер, вдохновитель и наставник; еще раз рекомендую, кстати, перевод текста Саймона Купера, где он убедительно объясняет, почему в случае “Барселоны” опора на своих воспитанников – необходимость, а не прихоть.

Свой визионер сейчас есть и у “Атлетика” – и рискну предположить, что это сознательный выбор. В условиях жесткой конкуренции вы проиграете, если будете связаны жестким формальным ограничением. Попробуйте составить способный выиграть Лигу Чемпионов клуб из футболистов на букву “А”, что ли. Но вспомните мысли Роберта Пера чуть выше – можно обойти многих конкурентов, вкладываясь в исследования и лучших в своей области людей, способных менять мир. Славолюба Муслина с его заслуженными кубанскими помощниками и серба Марьяновича в академии “Краснодара”, при всем уважении, тут явно не хватит.

Впрочем, у меня есть один сценарий будущего, в котором сходятся все последние тенденции – и он, похоже, не настолько и фантастический. Представьте, что действительно появится чемпионат СНГ. Представьте, что в погоне за представительностью там соберут команды из доброго десятка стран – “Памир” и “Нефтчи”, “Астана” и “БАТЭ”, штук пять украинских и, возможно, пару узбекистанских. У футбольной лиги есть свои пределы, и российских команд в любом случае останется, например, восемь. Все остальные останутся в какой-то другой российской лиге. Лиге бескрайних просторов от Калининграда до Владивостока, лиге российских регионов без Москвы и Петербурга. Как ФНЛ, только лучше – хотя, возможно, даже без права автоматического выхода наверх.

Очарование свежести и новизны осталось в 2012 году, Галицкому нужны новые достижения

Вот в этой Лиге России, избавленный от конкуренции с мегаломанами и бездонными кошельками тех, кто тратит не свои деньги, “Краснодар” сможет стать чемпионом даже с 11 воспитанниками в основе. Возможно, в такой лиге он окажется образцом для подражания и привлечет больше внимания телевидения и журналистов, чем в качестве середняка премьер-лиги. Возможно, там ему будет проще устроить праздник для болельщиков, чтобы они ходили на футбол не как в оперный театр – по редкому случаю и на звезд – а как в кино: с семьей и два раза в месяц. Возможно, даже в такой лиге клуб действительно станет достопримечательностью города, и на его матчи будут приезжать туристы, как я описывал в недавнем тексте про будущее клубов и лиг.

Но если такое будущее кажется не слишком вероятным или не слишком радостным, то перед Сергеем Галицким работы еще гораздо, гораздо больше, чем уже было сделано. Очарование свежести и новизны окончательно осталось в 2012 году, нужны новые достижения – которых пока больше у других, не всегда таких же открытых и интересных людей. Хотя, безусловно, популярный и информативный аккаунт в твиттере тут ничем не помешает. Я лично убежден в силе медиа – поэтому думаю, что он даже поможет.

Сергей Галицкий: «Просто вы привыкли, что провинциалы не вякают»

Люди года. Почему Ибрагимович – лучший футболист мира

Люди года. Как мы увидели новую Марию Шарапову

Люди года. Александр Кокорин

Люди года. Елена Исинбаева

Люди года. Марио Балотелли

Люди года. Фабрис Муамба

Люди года. ЛеБрон Джеймс