6 мин.

Оффтоп. Картинг: Вчера. Сегодня. Завтра?

По общемировому признанию королевой автоспорта является Формула 1. Однако не стоит забывать, что свое начало класс королевских гонок берет с картинга. Эта машина – прямой прототип или уменьшенная копия болида Формулы 1. Как и в серьезных гонках, в соревнованиях на картингах также есть свои классы машин, свои особенности технического плана, а также свои пилоты-фавориты и аутсайдеры. И как бы то ни было, картинг по – прежнему остается спортом для юных, мужественных и смелых. Спортом, к которому стоит относиться серьезно.

Это серьезное и ответственное отношение подразумевается не только со стороны организаторов гонок, пилотов, технического персонала. Как и любой спорт, он во многом зависит от финансового обеспечения и административной поддержки. И как часто бывает, именно последние два фактора оказываются определяющими. Ярким примером может служить ситуация, которая сложилась вокруг спортивно – технического клуба «Кварц» в городе Гусь – Хрустальный. Этот клуб был достаточно известен в нашей стране и за её пределами в конце восьмидесятых годов – начале девяностых, но ныне переживающего не самые простые времена.

В 1985 году на базе средней школы №1 и завода кварцевого стекла был организован спортивно – технический клуб «Кварц», который действует и сейчас. За время существования клуба, а это 15 лет, бесплатное обучение прошли 600 воспитанников. Из них десять получили звание кандидатов в мастера спорта. За 15 лет деятельности клубу было присвоено более ста почетных грамот и призов. Среди них награды Международных соревнований, множество призов за победы в республиканских, традиционных межобластных соревнованиях по картингу в городах Москве, Санкт – Петербурге, Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле. Доброй традицией стала организация соревнований по картингу этапа Кубка России Государственным комитетом Российской Федерации по молодежной политике и Союзом МЖК России, которые ежегодно с 1995 года проводятся в последних числах июля на автодроме в Семеновке (Гусь – Хрустальный район). Гонки на этой трассе стали очень популярными.

Так в 1988 году туда приехало более трёхсот спортсменов. В этих гонках в свое время участвовали и те пилоты, которые потом стали известны в автогонках. Например, Алексей Васильев, напарник известного телеведущего и гонщика Николая Фоменко. Отлично выступали и сами воспитанники клуба – Юрий Роголев, Валерий Алферов, Эдуард Манов, Алексей Шишков, мастер спорта Алексей Мусатов и другие.        

Сами соревнования активно освещались в местной прессе, московских изданиях – в 1988 году на гонке лично присутствовал главный редактор журнала «За рулём» А.А. Логинов. Более того, в номере американского журнала «Soviet life» (журнал рассказывал о жизни СССР и существующих проблемах в перестроечный период) за январь 1989 года, есть статья «Молодые люди в провинции» (в рамках повествования о городе Гусь – Хрустальный). В статье говорится о том, что карт – клуб «Кварц» и его руководитель Рамейков В.Н. делает хорошее дело и обеспечивает занятость молодежи во внешкольное время.

Это день вчерашний. День сегодняшний выглядит как очень проблематичный. Первые проблемы возникли еще в 1994 году. Вследствие сложившейся на кварцевом заводе тяжелой финансовой ситуации клуб никем не финансировался и был близок к закрытию. В этот сложный для детского клуба период основную статью расходов по его содержанию взяло на себя предприятие МЖК «Юность» города Гусь – Хрустального. Занятия, конечно, продолжались, но положение дел безоблачным было назвать сложно. Этот кризисный период выявил два главных аспекта, которые мешают карт – клубу и его учащимся не только развиваться и принимать участие в различных соревнованиях, но и тренироваться и просто иметь необходимую материально – техническую базу.                                                                                                                                                                                            Первый – это проблема финансирования. Заметим, что на Западе юниоры соревнуются на однотипных специальных машинах, выпускаемых серийно. Но не только гусевскому клубу, но и другим российским детским клубам покупать машины за границей слишком дорого, остается одно – собирать из того, что имеется у клуба под рукой. Сейчас под рукой у клуба «Кварц» имеются лишь пара гаражей, в которых, собственно, складируются и собираются карты. Если некоторые помещения находятся более или менее в приличном состоянии, то другие просто напоминают какие – то полуразваленные вагончики, которых со дня на день съест ржавчина. Настолько в них все запущено. Даже в приличных гаражах, где хранятся, ремонтируются и собираются карты не самые лучшие условия для дел. Трудно пройти, практически всё пространство заставлено рабочими материалами, нет должного освещения. К тому же, место для хранения само по себе неудобное и уже подвергалось пожарам и кражам. Для улучшения финансовой ситуации не происходит ровным счетом ничего.

Руководитель клуба, Рамейков В.Н., без какой – либо поддержки администрации города вкладывал свои личные средства для «поддержания жизни» клуба и покупки уж совсем необходимых вещей и деталей. И по его словам, несмотря на то, что клуб пытается и продолжает существовать, а гонка в Семеновке при этом пользоваться прежнем успехом и считаться одной из лучших в России – перспектив поддержки не видно.

Из этого следует и второй, не менее важный аспект, организационно – административный. Та спортивно – учебная трасса, которая создавалась самим клубом и его руководителем, сейчас представляет собой сильно заросший сад. К слову, строилась эта трасса непосредственно за средней школой №1, с которой шло активное сотрудничество и привлечение детей из неё в клуб. После того, как она была сделана, это была полноценная трасса для тренировочных заездов и практических занятий. На данный момент трасса сильно заросла растительностью и сократилась как по протяженности, так и по ширине. И даже поездка по ней на небольшой скорости вряд ли доставит удовольствие гонщику, ввиду наличия приличного количества ухабов и вмятин разного диаметра. И эта ситуация также представляет собой замкнутый круг. Школа №1, в собственности которой и находится участок, где пролегает трасса, отказывается предпринимать на нём какие – либо активные действия. Более того, директор школы не собирается отдавать участок в собственность клуба. Следовательно, сам клуб тоже ничего сделать не может.

Путешествуя по маршруту трассы с руководителем клуба, я окончательно убедился в том, что если ничего не предпринимать ещё пару лет – территория за школой превратится в настоящий лесной массив. Что постепенно и происходит. Как итог – землей никто распоряжаться не хочет, тренировочные заезды проводить невозможно, участок, где было много сделано для детей, их обучения и отдыха, становится диким.

Если говорить о завтрашнем дне, то его очертания в плане существования клуба выглядят вполне осязаемо, а вот в плане развития и продвижения вперед – более туманно. Ведь пример клуба «Кварц» не единственный. Большинство детско-юношеских карт – клубов в нашей стране представляют собой довольно печальное зрелище – в настоящее время они существуют, прежде всего, за счет спонсирующих организаций и недоступны для большинства детей, желающих заниматься этим видом спорта. А ведь цель таких клубов – массовость, вовлечение как можно большего количества детей в работу клубов с целью организации досуга, развития творческих, конструкторских способностей, обучение детей культуре вождения и поведения на проезжей части дороги. Разве это не та программа, за которую так активно ратуют президент и премьер- министр нашей страны?

Более того, другие виды спорта имеют существенные налоговые льготы, право развиваться и выходить на международную спортивную арену. Почему их нет у картинга – это уже отдельный вопрос к Российской автомобильной федерации.