5 мин.

Что такое популярность: футбольный случай

Листая различные спортивные новостные ленты, часто можно увидеть заголовки типа:

 

  • Хоккей – спорт #1 в России;

  • Популярность футбола в стране падает;

  • Уровни популярности керлинга в России и Канаде несравнимы.

 

Звучит все красиво, складно, да и к тому же смысл легко усваивается читателем. При этом, никто не задумывается: что такое популярность, в чем она выражается, кто и как её измеряет? К тому же если случайно встреченного прохожего попросить объяснить феномен популярности отдельно взятого вида спорта, то в лучшем случае человек начнет рассуждать о посещаемости, ТВ-рейтингах... В худшем случае (что более вероятно) – запнется на первом же слове, поскольку ранее о подобном никогда не задумывался.

Так что такое популярность?

Прошлые публикации данного блога были посвящены Индексу Развития Футбола, который был разработан Центром Стратегических Исследований в Спорте при РЭУ им. Плеханова. Данный материал раскрывает результаты подсчета второй критериальной группы индекса – популярность футбола.

Для первой редакции индекса популярность была охарактеризована тремя показателями:

  1. Массовость футбола

  2. Посещаемость высшей футбольной лиги

  3. Количество клубов (профессиональных и любительских)

Индекс популярности

Опять-таки, если бы критериев было больше, то и модель была бы объективнее. Однако нужно понимать, что мы собираем данные по всем 209 странам, входящим в ФИФА. Следовательно, в первой редакции были использованы данные, которые можно было найти по всем или большинству стран.

Массовость футбола: островитяне впереди планеты всей

Футбол один из наиболее доступных видов спорта. Есть мяч и условные рамки ворот – матч уже состоится. Следовательно, футбол по праву считается одним из самых массовых видов спорта в мире. Логично ведь, что люди не будут играть в игру, которая им не интересна. Отсюда массовость может очень точно обуславливать популярность любого вида спорта. Однако вновь встает вопрос отображения данного абстрактного термина в количественном выражении.

 

Если массовость предполагает вовлеченность населения в данном виде спорта, то логично измерять футбольную массовость в количестве людей, играющих в футбол. Поскольку численности население стран, понятное дело, по всему миру разнятся, то целесообразно было использовать не абсолютное значение числа людей, играющих в футбол, а их процентное соотношение от общего населения.

Массовость футбола

По массовости Россия занимает лишь 128 место, опережая не очень успешную плеяду футбольных держав. При этом лидирующие позиции по данному критерию занимают в большинстве своем островные государства, названия которых известны не каждому отличнику по географии. Та же Коста-Рика, ошеломившая весь мир на Чемпионате мира в Бразилии, занимает третью строчку вполне заслуженно, ведь каждый 5-й гражданин стран играет в футбол.

Посещаемость матчей высшей лиги: в Индии и Канаде люди ходят на футбол

Возможно, посещаемость футбольных матчей - это один из самых точных параметров популярности. Отсюда изобильно аргументировать его присутствие в расчетной модели не имеет смысла и просто неинтересно.

 

Посещаемость футбола

Всем давно известно о вечно переполненных стадионах во время матчей немецкой бундеслиги. Никого не удивляет сверх-интерес к футбольным матчам в Англии и Испания, где спортивные арены не уступают по числу потока туристов Саграде Фамилья и Биг Бену. И тут на 4-м месте рейтинга посещаемости футбола попадает И… не Италия, а Индия! Идем по списку дальше – вновь недоумение: Китай и Канада занимают 10 и 11 места, соответственно. И только потом, на 19-й строчке видим знакомую нам державу. Наверное, любой россиянин скажет, что футбол в нашей стране популярнее, чем в Канаде и Индии, и, самое страшное, что жители этих стран тоже спокойно это признают… При этом, цифры показывают обратную картину.  

Количество клубов: футбол как отдушина для рабочего населения

Многим может показаться, что если первые два критерия вполне логично вписываются в модель, то количество клубов тут вообще «ни к селу, ни к городу». Если ни у кого подобной мысли не возникло, то искренне извиняюсь за собственную предвзятость.

Люди, когда-либо игравшие в централизованной любительской лиге, где есть свой состав участников, игровые сезоны, утвержденный календарь, собрания команд – короче все по-серьезному, понимают, насколько это круто. Любительские клубы сближают людей, объединяют коллективы – это порой единственное светлое пятно среди серых рабочих будней людей.

Да, может быть, игроки не столь техничны, атлетичны и не так хорошо смотрятся в кадре, но именно в любительском футболе сохранилась вся прелесть настоящего мужского футбола. В нем хлещут эмоции, идет борьба до конца, частенько случаются выяснения отношений – все это прелести футбола. С помощью любительского футбола львиная доля болельщиков отдают дань уважения своей любимой игре в том виде, в котором могут это сделать. В этом и заключается футбольный романтизм.

 

 

Неудивительно, что именно в Англии количество клубов больше всего в мире (посмотрите видео).

 

Количество клубов в странах

Итак, где все же футбол популярнее?

В Германии… На самом деле несколько разочаровывающий итог с учетом всех предыдущих неожиданностей, но тем не менее логичный. При этом не подвела Канада, уверенно расположившись на 5-м месте вместе с США. Подобный факт тоже не укладывается в голове: как в стране, где есть NBA, NFL, NHL, MLB, соккер может быть соизмеримо популярен, как в Европе?! Не говоря уже о сравнении с Россией, которая занимает 32-е место в мире по рейтингу футбольной популярности.

 

Топ-20 стран по футбольной популярности

Резюмируем

Надо признать, что итоговый рейтинг популярности вызывает некоторые вопросы относительно объективности отражения реального положения дела. При этом приведенные аналитические данные не врут. Да, модель нужно совершенствовать, критиковать, тестировать. Возможно, e;t в следующей редакции мы сможем как-то включить информацию о ТВ-аудиториях футбольных матчей, хотя бы как фактор поддержки. В планах также есть и использование маркетинговых данных – количество продаваемой атрибутики, футбольного инвентаря. Но это уже все более сложные показатели, трудно интерпретируемее и, что особенно важно, тяжело доступные.

 

Дополнительно о данном исследовании можно узнать, прочитав статью о Football Development Index в журнале “GR Sport”, или посетив сайт sport-research.com.

Авторы исследования: Воробьев А. И., Солнцев И.В., Осокин Н. А., Шамарин А. С., Ремизов К. К., Рубанович К. Б. и Прилепкин А. И.

 

Центр Стратегических Исследований в Спорте – Российский Экономический Университет им. Г. В.