11 мин.

«Лидс» сменил эмблему. Зачем?

Александр Толкачев разбирается в самой шумной истории последних дней.

Что произошло?

24 января ровно в полдень по британскому времени (и, соответственно, в три часа дня по времени sports.ru) выступающий в Чемпионшипе «Лидс Юнайтед» решил ни с того ни с сего порадовать своих поклонников новой эмблемой клуба. Что характерно, к смене логотипа клуб своих болельщиков никак не готовил. Вообще. Первый пост, хоть как-то предупреждающий о новой эмблеме, был опубликован пресс-службой в клубном твиттере ровно за 2 минуты (!) до того, как там появилось само обновленное лого. Отличный анонс, парни!

За 1 минуту (!!) до публикации нового логотипа пресс-служба «павлинов» залила в твиттер промо-ролик новой эмблемы. К слову, вполне приличный промо-ролик. Качественное видео делать в «Лидсе» однозначно умеют – достаточно вспомнить прошлогоднее видео, призывающее покупать сезонные абонементы. Если вы забыли (или, что более вероятно, не видели его вообще), то с тем шедевром до мурашек можно ознакомиться тут. Впрочем, мы отвлеклись от темы. Отсмотрев промо-видео новой эмблемы полностью, как раз и можно было понять, как будет выглядеть новая эмблема клуба. Правда, вряд ли кто-то из фанатов досмотрел его до конца. Длина видео – 1:52, а примерно через минуту на гаджеты болельщиков начало сыпаться эпичное пушап-уведомление, начинающееся со слов «Это наша новая эмблема». BANG! Какие уж тут видео в такой ситуации.

Предыстория

На самом деле, революционная смена футбольных эмблем, цветов формы и прочих невероятно важных для фанатской базы вещей для «Лидса» совсем не редкость. Еще в 60-х великий Дон Риви (разумеется, до того, как стать великим) затеял никем не понятую смену цветовой гаммы клуба с традиционных желто-синих цветов на полностью белый комплект. Говорят, тренер вдохновлялся и был большим поклонником игры мадридского «Реала» тех лет. Новый цвет тоже долгое время не принимали всерьез, но история все расставила по местам – сейчас мы знаем «Лидс» под прозвищем «белые», а никак не «желто-синие».

Да и сами логотипы «Лидса» меняются довольно часто. За неполные сто лет жизни клуба «Юнайтед» пережил уже десять различных эмблем. Эта должна была стать одиннадцатой. Кого только поклонники йоркширского клуба не видели на логотипе – там были совы (дань гербу города), павлины (отсылка к прозвищу клуба), смайлики (привет минимализму 70-х), розы (йоркширские белые, конечно же!) и даже просто надпись L.U.F.C, выполненную затейливым шрифтом. Текущее лого действует с 1999 года и было введено личным решением Питера Ридсдейла – председателя правления клуба в то время. Говорят, задумка была в том, чтобы максимально совместить традиционные британские фишки «Лидса» на логотипе щитовой формы, более свойственном для клубов континентальной Европы.

Как выглядит новая эмблема

Собственно, смотрите заглавное изображение статьи. Вот так. Давайте препарировать ее на отдельные элементы. Итак, цвета. Белый, желтый, синий – клубные цвета соблюдены, не проигнорирован ни один из них. Отлично. Контур правильной формы – вроде тоже не так уж и плохо. Текстовка «LEEDS UNITED» в верхней части лого. И, наконец, безголовый мужчина, бьющий себя кулаком правой руки в грудь в характерном жесте. Что за…?

На самом деле, это не какая-то больная фантазия дизайнеров. У этого жеста есть очень приятный исторический бэкграунд. Это движение называют Leeds Salute и оно широко известно в среде болельщиков «Лидса». История возникновения, как и много другое, вышедшее из народа, абсолютно точно неизвестна. Есть только гипотезы: говорят, что этот жест возник во многом из-за строчки «We all love you Leeds, Leeds, Leeds» гимна клуба Marching On Together, релиз которого состоялся в 1972 году. Если вам интересно, прослушайте трек – и вы поймете, почему на троекратном повторении слова Leeds так и хочется трижды стукнуть себя кулаком в грудь. Мелодия и душа этого просто требует.

Так вот, где-то до конца 80-х этот жест оставался исключительно фишкой фанатов «Лидса». Говорят, так они могли узнавать своих в чужом городе в дни выездных матчей. И только в 1987 году это движение стало публичным и его стали исполнять футболисты во время празднования голов, подчеркивая тем самым свою особую связь с фанатами. Пионерами публичного исполнения этого жеста во время футбольных матчей стали Глин Снодин, Винни Джонс (тот самый) и Крис Камара, после чего это движение стало характерной фишкой особо преданных «Лидсу» футболистов. Оно никогда не становилось слишком попсовым, и всегда было символом особого йоркширского единения фан-базы и команды.

Зачем это было нужно?

Не так давно (в прошлом году) у «Лидса» сменился владелец. Одиозного, и чего греха таить, основательно сумасшедшего итальянца Массимо Челлино сменил его соотечественник Андреа Радриццани. Ему слегка за 40, он активно пользуется соцсетями, сделал себе имя и состояние (гуглите компанию MP & Silva) на продаже и продвижении спортивных трансляций в странах Азии и позиционирует себя как современный управленец. Возможно, он хотел получше адаптировать логотип клуба для возможного продвижения на малоосвоенные американский и азиатский рынки, а также создать новую позитивную эмблему под свою эпоху управления клубом и потенциальное возвращение в премьер-лигу. Ведь не секрет, что нынешнее лого ассоциируется у болельщиков не только с положительными моментами вроде полуфинала Лиги чемпионов, но и с очень грустными временами почти случившегося банкротства и вылета в третий дивизион.

В общем, тут лучше всего подходит классическое высказывание. Хотели как лучше, а получилось как всегда.

Реакция общественности

Ошеломительная. Кажется, из первых 50 комментариев под твитом «Лидса» о новой эмблеме не было ни одного положительного. Сразу же была создана петиция против этого логотипа на Change.org, которая начала в отличном темпе собирать тысячи подписей. Болельщики и просто случайные прохожие начали дико троллить креатуру «Лидса» в соцсетях, предлагая десятки и сотни смешных вариаций логотипа. И, конечно, в тред пришло много дизайнеров-любителей, которые принялись за просто так творить свои варианты нового логотипа. Многие из них, кстати, выглядят очень даже ничего.

После болельщиков к троллингу приступили целые футбольные клубы. Английская «Астон Вилла», египетский «Замалек», российский «Зенит» и т.д. – по количеству отреагировавших на новую эмблему «павлинов» можно вполне изучать географию. На этом этапе о новом логотипе «Лидса» уже писали всевозможные СМИ, а количество подписей петиции Change.org продолжало упрямо расти. Так или иначе, «Лидс» и его управленцы получили профит даже от этой провальной эмблемы – о клубе вновь заговорили из каждого утюга. Свое веское слово сказал даже «КАМАЗ» из славного города Набережные Челны.

А лично нам, пожалуй, во время серфинга по твиттеру больше всего запомнилось вот это тамошнее высказывание одного из фанатов «Юнайтед»: «Ни во времена Кена Бейтса, ни во времена Массимо Челлино — ещё никогда я не видел болельщиков «Лидса» настолько едиными в своём недовольстве, как сегодня».

Почему это так плохо?

1. эмблема выглядит слишком мультяшно и слишком по-американски. Поищите картинку с логотипами команд MLS – этот герб «Лидса» будет смотреться там как родной. Консервативные британцы, конечно, по умолчанию не любят все сделанное в США.

2. эмблема никак не учитывает наследие предыдущих логотипов. Где хотя бы белая йоркширская роза, черт возьми? Где тот самый шрифт с завитушками? Где сова, павлин, смайлик – хоть что-то из элементов предыдущих эмблем? Связь с историей, за исключением цветов логотипа, отсутствует полностью.

3. эмблема слишком упрощена. Многие саппортеры в соцсетях даже начали предполагать, что она была сделана не под заказ, а с использованием типичных стоковых заготовок.

4. эту эмблему может наваять в графическом редакторе даже человек с базовыми навыками пользования ПК. В принципе, именно поэтому эта эмблема в связке с пафосным слоганом от клуба «6 месяцев исследований» и стала интернет-мемом. В том же твиттере люди убедительно доказали, что для создания новой эмблемы и близко не требуется полугода. Для этого хватит и 10 минут.

5. время для презентации нового логотипа выбрано откровенно неудачное. Во-первых, сейчас последняя неделя трансферного окна и болельщики по умолчанию ждут подписаний новых игроков. Разумеется, твиты вроде «Can he play left back?» или «Sign a striker ffs» в дискуссии о новой эмблеме никого не должны удивлять. Во-вторых, «Лидс» провально начал этот год в части результатов (на данный момент команда не может победить в 5 играх подряд).

6. отсутствие хоть какого-то заблаговременного анонса нового лого. Кажется, про это уже было сказано выше.

7. в следующем году «Лидс» отметит столетний юбилей. Если сейчас и менять эмблему, то только на ее юбилейный вариант. Но нет, ни одной отсылки к 100 годам жизни клуба на новом лого не обнаружено.

8. личный и интимный для болельщиков «Лидса» салютный жест играет ключевую роль в новой эмблеме. Это неправильно. Это примерно то же самое, что поставить любимую песню любимой группы на звонок мобильника. Через месяц она перестанет вам нравится. Через два вы начнете ее ненавидеть

9. клуб пишет про консультации с 10 тысячами болельщиков по поводу нового логотипа. Нам не удалось найти ни одного. Наверное, 5 тысяч из этих 10 болеют за «Манчестер Юнайтед», а оставшиеся 5 – за «Миллуолл» :)

10. черт возьми, всех предыдущих причин вам недостаточно?

Что дальше?

«Сегодня определенно не был самый легкий день в моей карьере. Мы знали, что реакция общественности на новую эмблему будет неоднозначной, но подобного количества негативных отзывов, конечно, не ожидали», – говорил исполнительный директор «Лидса» Ангус Киннейр через пару часов после объявления новой эмблемы. Бывшие футболисты клуба были куда менее дипломатичны в своей риторике. «Болельщики этой команды – гордое племя, пережившее немало тяжелых периодов. И в тот самый момент, когда виднеется свет в конце тоннеля, собственное руководство решает полоснуть фанам серпом по яйцам. Эмблема в стиле грёбаного Микки Мауса!», – высказался бывший нападающий Даррен Хаккерби. «Когда я проснулся у себя в Австралии и увидел все эти новости о новой эмблеме «Лидса», то чуть не обосрался. Сначала подумал, что проспал до 1 апреля и уже наступил #деньдураков», – написал в твиттере Майкл Бриджес.  Иан Харт тоже был недоволен, но смог воздержаться от обсценной лексики: «Я люблю «Лидc», но если быть честным, я совсем не фанат нового лого».

Короче, недовольны были все. Опросы в соцсетях и на сайтах британских СМИ показывали совсем уж неприличные цифры в пользу противников нового  логотипа – 84, 91, 79, 88%. Конечно, в этой ситуации клуб мог пойти на принцип, рискнуть конфликтом с фан-базой и настоять на своем, но решил этого не делать и принял единственно верное в этой ситуации решение – признал ошибку.

«Мы бы хотели поблагодарить болельщиков за вчерашний фидбэк. Уровень шума и глубина высказанных мнений показывает, какой великолепной фан-базой мы обладаем. Пока текущий совет директоров будет работать в «Лидсе», болельщики всегда будут в самом сердце, в самом центре любых подобных действий. И к ним будут прислушиваться. Мы провели тщательное исследование из желания изменить эмблему «Лидса», чтобы она символизировала новую эру для клуба. Тем не менее, после вчерашних событий мы признаем необходимость проведения дополнительных консультаций с болельщиками, и мы полны решимости работать вместе с вами, чтобы создать образ, которым мы все сможем гордиться. На следующей неделе мы опубликуем информацию о том, как болельщики смогут поучаствовать в процессе консультаций и обсуждения внешнего вида нашего нового логотипа», – говорится в официальном заявлении, которое пресс-служба «Лидса» опубликовала через сутки после обнародования той самой эмблемы. К этому момента петиция против нового лого набрала 75 тысяч подписей – это два забитых до отказа «Элланд Роуд».

Как мы видим из пресс-релиза, новый логотип у «Лидса», похоже, все-таки появится, но он однозначно не будет таким, каким нам его представили в полдень 24 числа.

Очень здорово, что в современном футболе мнение болельщиков еще может на что-то влиять.

Фото: leedsunited.com

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram