10 мин.

Гран-при Бельгии: Настоящие гонки

Доминатор  

Дженсон Баттон уверенно выиграл первую гонку сезона, оставив не у дел своего напарника поулмена. Дженсон финишировал на втором месте, оказавшись единственным, кто бросил перчатку Росбергу в Китае. Но затем наступил Бахрейн, европейская фаза сезона, и… британец сник. Это была не просто какая-то моральная неуравновешенность, которая приключилась год назад с Льюисом. Баттон потерял свой конек. Свой фирменный стиль. Дженсон потерял себя. Будучи образцом экономии резины Баттон перестал понимать работу шин и не в силах найти баланс обновленного шасси стал беспощадно убивать один комплект за другим, превратившись в жалкое подобие когда-то топ-пилота. Первая половина сезона оказалась полностью проваленной. Англичанин набрал в ней столько же очков, сколько за одну-единственную успешную первую гонку. И вот в Германии на Хоккенхайме мы увидели проблески вернувшегося Баттона. Чемпиона мира 2009 года. Выиграть не удалось, но боевое «серебро» с последующей борьбой за подиум через неделю в Венгрии позволяли надеяться, что кризис позади.

И вот на 12 этапе чемпионата мира, на самой гоночной трассе первенства Дженсон предстал во всей красе! Это мог первым сделать Феттель, но ему помешал генератор в Валенсии. В результате именно Баттон стал первым пилотом, который в 2012 пролидировал всю гонку. От старта и до самого финиша. Более того, 20 кругов Дженс преодолел на опциональной резине, на которой завоевал свой поул-позишн! Поул, которого Баттону не удавалось завоевать на протяжении 60 Гран При. Со времен чемпионского Brawn! До Большого Шлема не хватило только лучшего круга. Он у Дженсона лишь 10 из 18 финишировавших пилотов. Но за него очки не дают, а вот за победу англичанин взял максимум и теперь в условиях схода Льюиса отстает от напарника, победившего в прошлой гонке, лишь на 16 очков! Притом что накануне имел равное количество баллов с Грожаном, делив с французом 7 место, и очко уступал Росбергу. Все они, начиная с партнера-соотечественника и заканчивая французом и немцем, свой баланс не пополнили, а англичанин сделал решающий ход. Кто говорил, что у Баттона нет шансов на титул?

Борьба за подиум  

9 время круга в десятой впереди Дженсона… 11 время в квалификации. 10 позиция на решетке за счет штрафа напарника, но невероятно проваленный старт, в результате которого даже уходивший в бой с 18 места Ковалайнен оказался на пару позиций выше… Кто же этот герой и как ему при подобных исходных данных удалось оказаться первым после Дженсона на финише? Это Феттель. И этим все сказано. В очередной раз показав, кто в команде самый быстрый, немец в очной борьбе опередил напарника точно так же, как Сенну. По внешнему радиусу шиканы Bus stop! И Массу там же, дважды. По разным траекториям. Словно и не было той печально известной атаки на Баттона в 2010 году, когда критика в адрес Себа достигла апогея.

Немец словно абсолютно точно знал, в какой точке можно атаковать конкурента и насколько позже его тормозить. Причем эти знания были эксклюзивны. Единственный, чье сопротивление Феттелю сломить не удалось, – его более титулованный соотечественник. Шумахер с адски долгим перетормаживанием сохранил за собой внешний радиус шиканы, а в ответ на перекрещенную траекторию Себастьяна поставил свой болид под прямым углом атаке, свернув на пит-лейн. Действующий же чемпион смог оставаться еще на два круга дольше и больше после этого не заезжать! Феттель стал единственным, кто кроме Баттона, успешно реализовал тактику единственного пит-стопа, хотя накануне гонки и не мечтал о подобном развитии событий.В итоге Себ, как и в гонке за чемпионат 2009, уступил только Дженсу.

Однако сразу после старта борьба впереди выглядела совершенно иначе… Феноменальный первый круг продемонстрировала Force India. Особенно Хюлькенберг, который прыгнул с 11 позиции на 3! Ди Реста же осуществил скачок с 9 места на 4. Дальше происходило и вовсе невероятное: стартовавший на жестком типе резины Нико (кроме него это сделал лишь его тезка из Mercedes) в очной борьбе за 2 место опередил Райкконена! Хюлькенберг был очень хорош, но он боролся с лучшим гонщиком Арденн современности.  

Кими Райкконен выиграл пять гонок на Спа-Франкоршам подряд, если не считать последний круг в 2008 и разбитый в Blanchimont болид. Финн не стартовал в своей дебютной бельгийской гонке из-за отказа трансмиссии на Sauber до рестарта, сошел и в первой гонке за McLaren после старта с лучшей на тот момент 2 позиции вследствие отказа двигателя Mercedes. Затем наступила пресловутая серия побед, и Кими ушел непобежденным в 2009. Теперь Вы видите, каким явлением в Бельгии является Райкконен?Ни финиша без победы. Однако после возвращения финна в F1 судьба распорядилась иначе. Кими побеждал на Спа-Франкоршам и с 10 позиции. На этот раз он благодаря штрафу Мальдонадо уходил в бой третьим, но не смог сохранить подиумную позицию перед пит-стопом, ибо несмотря на проблемы Кобаяши сам Райкконен испытывал огромные проблемы с балансом шасси. Его стартовый medium настолько быстро износился, что финн стал легкой жертвой и Хюлькенберга, и Шумахера. Для улучшения сцепления с трассой Lotus пришлось увеличивать углы атаки антикрыльев, и в результате максимальная скорость финна на самом длинном скоростном участке перед Les Combes была абсолютно неконкурентоспособна. Но Райкконен блестяще выбрался из проигрышного положения.

Залог успеха Кими кроется в своевременном первом пит-стопе, когда механики Lotus сменили гонщику изношенный чемпионом комплект стартового medium на жесткий, но свежий состав. Райкконен разом прибавил в темпе на 3 (!) секунды, и когда уверенно отрывавшийся на первом отрезке Хюлькенберг выехал из боксов, уже не немец был в полутора секундах впереди, а финн с отрывом в полсекунды. На второй волне пит-стопов Force India пыталась отыграться. Но лишь на круг более ранний финальный заезд в боксы не позволил молодому пилоту вернуть своему «прототипу» должок. Однако эта борьба к тому моменту стала уже не за «серебро», а только лишь за низшую ступень пьедестала, ибо пока гонщики команд средней руки бились за каждый сантиметр пространства их всех одним махом оставил не у дел чемпионский Red Bull Феттеля. Юный немец просто не поехал в боксы во второй раз, и, пронаблюдав как Кими и Нико свернули за третьим комплектом резины, добрался до финиша на поставленном еще на 21 круге неприкатанном hard.Таким образом, Нико не попал на подиум, однако превзошел свой лучший в карьере 5 результат, показанный в Валенсии. А Кими впервые в истории остался на финише в Арденнах без победы…

Но в борьбе за пьедестал был еще один герой. Да, ему досталось еще меньше, поскольку тактику единственной остановки реализовать не удалось, а после второго пит-стопа пропала 6 передача. Да, 2 место, занимаемое на первом отрезке, быстро стало утопией, и он повторил результат своей дебютной после возвращения гонки в Бельгии. Но это Михаэль Шумахер. Абсолютный рекордсмен в истории Спа-Франкоршам. 6 побед, не считая отобранной в пользу Хилла в 1994 году. Именно в Спа немец дебютировал на Jordan в Формуле 1 в 1991. Одержал первую победу в карьере на Benetton год спустя. Превзошел Алена Проста, выиграв в 52 раз в 2001. Отметил 20-летие в Формуле 1 в прошлом году. И, наконец, в 2012 Михаэль праздновал 300 гонку. Как все символично. Занимательно, что в 2010 такой же юбилей в Спа отмечал и самый сильный напарник Шумахера, Баррикелло. И семикратный чемпион в отличие от Рубенса отметил 300 гонку 7 местом, а не сходом на первом круге.

 

Остальные борцы за очки

Жан-Эрик Вернь повторил лучший результат Сепанга

Поскольку мест на подиуме лишь три, другие пилоты за свои успехи претендовали, максимум, лишь только на зачетные баллы.В первую очередь, стоит отметить Toro Rosso, которая удвоила (!) свой очковый баланс. Если Force India, как говорилось выше, прыгнула на 3-4 места на первом круге, то молодежная команда Red Bull на 6-7, совершив еще больший прорыв. Особенно стоит отметить Даниэля Риккьярдо, который лишь в третий раз в сезоне уступил в квалификации Верню и при этом добился прогресса в 10 позиций за круг! По ходу гонки за счет более ранних пит-стопов Даниэль держался выше своего напарника, однако, не сумев удержать позади себя Уэббера, Массу и Шумахера в очной борьбе, на финальном отрезке подпустил ЖЭВа обратно. Жан-Эрик также обогнал австралийца и после медленного прокола Бруно Сенны вместе с напарником праздновал повторение лучших результатов в карьере, а также первого совместного очкового дубля.

 

Росбергу удалось опережать лишь вертолет. До очков Нико так и не дотянулся...

Проводящим первый полный сезон пилотам фарм-клуба чемпионской команды удалось опередить на финише одну из вышеупомянутых Force India. Замкнул очковую зону лучший новичок 2011 года Пол ди Реста. Чемпиону DTM не удалось развить успех первого круга, из-за отказавшей перед стартом KERS. Однако молодой шотландец смог не подпустить к себе Росберга, рвавшего и метавшего на свежих опциональных покрышках после провала тактики одного пит-стопа у Mercedes. Впрочем, для Нико 11 место нельзя назвать афронтом, учитывая, что сын чемпиона 1982 года впервые с Сузуки’11 не вышел из первого сегмента и после штрафа за смену коробки вынужден был стартовать 23.

Вчистую проигранная напарнику гонка, тем не менее, даровала Марку 8 очков

Середину очковой зоны составила пара вторых пилотов топ-команд, проведших неплохую гонку при старте из второго десятка.Марк Уэббер после второй, как и у Росберга, внеплановой замены коробки передач в Германии вынужден был вновь лишиться 5 мест на старте. Бесполезное сравнение квалификационного счета с напарником, как и в Mercedes, могло возыметь смысл, когда Марк совершил рокировку с Себастьяном, прорвавшись с 12 позиции в очковую зону на первом круге. Однако неоптимальные передаточные числа не позволяли болиду австралийца максимально разгоняться на прямой Kemmel, и Уэббер уже на 2 круге отдал 8 позицию Сенне. Затем не смог ничего противопоставить конкурентоспособности напарника… И, наконец, на финальном отрезке в очной дуэли уступил даже Массе, взяв лишь 6 место.

Фелипе же, всю гонку выступая за честь единственной Ferrari, провел за спиной Уэббера. У них была абсолютно одинаковая тактика использования резины, и даже на финальный пит-стоп гонщики заехали за свежим hard на одном круге. И, тем не менее, Масса смог склонить чаши весов в свою сторону, добившись 5 позиции! Неплохо, учитывая старт с 14 места.

Душераздирающая массовая авария на первом круге, а также все интересные эпизоды борьбы будут рассмотрены в традиционном Разборе полетов

Статья опубликована в авторской колонке