16 мин.

Капитан «Аталанты» в ужасе провел год в Харькове. Вместо Лиги чемпионов - война и депрессия

Ради этого Папу Гомес отказал половине топ-клубов.

Разношерстная «Аталанта» - одно из самых ярких впечатлений этого сезона. Ее атакующая игра заставляет воздыхать по ней любого, кроме фанатов Жозе Моуриньо. Джан Пьеро Гасперини, безусловно, творец этого шедевра, но в его руках были нужные для этого краски. И никак здесь нельзя не упомянуть о главной аргентинской кисточке, подчеркивающей взмахи седовласого художника – о капитане Алехандро Гомесе.

Пластичная техника выдает в нем лучшие черты аргентинского футбола – мобильные движения, развороты на 360 градусов, видение поля и голевые передачи очень напоминают сразу и Хуана Романа Рикельме, и Серхио Агуэро, и даже Лео Месси. Это уникальные игроки, поэтому такие ценятся очень высоко. Но для того, чтобы выйти на такой уровень, Папу потратил большое количество времени в Италии – сначала в «Катании», затем в «Аталанте». Однако многие забывают, что Гомес мог стать легендой вовсе не в Бергамо, а в далекой от теплой Италии Украине.

«Я обедал в Аргентине с Симеоне. Он сказал, что просит меня усилить команду. Но они приютили Вилью»

С ранних лет Папу был под протекцией Диего Симеоне. Гомесу в какой-то мере не повезло с первым большим клубом – им стал «Сан-Лоренсо», который является главным врагом любимой команды Папу «Индепендьенте». Зная об этом, фанаты на дерби устраивали настоящий адок. Доходило до того, что после удаления болельщики аплодировали судье. Но Симеоне верил в талант юноши, защищал от нападков ультрас и неизменно ставил его в основу, пробуя на разных позициях в схеме 4-2-3-1. И за полтора года Гомес сделал 8+5, что совсем неплохо для команды-аутсайдера (да-да, «Эль Чоло» из «Сан-Лоренсо» вообще тогда весной 2010 года выперли за неудачные результаты).

Затем они вновь пересеклись в итальянской «Катании», вот только если Папу взяли туда сразу летом 2010 года, то Симеоне пришел лишь зимой (правда, лишь на полгода). Там уже была большая аргентинская колония (Макси Лопес, Андухар, Карбони, Сильвестре, Иско, Ледесма, Берхессио – всего 12 человек на начало сезона), так что адаптация не должна была стать проблемой. Так оно и вышло – Диего, а затем и Монтелла с Мараном не видят Гомеса нигде, кроме как слева в атаке, и год за годом у Папу растет личная статистика. Особенно мощно проходит сезон 2012/13 – во время него он лично уничтожает дома «Лацио» (2+1 и общий счет 4:0), забивает в двух играх «Роме» (причем в Катании единственный победный), выглядит ярко и эффектно, чем привлекает внимание других интересных клубов. Общий результат 18+17 в «Катании» - это сильно. Тут вновь на сцену выходит Диего.

«Летом 2013 года я обедал в Аргентине с Симеоне. Он сказал мне, что просит меня усилить команду. В то время «Атлетико» не был так хорош, а с финансовой точки зрения они предлагали за меня 6 миллионов евро. «Катания» не хотела продавать менее чем за 10 миллионов. К тому же, они решили приютить Вилью, так что сделка сорвалась».

Гомес не поехал в «Атлетико», а мог бы – ведь тогда слева у мадридцев играл юный Коке, для которого эта позиция изначально была непрофильной, ведь он был плеймейкером. Впрочем, уже в свои первые матчи, а затем на протяжении всего сезона собственный воспитанник доказал свою необходимость той банде, взявшей свою единственную Ла Лигу и вышедшей в финал Лиги чемпионов. Но Гомес, думаю, не был бы лишним и там. Стал бы легендой «матрасников» сейчас.

Еще одним претендентом на звезду Серии А был «Интер». «Это правда. Сделка казалась решенным делом, и тут произошло увольнение Страмаччони. В схеме Вальтера Мадзарри 3-5-2 мне попросту не оказалось места», - рассказывал сам аргентинец. Также ходили слухи о «Лацио» и «Фиорентине», метившим в еврокубки.

Тут в дело стала включаться Восточная Европа. Зимой пошел слух об интересе ЦСКА. А что - гарантированная Лига чемпионов, хорошее место для южноамериканцев. Однако на тот момент в клубе был лишь один – еще тогда бразилец Марио Фернандес. В отличие от харьковского «Металлиста».

В Харькове тогда строилась отличная команда. Уже несколько лет клуб играл в еврокубках (еще бы – шесть раз подряд заканчивать чемпионат Украины третьими), достигал четвертьфинала Лиги Европы, к Евро родной стадион быстро реконструировали и превратили в современную классную арену. У Мирона Маркевича сложился опытный коллектив, место в котором было и южноамериканцам – 6 аргентинцев (а Хосе Эрнесто Соса был еще и капитаном) и 8 бразильцев. Да еще и впервые Лига чемпионов – обошли-таки киевское «Динамо» на 4 очка и впервые выиграли серебряные медали чемпионата Украины. Выбор для Гомеса был очевиден. За 7 миллионов евро и увеличение втрое его зарплаты.

«Металлист» — серьёзный клуб, который растёт с каждым годом. Да, у меня были предложения от «Интера», «Фиорентины» и мадридского «Атлетико». Но «Металлист» был самым настойчивым и выиграл борьбу за меня, поэтому я здесь. У меня огромное желание уже начать тренироваться с командой и познакомиться с главным тренером. А Лига чемпионов само собой. В этом турнире выступать хотят все», - гордо и с ходу заявлял Гомес на представлении. И он был действительно честен перед всеми. Прежде всего, он приехал сюда за Лигой чемпионов.

«Я отправился играть за «Металлист», чтобы выступать в Лиге чемпионов, но у меня не получилось»

Гомес приехал в Харьков в начале августа 2013 года. «Металлист» уже начал свой поход в квалификации Лиги чемпионов, грохнув в гостях ПАОК 2:0. Еще один довод для подписания контракта – так или иначе, но осенью поиграю в еврокубках, где еще до этого не был ни разу. Но одновременно с его приходом стали появляться шокирующие новости.

Спортивный суд в Лозанне вынес решение о признании игры «Металлиста» с «Карпатами» сезона 2007/08 договорным. Лишение бронзовой медали того же чемпионата. Дисквалификация шести игроков того состава на три года. Серьезные штрафы. Дело пошло дальше – этим решением заинтересовались в УЕФА. И пока Харьков праздновал выход в раунд плей-офф (сыграли 1:1 дома с греками и вышли на «Шальке»), бумаги шуршали и дела раскрывались.

Тем временем Алехандро дебютировал за команду дома против луцкой «Волыни». И начал-то отлично – выйдя слева в атаке, аргентинец резко выбегал из-под спин защитников, обводил одного за другим, перемещался с фланга на фланг, часто бил и выглядел просто прекрасно.

Но уже через несколько дней в УЕФА вынесли судьбоносное решение – отстранить клуб от дальнейшего участия в еврокубковой кампании. Это был первый звоночек. Начались проблемы адаптации.

Уже выступая за «Аталанту», Гомес впоследствии говорил, что первые полгода на Украине на самом деле прошли хорошо, хотя, безусловно, были проблемы с культурой и языковым барьером. Об этом же он говорил и во время самого выступления за «Металлист»: «Сейчас для меня тяжелый период в личном плане. Когда я приехал из Аргентины в Италию, мне было легче… Страна с похожей культурой и похожим языком, мне было проще. В Украине все по-другому. К этому просто нужно привыкнуть, а для этого нужно немного времени. Чужой язык еще доставляет проблемы. Я ведь, в основном, нахожусь на базе или на выезде и сталкиваюсь с повседневной жизнью реже, а моя жена с ребенком часто дома одни. Без знания языка ей сложно, и, наверное, это волнует меня в первую очередь». Тем не менее, Папу не заявлял о желании уехать из Украины мгновенно. И все же, проблемы на поле были видны. Несмотря на успехи клуба (шли первыми, не проигрывали «Шахтеру» и «Динамо» в личных встречах), Гомес играл инертно, не пасовал, не забивал. Болельщики, мягко говоря, были им недовольны, они не видели разницы между его игрой и выходами на поле Гоменюка. А он страдал. Южноамериканец, попавший в другую культуру. Такое бывает. Нарастала депрессия. Хотел играть против «Арсенала» лондонского, а выходил он только на «Арсенал» киевский.

Первый свой гол Гомес забил лишь в конце октября. Да-да, все это время он выходил на поле, не пропустил ни одной игры (хотя уже с сентября был чаще на скамейке), и в итоге родил-таки первый гол. Удивительная история, но в тот период «Металлисту» нужно было сыграть две подряд игры с «Карпатами» - в чемпионате и Кубке. И он забил в обеих встречах. Причем такие мощные выстрелы издали – да-а-а. Все как в «Аталанте» - по красоте.

Что-то это изменило? Увы, нет – за оставшиеся четыре игры до перерыва команда набрала лишь три очка из двенадцати, по сути лишившись первого места в чемпионате, а Гомес был привидением на поле.

Начались проблемы финансового характера уже в самом клубе. Новый владелец Сергей Курченко был мутноватым типом, с которым появились проблемы с выплатами зарплаты, сделками по покупке стадиона и другими историями. Ведь смотря на всю ситуацию сейчас спустя 7 лет, когда Курченко находится в бегах, а в Харькове другой клуб, становится понятно, почему Гомес называл руководство «непонятным». Стоит упомянуть, что за трансфер аргентинца «Металлист» на лето 2014 года не выплатил порядка 4 миллионов евро, что спровоцировало Алехандро на заявление в прессе впредь больше не возвращаться в клуб. Но это мы забегаем вперед – да, это одна из причин ухода, но не единственная. Ведь началась война.

«Кто-то говорит, что я сбежал, но я просто не мог рисковать своей семьей»

Зимой вышло интервью для «TMW», где аргентинец подтвердил – не нравится ему на Украине. «Я хочу играть в Италии. На Украине холодно, сложный язык. Команда у нас отличная, но все остальное... Я не могу акклиматизироваться, я не счастлив. А когда вне поля все складывается не лучшим образом, то и на поле ни о чем хорошем думать не приходится». Понеслись слухи: «Ривер Плейт», «Фиорентина»… У «фиалок» был прямой интерес арендовать Гомеса, однако «Металлист» выставил четкое условие – продажа за 10-12 миллионов евро. «Металлист» и слышать не хочет о моей аренде, учитывая те значительные деньги, которые они заплатили летом. Когда я вернусь в Украину, то поговорю с ними, но шансы на мой отъезд в январе очень малы». Ведь харьковчане просто не могли отпустить его после того, как в аренду в «Атлетико» уехал капитан Соса. Девич тоже стал что-то подозревать и переехал в Казань. Самое грустное, что ушел из клуба Мирон Маркевич – из-за финансовых проблем в «Металлисте». Не уехал никуда Гомес, хотя так хотел, так хотел… Как оказалось, совсем не зря.

Результативность он стал показывать еще на спаррингах. На Объединенном суперкубке-2014 забил послематчевый пенальти ЦСКА и гол «Зениту», оформил дубль в ворота «Леванте», отличился с «Хальмстадтом». Да, это спарринги, но подготовился ко второй половине сезона он качественно. Все почему? Потому что как раз весной Гомес был очень неплох, несмотря на все личные проблемы.

В 10 играх (9 из них – от свистка до свистка) он оформил 2+5.

Да, все шансы на чемпионство «Металлист» упустил – если до перерыва те три ничьи в ноябре еще как-то могли выправить ситуацию, то вот ничья с «Говерлой» и поражения от «Шахтера» и «Динамо» полностью лишили шансов, так как после всего этого харьковчане оказались на 4 месте в 12 очках от Донецка. И за Лигу чемпионов уже не зацепиться – «Днепр» ускакал на 9 очков вперед, и даже победа в личной встрече не помогла.  А ведь Гомес там забил очередной гол пушкой издали.

Затем еще один мяч «Карпатам». Вот ведь ирония судьбы – накидать 3 из своих 4 мячей на Украине той команде, которая когда-то за пять лет до этого где-то в тесной харьковской раздевалке предопределила практически всю жестокость жизни аргентинца там. Видимо, у него на них был какой-то особый зуб. Оно и логично. И ведь еще один мощнейший выстрел из-за пределов штрафной!

Пять голевых передач. Пять! Тоже ведь отличная статистика. Они были разные – и стеночка с Шавьером, и навес со штрафного на Юссуфа, и продавив Макаренко корпусом. Две голевые передачи сделаны в игре с запорожским «Металлургом», особенно нужно выделить эту, в которой Папу разразился неплохим таким дриблингом.

То есть Гомес во второй половине сезона выглядел реально неплохо. С такой статистикой можно было продолжать вполне играть на Украине и дальше. И его бы «Металлист», наверное, оставил у себя. Ведь команда в итоге заняла третье место, готова была выступать в Лиге Европы. Вот только сам он никоим образом не хотел оставаться в команде. В стране творился хаос.

Стоит ли напоминать про Майдан, огромные стычки с полицией, войну на Донбассе, бегство президента? Вы сами всё знаете. Для аргентинца, просто желавшего спокойной мирной жизни, это казалось полным ужасом.

«В «Металлисте» первые полгода все складывалось хорошо, но затем началась война и вокруг стали появляться вооруженные люди. Мне было страшно. Я видел мужчин, ходящих по улицам с автоматами. Мы не могли купаться, потому что вода была загрязнена, моя жена была в депрессии, у нее выпадали волосы. Мы не могли готовить, чистить зубы из-за воды, войны, неизвестного мира. Последней каплей стал сбитый малазийский «Боинг». После этой трагедии все аргентинцы команды попросились на выход. Я не мог больше так жить».

В марте Гомес психанул – после тренировочного сбора уехал и на протяжении двух-трех недель никому не отвечал. Таким образом он увез семью из Украины на родину. Но, как видите, вернулся, и без последствий доиграл сезон. В апреле высказал мнение, что если ситуация в стране станет лучше, то «дальше все будет хорошо». Но лучше не было. Хаос в стране, долги по зарплате, уход Маркевича. Страшно? Ну еще бы.

Летом Папу психует еще больше и отказывается совсем возвращаться в стан клуба. Точнее, он прибыл на сбор команды, однако после крушения «Боинга» и получения повестки Эдмаром (вряд ли это сильно повлияло, и тем не менее напряженные латиноамериканцы могли быть в шоке от такого) Гомес ретировался вместе с Сосой и Кристальдо.

«Клуб хочет, чтобы я вернулся и начал тренироваться, но я не собираюсь возвращаться еще дней пятнадцать. Думаю, меня оштрафуют, но мне абсолютно все равно. Мой дом находится рядом с главной площадью города, где проходят всякие акции протеста и демонстрации. Один раз было, что я попал в эпицентр событий, когда ехал на своем автомобиле. В Аргентине вы не уверены в своем будущем, а на Украине вообще идет война. Мне не хочется рисковать, ведь ситуация может еще больше ухудшиться. Хочу попросить «Металлист» отпустить меня в аренду или продать»

Уже и так ходили слухи про окончательный уход во «Фиорентину», а все эти события окончательно уверовали в то, что Гомеса в Харькове больше не увидят. Слухи связывали Алехандро не только с «фиалками», но и с «Вероной» и даже с «Сан-Лоренсо». Но выбор пал на «Аталанту».

«Увы, но год в «Металлисте» оказался ужасным, хотя и выгодным с экономической точки зрения. Дисквалификация клуба от УЕФА, проблемы адаптации, потом в Украине началась война... Кто-то говорит, что я сбежал, но я просто не мог рисковать своей семьей. Могу предположить, что я в «Металлисте» завершил свое формирование как футболиста. Страдания закалили мой характер. Пришлось начинать все заново в «Аталанте», которая не была тогда тем клубом, что сейчас», - рассказывал Гомес этой весной о жизни в Харькове.

Сложно сделать из всего этого какой-то полноценный вывод. Для первого сезона Гомес выступал вполне неплохо, хотя в целом болельщики плевались от его игры. И понятно, что он приезжал в Харьков ради еврокубков, хоть и говорит, что «тут платили больше», «единственная выгода – финансовая» и все такое. Если он приехал на первый сбор летом 2014 года, то это означало, что если бы разрешился политический кризис в стране и «Боинг» не сделал «бум», то он продолжил бы играть в «Металлисте» - как-никак клуб вышел в групповой этап Лиги Европы, да еще и в слабую группу (другой вопрос, что сам «Металлист» уже был слаб). Первые полгода на раскачку – это нормально. Вторые полгода показали его неплохой уровень.

Однако на таких людей сильно влияют такие вещи, как дисквалификация УЕФА. Просто представьте – тебе две недели назад гарантировали Лигу чемпионов, а потом раз и всё, только матчи с «Говерлой». Затем адаптация в абсолютно чужеродной стране, где не так много солнца, веселой латиноамериканской жизни (читай некуда сходить) и сложный язык. Не помогли ему и личные интервью итальянцам, где Гомес открыто заявлял, что ему здесь некомфортно – как будто на Украине нет журналистов, умеющих переводить с итальянского. А ведь это вызывает вопросы как в клубе, так и у болельщиков. Проблемы с зарплатой – Маркевич, Девич и Соса не просто так ушли из клуба, и они об этом говорили в прессе. Всё это добивает страх за жизнь семьи, когда полстраны выступает на улицах, часть государства переходит в руки России, а на высших постах власть меняется как перчатки. И в конце концов сбиваются самолеты. Как тут не заскучать по теплой и спокойной Италии.

Ему уж точно этот год снится в кошмарах. Но по крайней мере, в кровати в Бергамо и в статусе капитана самой яркой команды Европы. Альтернативное будущее выглядело совсем не радужно.

Фото: AP Photo/Francesco Pecoraro, MagniANSA; EPA/Oleg Shishkov; VK/fcmetalist

Бернардески окончательно затух в «Юве». Просыпался ли?

«Let’s go in!» - крикнул Сульшер, и «МЮ» пропустил. Обзор матча Кубка Англии «Ман Юнайтед» - «Челси»

Первое разочарование рестарта – «Шальке». Претендовали на Лигу Европы, а набрали лишь 2 очка