Блог His foot

Индеец на лого «Гента» – это бельгийский мем начала прошлого века. Он возник благодаря цирку с конями

Пиво, вафли, шоколад, но никак не индейцы. Ассоциативный ряд из стереотипов о Бельгии вряд ли у кого-то включает образ автохтонного жителя Северной Америки. Но профиль мужчины с перьями на голове возник на логотипе футбольного клуба «Гент» не просто так. Это отсылка к популярному шоу Баффало Билла.

Романтический образ ковбоев и индейцев возник в массовой культуре еще до появления вестернов. Прежде чем сюжеты и быт Дикого Запада переложили на кинопленку, их демонстрировал в своем шоу Уильям Коди, больше известный под прозвищем Баффало Билл.

Коди родился в Айове, но вскоре его семья переехала в Канзас. Жизнь в небольшом провинциальном городке Форт Ливенворт была похожа на настоящий Дикий Запад. В те годы, еще до Гражданской войны, обострялся конфликт на почве рабского труда. Разговоры об освобождении рабов не ограничивались оскорблениями. В одной из стычек отец Уильяма, выступавший против рабского труда, был убит. 

Потеря главы семьи вынудила будущего Баффало Билла пойти на работу уже в 11 лет. Затем Коди вступил в ряды разведывательного отряда, отправившегося на запад, благодаря чему освоил верховую езду и познакомился с жизнью в других штатах. В Юте совсем еще юный Уильям усмирял восстание мормонов, а в Калифорнии, где к тому моменту уже началась золотая лихорадка, стал старателем в долине Холкомб.

Баффало Билл

До Гражданской войны Коди успел поработать в почтовой службе Pony Express, а затем записался в армию Севера. Кавалеристом он участвовал в вооруженных операциях против индейцев, служил в разведке и получил Медаль Почета.

Тогда же Коди обрел знаменитое прозвище. Его придумал писатель Нед Бантлайн, опубликовавший сначала рассказ об Уильяме в The New York Weekly, а затем и полноценный роман «Баффало Билл. Король приграничья». Почти все написанное было вымыслом, но серия произведений ширилась, и Коди стал народным героем.

Сначала Баффало Билл прославился как литературный персонаж

Популярность Баффало Билла подтолкнула Бантлайна к тому, чтобы перевоплотиться из писателя в продюсера. Так появилось шоу по мотивам книг. Главную роль исполнил сам Уильям Коди, который в 1872 году дебютировал в представлении «Скауты прерий». Первое выступление состоялось в Иллинойсе, и далеко не все местные критики остались довольны. «Коби больше походит на неуверенного в себе школьника, – писала после премьеры Chicago Tribune. – Поначалу зал не мог вместить всех желающих, но вскоре зрители стали покидать его раньше времени».

Уильям долго оттачивал мастерство наездника и актера, и в 1882 году он основал шоу Баффало Билла. Это было большое цирковое представление с родео, постановочными боями и состязаниями в стрельбе. В шоу играли коренные американцы – например, вождь индейского племени хункпапа Сидящий Бык и выходец из племени оглала Пинающий Медведь.

Баффало Билл приглашал в свое шоу настоящих индейцев

Гастроли по США сменились турне по Европе. Баффало Билл выступал для королевы Виктории в рамках Американской выставки (презентация достижений народного хозяйства США) . Шоу увидели члены российской императорской семьи, будущий немецкий кайзер Вильгельм, жители Франции, Австро-Венгрии, Италии и других стран.

Цирк Баффало Билла в Брюсселе 

В 1891-м и 1906-м цирк с танцами, бубном и скачками на лошадях показывали в Бельгии. В Генте он пользовался особым успехом: слово «Баффало» укрепилось в местном лексиконе и стало мемом. Его толпа выкрикивала по поводу и без – просто ради забавы.

Например, возгласами «Баффало! Баффало!» группа студентов приветствовала короля Альберта во время визита монарха в Гентский университет в 1913 году. Мем не потерял силы и популярности даже после Первой мировой войны. Имя ковбоя разносилось по стадионам в 1920 году во время Олимпиады в Антверпене. Чаще всех выкрики в свой адрес слышал спринтер Омар Смет, член спортивного общества «Гента». Тогда за клубом окончательно закрепилось прозвище «Баффало».

Омар Смет и болельщики “Гента” с первой клубной атрибутикой

Когда мем подхватили футбольные болельщики, дело уже не ограничилось выкриками. Профиль коренного жителя Америки появился на флагах и баннерах команды. Правда, официальная символика футбольного «Гента» долго оставалась консервативной. До 1971 года эмблемой был круг с аббревиатурой и короной. Но в память о первых фанатах команды логотип поменяли.

С 2013 года индеец смотрит вправо, а не влево. Руководители команды объяснили ребрендинг тем, что теперь взгляд клуба направлен в будущее.

 

Изображение индейца на эмблеме «Гента» начиная с 1971 года

В «Генте» знают, что в наши дни использовать стереотипный образ индейца – моветон. Но в ответ на любые нападки боссы напоминают, что это просто такая традиция, что на эмблеме – не какой-то дикарь, а абсолютно нейтральное изображение коренного жителя Северной Америки. 

На официальном сайте клуба есть целое предостережение: «Более 100 миллионов коренных американцев погибли в годы преследований, дискриминации и лишений. В США их быт по-прежнему полон лишений: бедность, посредственное образование, скверное здоровье и плохое жилье. Мы просим наших болельщиков осознавать социальную значимость эмблемы «Гента» и призываем относиться к логотипу ответственно и с уважением. 

Даже если логотип «Гента» и не выглядит карикатурным, то к талисманам команды прикопаться можно. Их зовут Баффало Мел и Баффало Бен – девушка и парень в костюмах индейцев в бело-синих тонах. Изначально пару Баффало Бену составляла Скво Мел – от английского squaw, «индианка». Но даже в Бельгии решили, что это чересчур, и талисманы получили одинаковое дополнение к имени.

To dare is to do 😉 the game is about glory 😘 #totgnt #kaagent pic.twitter.com/rz6Fslzczk

— Mel J. (@JoosMelissa) 23 февраля 2017 г.

 Появление маскотов вызвало бурную дискуссию в американском обществе. Например, Сьюзан Харджо из Общества индейских племен шайеннов посчитала недопустимым, что в образе коренного американца выступает белый человек в нарочито гротескном костюме. По ее словам, талисман может нанести урон самооценке молодежи индейцев, поэтому команда должна отказаться от подобного рода символов.

В 2018 году журналист The New York Times Эндрю Кей опубликовал текст об отношении к образам индейцев в европейском спорте. Эмблема «Гента» и талисманы команды оказались в центре внимания. По словам Кея, клуб отказался предоставить каких-либо официальных лиц для обсуждения этой темы. А когда руководство «Гента» узнало, что американский журналист договорился об интервью с Баффало Беном, то вмешалась пресс-служба и запретила любые контакты.

«У нас нет исторического долга перед коренными жителями Америки, – заявил координатор благотворительного фонда «Гента» Вим Билерт. – В этом заключается отличие Европы от США. Вот что мы имеем в виду, когда говорим, что работаем в другом историческом и культурном контексте».

Впрочем, судя по комментариям под статьей Эндрю Кея, не все американцы обеспокоены стереотипным изображением индейца на лого «Гента». И помимо упреков в геноциде, который устроили европейские колонисты много столетий назад, звучат вопросы и такого рода: «А что тогда делать с детьми, которые носят костюмы коренных жителей Америки и играют в ковбоев против индейцев?»

Фото: globallookpress.com/Jasper Jacobs/ZUMAPRESS.com; Wikimedia/G.Garitan, Gent, nationalcowboymuseum, Wikimedia/Royale Photographie, Rockwell Center

Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot.

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья