19 мин.

Серб Шрёдингера. Что происходит с Душаном Влаховичем?

Благодаря популяризации науки о квантовой механике через популярные сериалы про гиков, вроде Теории большого взрыва, наверняка многие слышали про так называемый эксперимент «Кот Шрёдингера». Эрвин Шрёдингер был физиком-теоретиком, который в 1935 году решил доказать вероятность суперпозиции, когда два противоречащих друг другу состояния могут существовать одновременно. Для этого физик якобы поместил кота (в теории, разумеется) в стальную камеру с молотом, флаконом синильной кислоты и малым количеством радиоактивного вещества. Если хоть один атом вещества распадется - механизм опустит молот, тот перевернет флакон с ядом и кот умрет. В чем смысл? Пока кота никто не видит внутри коробки, для окружающих он одновременно и живой, и мертвый. Это и есть принцип суперпозиции с уточнением, что все решают детали - видим ли мы кота, сколько прошло времени, нужно ли открывать коробку уже сейчас. Подобную гипотезу хотелось бы применить и в отношении Душана Влаховича, который на текущий момент попал в тот самый момент пересечения двух противоречащих друг другу состояний - он остается форвардом высокого класса, который, однако, перестал забивать и выглядит слишком неумелым на поле. Что происходит? И как наблюдателю наконец определить, жив кот, или умер?

И прежде, чем мы начнем, не забудьте заглянуть в мой телеграм канал, где мы в ламповой и уютной атмосфере предаемся приятным воспоминаниям и обсуждаем современные новости под просмотр очередного матча Ювентуса.

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Кого приобретал Ювентус год назад?

Сербский нападающий всего пару лет назад громко заявил о себе, демонстрируя результативность высокого уровня. Для Серии А подобный тип нападающих не является чем-то диковинным или необычным - в топе голеодоров нередко можно встретить форвардов Специи, Болоньи и той же Фиорентины, где вся методика выстраиваемой тактической схемы вращается вокруг центральной фигуры, а именно нападающего. Ндзола, Лукман, Арнаутович - наиболее подходящие примеры футболистов, которые не привлекают внимания больших клубов, несмотря на то, что забивают им же в очных встречах, помимо своих 20 голов за сезон.

Влахович преподнес что-то новенькое: став лучшим снайпером в клубе среднего толка - Фиорентине, он не просто влетел в пятерку самых результативных нападающих, он фактически заставил Ювентус сразу же вытащить кошелек и выплатить требуемую сумму в 80 млн без торга и аукциона. Настолько ли Ювентус нуждался в подобном типаже футболиста без опыта игры за топовый клуб? И смог ли Душан Влахович привезти с собой в Турин все необходимое?

В Фиорентине и Партизане тренеры легко определяли самые сильные качества Влаховича - это игра с мячом уже непосредственно в ногах, постоянное присутствие в штрафной соперника, обилие опасных моментов и игра в качестве завершающего элемента. Душан никогда не любил создавать моменты, его сила - удары. В угоду развития определенных навыков, Якини во Флоренции полностью освободил игрока от контрпрессинга и игры в оборонительной фазе, благодаря чему Влахович почти не вступал в прямые единоборства за мяч, только в качестве исключения.

При этом, если все же дело доходило до борьбы за мяч, Душан работал умело за счет физического превосходства - его научили правильно ставить корпус против соперника, как это делают центральные защитники, и за счет работы плечами и торсом создавать себе преимущество в пространстве перед мячом для более надежного удержания. Таким образом Влахович удерживал у себя мяч, но без мяча - фактически не вступал в прессинг, предпочитая подождать, пока кто-то другой отработает этот эпизод.

Вместо прессинга Влахович отлично подстраивался под партнеров и умело выискивал себе коридоры между линиями, что позволяло на скорости выбегать на оперативный простор и очень часто оставаться с вратарем фактически наедине. У серба есть серьезные проблемы с приемом мяча, который и по сей день отскакивает от него на метр, но Душан сразу ставит корпус и старается его накрывать собой, теряя драгоценные секунды на обработку, а не бег.

Подытоживая общую стилистику игру, можно сказать, что Душан Влахович – это форвард с довольно необычным набором умений (идеальный удар левой ногой, прекрасное чтение игры и движение без мяча в атаку, высокая скорость, физическое превосходство, а также просто дикая нацеленность на самосовершенствование, сродни Криштиану Роналду). За 2021 год Душан Влахович забил 41 гол, став седьмым в списке самых результативных нападающих мира. Это заставило все крупнейшие СМИ тут же расписать ему потрясающее будущее. Подобный подход загубил множество рано раскрывшихся футболистов, которые банально не выдерживали давления и не могли соответствовать заданной планке на постоянной основе. Влаховичу приписывали игру в духе самого Батистуты и результативность раннего Икарди. Однако Влахович играет совершенно в другой футбол. Скачок в количестве голов связан не с самим Душаном, а с футболом, который проповедовали Якини и нынешний тренер Фиорентины Итальяно. Команда, понимая и принимая преимущества своего игрока, освобождает впереди огромное пространство, забирая себе всю черновую работу. Это успешно работает лишь с определенным типом команд. Против автобусов, вроде Ювентуса, схема не работает совсем и заставляет игроков растягивать оборону, лишая Влаховича моментов.

В этом пока кроется главный минус данного перехода – Влахович умеет работать в свободном пространстве, превращаясь в убийцу, но полностью отключается, если остается один или закрыт. Но он умело скрывает их бешеным трудолюбием и работой над собой. Это подкупило и Ювентус, который расщедрился на огромную сумму за переход молодого форварда с кучей минусов. Судя по всему, руководство поспешило сделать ставку на то, что Душан делать умеет, но с большой поправкой на партнеров.

Аллегри в этом сезоне делает упор на схему 3-5-2 или 3-5-1-1. Львиную долю работы здесь выполняют латерали, в частности Филип Костич, доставляя мяч в штрафную соперника. Ни через центр, ни через комбинации - только кросс и навес/прострел. В этой связи впереди требуется нападающий, умеющий реализовывать все те скудные моменты, которые команда наскребет за матч. Роналду и Игуаин умели это делать, им порой было достаточно двух моментов за всю игру, чтобы забить два гола. Для нападающих вроде Мораты и Дибалы требуется предварительно пристреляться, упустить несколько голевых моментов и только тогда завершить дело голом. Отсюда нацеленность клуба на Влаховича. Своими действиями он показал, как умеет фактически из ничего забить гол, ухитрившись подстроится под любой пас и ударить с огромной силой по бедным воротам. Даже с учетом низового блока команда может освободить Влаховича от прессинга, попросту оставив его одного впереди в ожидании следующего переходного блока игры. То есть потребность во Влаховиче объяснима.

Но клуб вновь допустил ошибку, схожую с той, что была актуальна в период игры Криштиану Роналду за Ювентус - отсутствие подходящих игроку партнеров для демонстрации той же игры, что была чуть ранее.

Что Ювентус в итоге получил?

Прошел ровно год с момента дебюта Душана за Старую Синьору. За это время он сыграл 32 матча в Серии А, дошел до финала Кубка Италии в прошлом сезоне, поиграл в Лиге Чемпионов и сейчас стремится показать свои лучшие качества в Лиге Европы. Но что мы можем увидеть в статистике сербского нападающего?

В плане результативности, Влахович идет в соответствии с поставленным ранее потолком в Ювентусе - гол каждую вторую игру. Это сильно проседает на фоне его игры в Фиорентине в последние два сезона. Сегодня Влахович забивает раз в 172 минуты при 3,4 ударах за матч - в створ попадает лишь 32,7%, а в голы конвертируется и вовсе 15,4% ударов.

При этом миф о скудности моментов легко развеивается, поскольку в Ювентусе Влахович начал бить по воротам чуть ли не чаще, чем в свой самый результативный сезон в Фиорентине - там за 90 минут в среднем ему требовалось от 4 до 2,6 ударов, сейчас эта цифра держится на уровне 3,4.

Что действительно просело - так это реализация. Теперь Душан бьет не из самых удобных для себя позиций, нежели раньше, зачастую и вовсе просто лупит наугад для статистики или банального завершения атаки ударом, как по учебнику.

Влахович куда меньше взаимодействует с партнерами - теперь пасуют больше ему, чем он сам другим. Это полностью завязано на подходе Аллегри в его понимании работы форварда - тот должен завершать моменты, а не создавать их, жертвуя собственным присутствием в штрафной.

Отметим и снижение в процентном соотношении попытки отрабатывать с защитниками один в один - Душан почти перестал пускаться в дриблинг, а если и пробует - повезет лишь в половине случаев, даже меньше.

Подытожим, что некоторые параметры заметно ухудшились, но ключевые - сохранились. Влахович так же бьет, так же попадает, но голов все равно меньше. Фактически, команда не может положиться на свое главное оружие, и теперь результат чаще зависит от исполнителей вроде Адриена Рабьо и Анхеля Ди Марии, которые вытаскивают матчи своими голами и полезными действиями. Сам же Душан порой походит на лишний элемент игровой структуры, мешая партнерам и тренеру реализовывать задуманное.

Что происходит с Душаном Влаховичем?

Специалисты, которые работают с футболистами на постоянной основе, сходятся в том, что для полноценного образа успешного игрока необходимы три составляющие: талант, физическое здоровье, психологический баланс. Если все три условия соблюдены, команда получает глину, из которой можно лепить все, что требуется тренеру. Все ли в порядке с этим у серба?

Талант.

Этот аспект наиболее полно мы уже раскрыли в первой фазе статьи. Влахович многое умеет и в силу возраста готов учиться и вбирать с опытом. Однако складывается ощущение, что Ювентус банально промахнулся мимо запрашиваемых характеристик в угоду звездному статусу, пусть и только назревающему. Влахович умеет делать все то, что нужно команде, но только при соблюдении всех тепличных для себя условий, таких как отсутствие черновой работы, наличие пространства впереди, отсутствие давления со стороны окружения, и так далее. Душан совершенно не умеет играть головой: при том, что рост серба 190 см, он плохо прыгает, не используя преимущества в воздухе, и от этого редко забивает головой. Согласно данным статистического сайта fbref Влахович по итогу последнего сезона в Фиорентине выиграл лишь 43% верховых дуэлей. Для столбового нападающего его роста подобный показатель сильно отстает от ведущих форвардов. А как играет Ювентус Аллегри? Верно, через бесконечные навесы.

Физическое здоровье.

Этот аспект разберем наиболее полно, поскольку именно в нем кроется чуть ли не ключевая причина спада качества игры Влаховича. Не результативности, а именно качественной составляющей. Весной прошлого года Душан получил крайне неприятную травму - паховую грыжу. Болельщики зачастую не до конца понимают значения этой травмы, ведь в основном тиражируются такие более частые случаи, как мышечные травмы ног и повреждения коленных суставов.

Боль в паху – это распространенное явление среди спортсменов, особенно тех, кто занимается футболом, хоккеем и австралийским футболом – то есть теми видами спорта, в которых большому, а иногда и чрезмерному напряжению подвергаются мышцы живота и проксимальные крепления мышц бедра. Все чаще причиной хронической боли в паху у спортсменов признают спортивную пубалгию. Впервые это явление описал британский хирург Джерри Гилмор в начале 1990-х – так возник термин «грыжа Гилмора» или «пах Гилмора». С течением времени данное заболевание сменило множество клинических названий: атлетическая пубалгия, грыжа спортсменов, синдром лобковой паховой боли, спортивная грыжа, травма паха футболиста, паховый синдром хоккеиста, паховый разрыв.

Пубалгия – это хроническое повреждение паха. У спортсменов с данной патологией имеется дисбаланс между аддукторами бедра и мышцами брюшного пресса в области лобковой кости, что приводит к ослаблению задней стенки пахового канала и как следствие – боли, локализующейся глубоко в паху. До сих пор специалисты не пришли к единому мнению ни по поводу этиологии, ни по поводу патофизиологии данного явления. Нет единства и в вопросе терминологии. Для обозначения паховых болей у спортсменов было придумано множество самых разных названий. На заседании Британского общества по лечению грыжи в Манчестере в 2012 г. было решено использовать термин «паховый разрыв», основываясь на патофизиологии заболевания. Однако в 2014 г. в Дохе был принят термин «ингвинально-ассоциированная боль в паху», который базировался на клинической картине.

В связи с тем, что атлетическая пубалгия является специфическим структурным повреждением, а не разновидностью отклонений, наличие дополнительных диагнозов (таких, как паховая грыжа, к примеру), не исключает диагноза «атлетическая пубалгия». К сожалению, термины спортивная грыжа и грыжа спортсмена, широко используемые в средствах массовой информации и в профессиональных сообществах, в значительной степени усложнили более широкое понимание нюансов и различий между конкретными повреждениями и результатами МРТ. К пубалгии могут привести такие виды активности как бег, удары ногами, режущие и скручивающие движения, резкие повороты и изменения направления движения. В США чаще всего подвержены заболеванию игроки в футбол, хоккей на льду и американский футбол. Многие пациенты до получения клинического диагноза в течение многих месяцев или даже лет страдают от симптомов пубалгии.

Kachingwe и Grech описали 5 признаков и симптомов атлетической пубалгии. К ним относятся:

  • Субъективные жалобы на глубокую боль в паху или в нижних отделах живота.

  • Боль обостряется при беге на скорость, ударах ногами, «срезывающих» движениях, выполнении ситапов и стихает во время отдыха.

  • Болезненная чувствительность в области ветви лобковой кости при пальпации (в месте прикрепления прямой мышцы живота и/или соединенного сухожилия).

  • Боль при приведении бедра с сопротивлением (угол сгибания бедра — 0, 45 и 90 градусов).

  • Боль при выполнении скручиваний с сопротивлением.

Диагностировать пубалгию довольно трудно из-за сложной анатомии, а также из-за того, что симптомы разных повреждений паха нередко дублируют друг друга. Клиницисту также следует принять во внимание, что у спортсменов с болью в паху могут быть сразу несколько диагнозов и наличие одного из них автоматически не исключает пубалгию. Из-за схожих симптомов между спортивной грыжей и другими болями в паху очень полезным представляется использование визуализирующих методов исследования, чтобы точно понимать причину боли.

Влахович столкнулся именно с атлетической диагностированной пубалгией, из-за чего вынужден все время терпеть боль. Возможны два вида лечения - консервативное, которое как раз и использует Ювентус в отношении Душана, и хирургическое. Как правило, консервативное лечение пубалгии должно продолжаться не менее трех месяцев, после чего может быть поставлен вопрос об операции. В сезон спортсмены могут прибегнуть к 4-недельному отдыху для восстановления. Фармакологическое лечение включает применение НПВС и оральных стероидов (с постепенным снижением дозы). Также выполняются инъекции селективными кортикостероидами или обогащенной тромбоцитами плазмой непосредственно в место прикрепления прямой мышцы живота или длинной приводящей мышцы. После отдыха пациент может вернуться к спорту. При наличии боли и дисфункции приводящих мышц рекомендуется проведение тенотомии или лапароскопии - то есть операции. Также может рассматриваться проведение операции на тазобедренном суставе, если у спортсмена имеются патологии данной области. Считается, что при наличии у спортсмена только пубалгии, полное восстановление и возвращение в спорт возможно в течение 6-8 недель. Если кроме пубалгии пациент перенес операцию по поводу феморо-ацетабулярного импинджмента, то восстановление займет 4 месяца.

Почему игрок и клуб сторонятся операции?

Ответ кроется в качестве работы основных суставов и мышц после хирургического вмешательства - стороны боятся, что последствия в виде ухудшения их работы будут необратимы. Тот же Поль Погба до последнего избегал операции на мениске, а в итоге все стало еще хуже.

По какой-то причине сегодня принято ругать Влаховича с отсылкой на неподходящий для него футбол, который ставит Аллегри. И тем не менее, сравнивая игру Душана до травмы и после, абсолютно все сходятся во мнении, что это два разных спортсмена. Это касается работы с мячом, менее резкой смены траектории бега, слабых ударов, отсутствии прыжков, и так далее. Влахович будто боится сделать очередное неверное движение, из-за чего боль вернется. А это плавно переносит нас к следующему пункту.

Психологический баланс.

В популярном сериале нулевых - Клиника - самым любимым персонажем у зрителей был доктор Персиваль Кокс. Это психологически неуравновешенный гений с синдромом Бога, который обладает невероятными навыками и знаниями в области медицины, и что самое важное - слишком хорошо об этом осведомлен. Своим слабым местом Перси прямо называет собственное «эго маньяка» - постоянную потребность в одобрении и акцентированном внимании окружающих на своих талантах и достижениях.

Душан Влахович полностью подходит под это описание. Он слишком зациклен на результате и будто не умеет радоваться мелочам. Его радуют победы, но куда больше радуют собственные голы. Партнеры из Фиорентины отмечали, как в последней игре календарного 2021 года Влаховичу не хватило одного гола, чтобы превзойти достижение Криштиану Роналду. В раздевалке форварда было не узнать - состояние тревоги, эмоциональная закрытость и полное отсутствие психологического вовлечения в результат самой игры.

Последний матч Ювентус - против Сампдории - сильно обнажил психологическую неустойчивость Душана. Не забивая уже шесть игр и постоянно испытывая тянущую боль, серб все чаще ошибается в банальных ситуациях, психует после неудач и банально не находит в себе сил искренне радоваться голам партнеров. Команда это чувствует и начинает, возможно неосознанно, выбирать на поле варианты без вовлечения Влаховича, который вероятнее всего ошибется. Николо Фаджоли трижды вместо передачи на Влаховича выбирал менее удобный пас на Костича на фланг, чтобы тот ограничился навесом. Это как один из примеров того, насколько отстранение футболиста от команды находит зеркальное отражение.

Даже тренер соперника Деян Станкович нашел время, чтобы подойти к соотечественнику после матча, чтобы обнять и поддержать в трудную минуту. Болельщики в социальных сетях почти полностью исключили шутки в адрес серба и пытаются донести до него ноту поддержки и объединения вокруг своих игроков. Журналисты все больше акцентируют внимание не на ошибках Влаховича, а на примерах поддержки игрока, вроде того же объятия Станковича, теплых слов от Аллегри и команды, ситуации с Костичем, который после гола Суле дернулся было утешить незабившего Влаховича, но тот прямо показал на необходимость сперва отпраздновать дебютный гол Маттиаса в профессиональном футболе. Примеры подобного вовлечения могут вытащить Влаховича из психологической ямы, но для этого подобному игроку с его «эго маньяка» требуются голы. Довольно легкий рубеж, который нужно наконец преодолеть. Голы, голевые передачи, прямое влияние на результат - это рецепт для счастливого Влаховича.

Болельщики Ювентуса по всему миру находят теплые слова для Влаховича и поддерживают его в этой неудачной серии. Со своей стороны я хотел сегодня продемонстрировать, насколько детали влияют на итоговую картину, равно как и затронутом в начале эксперименте Шрёдингера - невозможно узнать истину, пока определенные факторы тебе в этом мешают. А спешить осуждать и выставлять напоказ исключительно минусы - это только усугубит ситуацию. Подытоживая, хотел бы еще отметить, что в будущем сезоне кто-то из пары Аллегри/Влахович должен покинуть Ювентус, поскольку они откровенно мешают друг другу. Аллегри удобнее строить футбол вокруг нападающего формации Аркадиуша Милика, а Влаховичу куда удобнее работать с тренером, который заточен на раскрытие индивидуальных сильных сторон отдельных футболистов. Закончим словами пророчества из книги о Гарри Поттере, слегка видоизменив под нашу ситуацию - ни один из них не сможет быть спокоен, пока рядом другой.

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:

Деньги, деньги, дребеденьги. Восхищение фанатами Ювентуса, которых, наконец, услышали

Любил русскую классику, не умел бить пенальти, чуть не покончил с собой. Жизнь Пессотто в цветах футболки Ювентуса

Фанат, бизнесмен, реформатор. Андреа Аньелли покинул Ювентус спустя 12 лет

Туринец из Катании. Пьетро Анастази - олицетворение популярности Ювентуса за пределами Турина

Затмили вражду Капулетти и Монтекки. Отношения Ювентуса и Фиорентины как символ ненависти, не имеющей конца

Несправедливо забытый столп итальянского футбола нулевых. «Тандильский маг» Мауро Каморанези