8 мин.

Двойное сальто назад прогнувшись - элемент без имени

Если гимнаст или гимнастка исполняют впервые новый элемент на международных соревнованиях, то этот элемент называют в его(её) честь. В настоящее время, чтобы элемент был назван в честь первого исполнителя, его надо продемонстрировать успешно, т.е. без грубых ошибок, на соревнованиях, проводимых FIG (этапы Кубка мира, чемпионаты Европы, мира, Олимпийские игры).

Но так бывает, что элемент исполнен, а в Правилах проведения соревнований он таки не получает имя первого исполнителя. Это и произошло с таким основополагающим элементом на вольных упражнениях у мужчин, как «двойной бланш» назад или двойное сальто назад прогнувшись.

В 1976 году на Олимпийских играх большинство ведущих гимнастов мира на вольных упражнениях в качестве самого сложного элемента исполняет «Цукахару» или элемент Мицуо Цукахары – двойное сальто назад с поворотом на 360. И тем не менее, нужно было развиваться дальше. Как известно «профилирующий» или основной тип любого сальто – это сальто в положении прямым телом. Т.к. именно такое положение тела является настоящей основной для дальнейших усложнений элемента.

Но сказать значительно проще, чем сделать. Путь к двойному сальто прогнувшись был не прост. Кто первый исполнил базовый элемент всей «задней» акробатики у мужчин?

На Чемпионате мира 1978 великий советский гимнаст Николай Андрианов исполняет в первой диагонали заветный «двойной бланш». Но по каким-то причинам его имя так и не было вписано в Правила проведения соревнований.

Как можно видеть двойной бланш образца 1978 года – это ещё не двойное сальто в положении прогнувшись в том исполнении, как мы видим на соревнованиях в наши дни. Николай Ефимович исполнил его с согнутыми ногами в коленях в положении полупрогнувшись/полугруппировке. Но это была «первая ласточка» или первая попытка в мире исполнить этот сложный элемент.

Когда гимнасты в массах начали исполнять двойной бланш? На чемпионате 1983 года. Были единичные попытки исполнения его и в 1982 году, но именно единичные. В массы элемент «пошёл» только к 1983 году. Хотя надо отметить, что в 1982 году Ли Юджи на Азиатских играх уже сумел продемонстрировать элемент ещё более сложный – двойное сальто назад с двумя пируэтами, хотя большинство гимнастов ещё не освоило и двойной бланш.

У гимнасток одной из первых исполнительниц двойного сальто назад прогнувшись является советская гимнастка Елена Шушунова. Она продемонстрировала этот элемент в 1985 году.

В 1987 году Татьяна Тужикова добавляет в двойной бланш пируэт. Что приближает уровень акробатики в женской гимнастике к мужской.

Дальнейшее использование двойного сальто назад прогнувшись в комбинациях гимнастов и гимнасток происходило по двум направлениям. Первое – это наращивание мощности самого сальто. К примеру, делались попытки выполнять двойной бланш с разведением ног в полёте, как это демонстрирует Татьяна Гуцу на Олимпиаде 1992 года. Но этот путь был отвергнут, как сомнительный.

Вообще после Олимпиады 1988 года два бланша стали «завсегдатаями» в программах как гимнастов, так и гимнасток. А вот добавление в них винтов стало редкостью. Но тем не менее, на Олимпиаде 1992 года Виталий Щербо исполняет сложнейший двойной бланш с двумя винтами (сложно сказать, кто был первым автором элемента).

В будущем, «два с двумя» прямым телом станет большой редкостью. Гимнасты в основном будут использовать два с двумя в группировке или двойной бланш с винтом. А настоящая популярность к двойным бланшам с двумя винтами придёт после 2006 года, после изменения правил проведения соревнований. Теперь гимнастам станет очень выгодно использовать в комбинации максимально сложные элементы, которые можно чисто выполнить. Два с двумя прямым телом к 2008 году освоит многочисленное количество спортсменов.

Ещё хочется рассказать об оригинальной «китайской» разновидности двойного бланша с двумя винтами. Обычно гимнасты выполняют по винту в каждом сальто. Но на Олимпийских играх 2000-го года китайские гимнасты Ли Сяопенг и Янг Вэй исполнили двойное сальто назад прямым телом с двумя винтами в первом сальто. Такая разновидность элемента больше не применялась в будущем у других спортсменов.

Следующая модификация элемента – это добавление в него ещё половинки. Двойное сальто назад прогнувшись с 2,5 винтами в 2009 году исполнил американский спортсмен Стивен Лежандр.

Но самой сложной модификацией двойного бланша на сегодняшний день является элемент, впервые исполненный японским гимнастом Кензо Шираи в 2015 году – двойной бланш с тремя винтами. Элемент просто уникальный и имеющий самую высшую сложность «Н» на сегодняшний день.

У девушек Оксана Чусовитина в 1992 году исполняла двойной бланш с винтом. Но в отличие от Татьяны Тужиковой – винт был показан во втором, а не первом сальто.

В будущем два с винтом в женской гимнастике практически не выполнялся. Только после изменений правил в 2006 года начали появляться его исполнительницы. А двойной бланш с двумя винтами впервые был продемонстрирован сразу двумя гимнастками: американкой Маккайлой Скинер и канадкой Викторие Мурс (элемент носит имя «Мурс»).

Ещё одну интересную вариацию двойного бланша впервые выполнила Симона Байлз. Это более простой с технической, но более сложный с точки зрения приземления, элемент – двойной бланш с поворотом на 180 во втором сальто.

Второе направление развития двойных бланшей – более популярное и начавшее набирать большие обороты, начиная с 1985 года. Это самые разные соединения двойного сальто с другими элементами. Одним из примеров такой комбинации является программа Владимирова Новикова на Олимпиаде 1988 года. Он выполнил в первой диагонали: двойной бланш назад – фляк – двойное сальто назад.

Вообще, с 1992 все гимнасты начинают изучать самые различные связки средней сложности элементов. Поэтому двойной бланш становится объектом добавления к нему разных сальто, например, в контр-темп, а не добавления винтов. Такие элементы демонстрируют и гимнастки, но конечно же значительно реже. Совершенно уникальную диагональ показал Мелиссанидис в 1999 году, исполнив темповое сальто - два бланша – винт вперёд.

Или хороша программа Брэнды Маганы с контр-сальто после двойного прогнувшись.

Из сложных соединений с двойным прогнувшись можно выделить комбинацию Дмитрия Карбоненко. Он выполнил связку двойной бланш + сальто назад + 1,5 сальто вперёд.

А вот программа Мариана Драгулеску с связкой двойного бланша с винтом с последующим 1,5 сальто в кувырок.

Гимнастика продолжает прогрессировать. Интересно узнать, что ещё придумают спортсмены в своих будущих комбинациях!