10 мин.

Flash in the night

Одержав победу в Гран-при Бахрейна, Нико Росберг упрочил свое положение в чемпионате’2016. Для Нико это была первая победа на Сахире, хотя в прошлые годы он весьма яростно сражался здесь за победу с Льюисом Хэмилтоном и уже дважды ранее брал в Бахрейне поул. Но побеждать до нынешнего момента здесь не доводилось, хотя отличные воспоминания для Росберга наверняка связаны и с его дебютным Гран-при в 2006 году, когда он в первой же своей гонке установил время быстрейшего круга. Для Нико сезон начался конечно сказочно – две победы в двух гонках. К слову сказать, в Бахрейне Росберг еще улучшил свой личный рекорд, выиграв уже пятый Гран-при подряд. Вообще мало кому в истории Формулы-1 удавалось выиграть пять гонок подряд, в числе этих людей есть и Льюис Хэмилтон. Так что еще по одному параметру Нико сумел догнать партнера. Все это говорит, что в 2016 году нас ждет серьезная заруба.

Судьба Гран-при Бахрейна во многом решилась уже на старте, и даже еще до старта. Себастьян Феттель впервые в карьере не сумел принять старт в Гран-при, после того как еще на прогревочном круге мотор его Ferrari заволок дымом всю округу. Что ж, не стартовать в гонке за рулем красного болида ранее доводилось при похожих обстоятельствах и Михаэлю Шумахеру, и Алену Просту… Хэмилтон, накануне вновь взявший поул (51-й в карьере, сумасшедшие цифры!), опять же снова провалил старт, в то время как Росберг выполнил задачу на старте еще лучше, чем в Мельбурне. Неудачно стартовал и Кими Райкконен, на которого легло все бремя ответственности за результаты Ferrari.

Наконец, Хэмилтон еще и получил вбок от отлично стартовавшего Валттери Боттаса в первом повороте, за что финн получил штраф в виде проезда по пит-лейн. Судьи строго обошлись с Валттери, на мой взгляд. Конечно он действовал очень оптимистично и тормозил очень поздно, но Льюис сам открыл ему калитку, которую затем захлопнул. Обычный гоночный инцидент, в котором можно было обойтись без штрафов. Но для Льюиса после этого гонка складывалась еще сложнее, он и позиции потерял, и машина была все-таки повреждена, так что не давала ему возможности показать весь потенциал Mercedes W07 Hybrid. Чего не скажешь о Росберге, который полностью использовал полученное преимущество. Но вообще Льюис был не одинок – многие пообломали себе крылышки в бурных событиях первого круга… А что меня особенно впечатлило – после гонки Хэмилтон совсем не был расстроен, расслабленно улыбаясь и комментируя события гонки. Так же как и в Мельбурне, где он тоже упустил победу. Наверно все дело в том, что и там, и там, Льюис провел очень захватывающие, боевитые гонки, боролся, обгонял. Это то, что он любит, это то, что и есть гонки. А победы обязательно придут – в своих силах уж кто-кто, а мистер Хэмилтон вполне уверен.

Наконец, наш рекордсмен, у которого восемь подиумов на одной трассе, но ни один из них не является победой. Кими создавал в гонке прессинг на Росберга, не давая лидеру расслабиться. Но все же настоящей битвы за победу не завязалось, хотя Ferrari неотступно следовала по следам Mercedes, и постепенно приближалась. Для шансов Кими на победу губительным также стал старт, когда он откатился назад. Далее он обгонял, – Риккьярдо и пилотов Williams, которые отлично начали гонку, - и все делали в Scuderia верно, но созданного за это время Росбергом отрыва хватило, чтобы позиции Нико остались незыблемы. Что ж, в любом случае гонка для Райкконена сложилась очень даже успешно.

Бахрейн позволил сделать немало выводов.

Во-первых, очень грамотный шаг с переносом основных событий уик-энда на вечернее время суток. Гонки и ранее были хороши в Бахрейне. Этой трассе, как и многим другим «тилькедромам» можно привести претензию, что она дает возможность ошибки, но Сахир требователен и к машинам, и к гонщикам, здесь есть техничные повороты и, главное, трасса действительно располагает к борьбе и обгонам. А с переходом на темное время суток гонка стала еще и более комфортной с точки зрения погоды, причем не только для гонщиков, а заодно и сложнее тактически. Остывающая трасса – это всегда такая перчинка в сюжете. А каково зрелище этих «колесниц богов», рассыпающих снопы искр на бешеной скорости!

Во-вторых, наконец хороший звук. Впервые за три года я не ловлю себя на мысли (уже второй уик-энд подряд), а чего это машины у нас такие тихие?! Да, это другой звук – не такой как в атмосферную эпоху, и не такой, как в прежнюю турбоэру. Но это наконец звук, достойный Ф1.

В-третьих, что еще более важно – эти болиды очень быстрые! Мало того, что они снимают по три секунды с круга по сравнению с прошлым годом. В Бахрейне время поула Хэмилтона побило абсолютный рекорд трассы Сахир, установленный Марком Уэббером на четвертой тренировке в 2005 году! После этого возникают серьезные вопросы к планам регламента’2017, на который возлагались надежды серьезно ускорить болиды Ф1 и назывались значения где-то в 3-5 секунд на круге. Эти болиды уже быстрее на 3 секунды, чем год назад, повторюсь. В естественной ситуации эволюции в рамках действующего регламента, пусть с небольшими, точечными изменениями. И это, кстати, вполне серьезный аргумент в пользу тех, кто считает, что нынешняя Ф1 вполне себе хороша.

В эту же пользу и следующее наблюдение. Очень плотная и непредсказуемая борьба как в средней группе команд, так и в группе аутсайдеров, причем эти две группы весьма близки друг к другу. Выделяются пока только две команды-лидера: Mercedes и Ferrari. Позади них же все перемешано, и уже в квалификации нельзя рассчитывать на легкое прохождение из первого сегмента. В кои-то веки Manor не выглядит явным аутсайдером. В Бахрейне Паскаль Верляйн смотрелся очень прилично, удивив и в квалификации, и потом в гонке боролся с пилотами номинально более сильных команд.

Но более всех удивляет Haas F1. Да, безусловно машина у них приличная, это стало понятно уже по темпу в Мельбурне, да и на тестах они явно не выглядели провально. Тем не менее, в шестом месте в Австралии Романа Грожана явно прослеживался элемент удачи. Но уже в квалификации в Бахрейне Грожан опроверг все доводы скептиков, чуть не выйдя в третий сегмент (а в этом году в него проходят не десять, как раньше, а восемь быстрейших пилотов). Эстебан Гутьеррес также вмешался в плотную борьбу в группе с теми же McLaren и Force India. Гонку же Роман провел просто блистательную. Без всяких пейс-каров, без остановок гонки он по делу, по темпу приехал во второй гонке новой команды на пятом месте, по ходу дистанции опережая многих именитых соперников. Просто блестяще! Сразу вспоминаются и прошлые успехи Грожана в Бахрейне, где он не раз бывал на подиуме. Haas же пока оставляет неизгладимое впечатление. Такого сильного дебюта Формула-1 давно не припоминает. Это круче, чем Toyota в 2002 году. Toyota, с ее рекордным бюджетом! Тем более, это сильнее чем BAR в 1999-м. Пожалуй прежний сравнимый дебют – это Stewart в 1997-м, но и то, болиды команды Джеки и Пола Стюартов далеко не сразу стали приезжать в очки, хотя темп был изначально многообещающий.

На этом фоне слабовато пока выглядит Sauber. Они ждут обновлений болида, но ситуация в команде непростая. Конечно, жаль, что славная швейцарская команда, которую уже можно называть одним из старейших коллективов в Ф1, сейчас переживает не самые простые времена. Немного более неожиданно, что близки к Sauber и Renault. Сказываются позднее начало подготовки к сезону, смена мотора в межсезонье, но от заводской команды всегда ждешь большего.

Неожиданно провалились в Бахрейне Force India, но Серхио Перес неудачно провел квалификацию (еще одно подтверждение, что сейчас в этой сессии не расслабишься), а Нико Хюлкенберг стал одним из участников инцидентов на первом круге гонки, что сразу отбросило его в хвост пелотона.

С Williams же творится вообще что-то необъяснимое. Масса и Боттас отлично начали гонку, но дальнейшая неудачная тактика привела к тому, что заканчивали они Гран-при уже в конце десятки, что в данном случае выглядит поражением. Да, возможно многие не догадывались, что в неожиданно прохладных для Бахрейна условиях шины Medium будут слишком медленными, при этом не давая выигрыша по выносливости относительно Soft. Но почему-то именно в Williams с «завидной» регулярностью делают промашки по тактике. И если в 90-х уровень техники позволял Williams выигрывать гонки даже с тактическими оплошностями, то ныне для того, чтобы вернуться на победный уровень, все составные части должны работать идеально. Тем более удивительно, ведь в команде сейчас работает Пэт Симондс.

Квалификация, которая в Бахрейне прошла второй раз по новым правилам, смотрелась в общем-то получше, чем в Мельбурне. По крайней мере, в финале лидеры совершили по две попытки, и именно во второй попытке Хэмилтон вырвал поул из рук Росберга. Вообще главное отличие нынешней квалификации от прежнего формата – для того, кто находится на последней-предпоследней позициях она заканчивается не с отмашкой финишным флагом, а через установленный временной интервал, 1,5 – 3 минуты. То есть времени для маневра, для повторной атаки почти не остается, что увеличивает прессинг. Также это не дает времени на возможное изменение настроек на вторую попытку. По большему счету, даже нет необходимости выезжать всем толпой с зеленым сигналом светофора – все равно шин на несколько быстрых кругов подряд не хватит, лучше чуть подождать, и проехать попытку по чистой трассе. Но это в теории – в реальности все торопятся поскорее застолбить место в таблице. Главный же эффект новых правил квалификации – активность сместилась ближе к началу сегментов, в середине еще что-то происходит, но к концу обычно уже все затихает, и отмашку клетчатым флагом делать некому. Как шутят, обладатель поул-позиции теперь может сбегать на судейскую вышку и сам помахать флагом. Предпочтительнее все-таки видеть сражение под самый финал, и чтобы у всех оставался шанс улучшить время.

Для нас важно, что нелучшим образом провел квалификацию Даниил Квят, замкнув протокол второго сегмента. Это произошло после довольно удачных тренировок, где пилот Red Bull нашел хороший темп. Но к моменту квалификации, вечером поведение болида изменилось в нелучшую сторону, что стало неприятным сюрпризом для Дани. Неприятно это особенно потому, что как и в Мельбурне, Дэн Риккьярдо свою квалификацию провел отлично, опередив оба Williams, а гонщики «младшей» команды, Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс также выступили успешнее Квята. А это главные соперники Даниила на сегодняшний момент – фактически у него не один, а три партнера по команде, из которых руководство Red Bull будет выбирать состав на следующий год.

Зато гонку Квят провел на высоте. Для Даниила в Red Bull выбрали альтернативную тактику, со стартом на Soft и более поздними первыми двумя пит-стопами. По ходу Гран-при Даниил ощутимо поднялся в пелотоне, финишировав в итоге на седьмой позиции. При этом в ходе гонки он совершал красивые атаки, в том числе опередив Валттери Боттаса и Фелипе Массу.

Тем не менее, Макс Ферстаппен закончил гонку выше Квята – на одну позицию. Но это и понятно, - в данном случае Макс воспользовался преимуществом более высокой стартовой позиции. После истерики Мельбурна, где Сайнс показал себя более взрослым гонщиком, в Бахрейне голландец проявил себя зрело. Как ни относись к Максу, но его нельзя не рассматривать всерьез. Карлос же на этот раз хлебнул неудачи…

Среди итогов Бахрейна нельзя не заметить, что счет очкам McLaren Honda в новом сезоне открыл никто иной как Стоффель Вандорн, - бельгиец закончил свою дебютную гонку в Ф1 на десятом месте, а днем ранее опередил Дженсона Баттона в квалификации. Тем не менее, я бы не сказал, что Вандорн сильно удивил. От него сильного дебюта как раз можно было ожидать. Далее скорее всего Стоффеля ждет запланированный сезон в японской Суперформуле – еще один год учебной программы в качестве гонщика молодежного состава McLaren. Так как в Китае за руль должен вернуться Фернандо Алонсо, который к этому времени, надеемся, залечит свои травмированные ребра.

Завершаясь, вернемся еще раз к победителю. В Бахрейне Нико Росберг завоевал свою 16 победу в Ф1 и сравнялся по количеству побед с сэром Стирлингом Моссом. Безусловно, здесь следует сделать оговорочку. 16 побед Мосса на этапах чемпионата мира имеют совсем другое значение, проецируя на нынешние времена, это как если бы у сэра Стирлинга было бы побед 30. Мосс по количеству побед среди современников уступал только своему великому напарнику Фанхио, и превзошел как Альберто Аскари, так и, тем более, всех остальных. Но есть все-таки кое-какой факт, который сейчас объединяет и Стирлинга Мосса, и Нико Росберга. И это не то, что оба в своей карьере пилотировали «серебряные стрелы». На настоящий момент 16 побед Мосса и Росберга-младшего – это рекордное количество побед для гонщиков, не становившихся чемпионами мира. Но вряд ли Росберг захочет отнять у сэра Стирлинга этот рекорд…