7 мин.

Проблемы детско-юношеского футбола на примере сборной России. Часть 1

Как известно, сборная России по футболу досрочно вышла из группы обыграв такие "маститые" команды как сборные Казахстана, Сан Марино, Кипра и Шотландии.

Однако проиграла сборной Бельгии оба матча, как на выезде, так и дома.

Стартовый состав сборной в домашнем матче с Бельгией, который завершился со счетом 1:4 в пользу бельгийцев.

С одной стороны, ничего удивительного, ведь где находится в рейтинге сборных Бельгия (1), а где Россия (37). Это действительно так, но как такое возможно, если у нас страна с населением в 147 млн. человек, а у Бельгии - 11,5 млн.?

Все просто, против сборной Бельгии играет не сборная России по футболу, а сборная Москвы и Петербурга.

Казалось бы в ней собраны футболисты 13 различных клубов, двое из которых заграничные. Но это то, что на поверхности. А если копнуть глубже, и посмотреть выпускниками каких футбольных школ или академий являются наши игроки, то мы увидим, что Шунин выпускник (Академия Динамо М); Джанаев, Караваев и Головин (ДЮСШ ЦСКА); Джикия, Беляев, Миранчук, Ерохин, Жемалетдинов (Академия Локомотива); Семенов, Бакаев, Дзюба (Академия Спартака М); Чистяков, Петров, Кузяев, Ионов (СДЮШОР/Академия Зенита); Кудряшов (Сибиряк Братск 19), Жирков (Спартак Тамбов 19), Фомин, Комличенко (Академия Краснодара), Зобнин (Академия Коноплева), Ахметов (Академия Рубина), Оздоев (Ангушт Назрань 19).

Остаются лишь Ахметов, Зобнин, Оздоев, Кудряшов и Жирков не из Москвы или Санкт-Петербурга.

При этом тот же Зобнин хоть и является воспитанником академии Коноплева, но начинал свою карьеру в Динамо 2. Аналогичная ситуация с Кудряшовым (из Сибиряка в Спартак 2). Оздоев начал получать практику лишь в Локомотиве. Юрий Жирков засверкал лишь тогда, когда его купил ЦСКА. Сейчас что-то подобное мы видим на примере Ахметова. Пусть он пока не блещет, но он играет и набирается опыта, опять же в ЦСКА.

Итого 16 воспитанников Москвы и Питера, 2 воспитанника Краснодара, 2 бразильца и 5 игроков, кому дали возможность выступать на более высоком уровне лишь в Москве.

Вы думаете так просто совпало, что в сборной по большому счету представители лишь 2 регионов (и то городов) страны, а в РПЛ все совсем иначе? Ок, давайте проверим.

Из 258 российских футболистов, заявленных всеми командами на текущий сезон, 149 это воспитанники московских и питерских школ футбола. Это уже более половины участников чемпионата (58% от общего количества).

Но мы посмотрим еще глубже, ведь из оставшихся 109 футболистов - 4 это натурализованные бразильцы, 3 игрока прошли школу немецкого футбола, 2 испанского, 3 украинского, 1 эстонского.

Но и это еще не все, из 96 футболистов, не прошедших школы Москвы или Питера, и не обучавшихся заграницей, лишь немногие получают достаточное количество игровой практики.

Возьмем за пример Ахмат, где вроде бы много своих воспитанников и вообще наибольшее количество игроков не питерских или московских школ - 12 человек. В Ахмате, как мы уже отметили выше - 5 своих воспитанника (Уциев, Садулаев, Абубакар и Халид Кадыровы и Ахъядов). Из всех этих футболистов стабильную практику в РПЛ имеет Уциев. Садулаев лишь дважды в своей карьере выходил на поле с первых минут. А. Кадыров - не сыграл пока ни одной минуты во взрослый футбол. Х. Кадыров - начиная с сезона 2011/2012, когда впервые вышел на замену в РПЛ, и до настоящего времени он провел 4 игры, начиная в стартовом составе (ни одну не доиграл до конца) и еще 10 раз выходил на замену. Чем-то похожа была ситуация, сложившаяся у Ахъядова, который до прошлого сезона дважды отыграл в старте Ахмата и дважды выходил на замены. Но в прошлом году, благодаря кризису в Анжи, получил, находясь в аренде в этом клубе, довольно обильную порцию игровой практики - 12 игр в старте и 10 выходов на замену. Правда, будучи форвардом за все эти игры он не забил ни одного мяча и отдал лишь 2 голевые передачи. Наверное поэтому в этом году своих шансов в Ахмате он еще не получал (зато успел немного поиграть в ФНЛ). И ведь в основном это не 17-20 летние парни, а уже опытные игроки. Лишь Садулаеву 19 лет, остальным от 23 и выше.

В Ахмате есть еще вратари Мелихов (не имеет практики в РПЛ) и Гудиев (19 игр в РПЛ за всю карьеру).

Получается, что из тех, кто не прошли школы Москвы или Питера, и не обучались заграницей (как Швец и Харин) регулярно в Ахмате играют - Уциев и Городов, и относительно регулярно - Митришев, Гащенков и Мусалов. И это самый не московско/питерский клуб, в остальных все еще печальнее.

Итак, мы уже выяснили, что большинство футболистов воспитаны футбольными клубами Локомотива, Динамо, Спартак, ЦСКА, Торпедо и Зенита. Еще довольно много воспитанников в РПЛ «поставили» такие академии как Чертаново (Москва), им. Коноплева (Тольятти), Краснодара. Несколько игроков дали подмосковная школа УОР №5 Мастер-Сатурн и ростовская академия им. Понедельника.

Однако две из вышеупомянутых академий, имени Коноплева (Тольятти) и имени Понедельника (Ростов-на-Дону) испытывают огромные финансовые трудности и потихоньку умирают.

Получается, что если молодой футболист хочет всерьез заиграть на высоком уровне в России, то у него очень простая перспектива – пытаться попасть в московские или питерские футбольные школы. Есть еще возможность попытать счастья в академии Краснодара. Все. Остальные попадают в наш футбол только случайно. Это чистая статистика.

Но почему все происходит именно так?

Самый главный вопрос, это вопрос конечно же финансов. Так уж сложилось, что львиная доля всех финансовых потоков в нашей стране сконцентрирована в столице нашей Родины:

Почти 70% выручки всей страны сконцентрированы в одном городе (естественно основная масса это нефте-газовый сектор). И эти цифры только растут. Все очень просто, так как компании зарегистрированы в Москве, то и выручка стекается в этот город. Деньги закачиваются в один город, люди естественным образом богатеют и продолжают скупать все доходные бизнес структуры в регионах, лишь увеличивая процент выручки для Москвы. Так Москва постепенно захватывает и иные отрасли. Например известная всем россиянам сеть супермаркетов Магнит, ставшая одной из крупнейших сетей в Европе, и позволившая Сергею Галицкому основать футбольный клуб Краснодар, продана последним группе компаний ВТБ. Нужно ли говорить, а каком городе зарегистрирована ВТБ?

В Санкт-Петербурге же зарегистрирован ГазПром. И хотя эта небольшая доля выручки по сравнению со всеми компаниями Москвы, в пределах страны это тоже очень жирный кусок.

Вот и получается у нас с вами такая система (нужно сказать, что глубоко больная на мой взгляд), когда основная часть финансовых потоков сосредоточена в двух конкретных городах страны. Поэтому неудивительно, что основные футбольные школы работают также именно тут. Кроме того, у футбольных школ этих городов есть возможность просматривать молодых игроков других школ и забирать их или за копейки (по меркам большого футбола) или совсем бесплатно.

Так например начинавший в школе ростовского СКА Антон Митрюшкин был подсмотрен скаутами московского Спартака и в 14 лет уже оказался в академии Спартака (сумма полученная СКА РнД неизвестна, как и то, получена ли она вообще). Аналогичным образом обстоит ситуация с вратарем молодежной сборной России - Александром Максименко. Он будучи уроженцем Ростова-на-Дону начинал заниматься футболом в ростовском Локомотиве (с 9 летнего возраста), затем 3 года занимался в академии им. Виктора Понедельника, но уже в 15 лет его заметили и выкупили представители Спартака М за 7 000 евро. Константина Кучаева ЦСКА забрал из Сатурн-Мастер (которая тоже практически московская школа) за 50 000 евро. За какие деньги в свое время забрали Вячеслава Грулева, Роман Зобнина или Илью Кутепова (а равно и других футболистов) из академии им. Коноплева неизвестно, но явно не за большие деньги.

И если академии не видят больших денег, то стоит ли говорить о первых тренерах этих мальчишек?

Так например первый тренер Александра Головина - Александр Плясунов на вопрос о том, компенсировал ли ему что-либо ЦСКА за переход его воспитанника в Монако ответил так:

Нет, они вроде бы и не должны. Я во-первых, плохо знаю законы. А во-вторых, мы ничем не связаны, никакими договорами.

Продолжает же этот специалист тренировать детишек все там же, в Калтане, маленьком городке (20,5 тысяч жителей) Кемеровской области.

И хотя законодательно вроде бы и предусмотрены какие-то компенсации, но на деле всего этого оказывается явно недостаточно.

Более детально о законодательстве в этой сфере, о конкретных тренерах и академиях, а также о том, во сколько обходится обучение одного молодого пацана футбольным школам и их родителям мы поговорим во второй части. В ней же попытаемся поискать и хорошее в нашем Д/Ю футболе, хотя это и будет весьма непросто.

А пока, я прощаюсь с вами и хочу пожелать, чтобы в нашей стране, вопреки всему все же появлялись новые Аршавины, Титовы, Тихоновы, Семаки и Яшины. А что вы думаете, хорошо ли, что дорогой в большой футбол может стать практически только поездка в Москву или Питер? Или вы думаете, что все это выдумка автора и все у нас в стране нормально с детско-юношеским футболом?

Спасибо за прочтение и ваши комментарии. Спишемся.